Найти в Дзене

Что такое ОБРАЗОВАНИЕ?

24 января весь мир отмечал Международный (не побоюсь этого слова!) день образования. Тут еще недавно Татьянин день отмечали. Поэтому я предлагаю сегодня разобраться в этом, казалось бы, простом слове - ОБРАЗОВАНИЕ. Какое у нас представление об этом понятии, какое образование мы даем нашим детям, что мы хотим получить от образования. И чем образование является на самом деле. Что мы представляем себе, когда слышим или видим слово ОБРАЗОВАНИЕ? Кто-то себе представляет школу, класс, кучу учеников и учительницу вроде меня, сразу нахлынули воспоминания, вот меня вызывают к доске, урок я не выучила, и опять двойка. И так 11 лет бесконечных уроков и домашних заданий, потом еще ОГЭ, ЕГЭ как страшный сон. Или можно себе представить аудиторию в универе, где скучающие студенты пялятся в свои гаджеты, и не менее скучающий препод в сотый раз объясняет мало кому нужный предмет типа философии. И вот наконец спустя лет этак 13-16 таких вот заседаний – кому как повезет, вы наконец-то можете свободно взд

24 января весь мир отмечал Международный (не побоюсь этого слова!) день образования. Тут еще недавно Татьянин день отмечали.

Поэтому я предлагаю сегодня разобраться в этом, казалось бы, простом слове - ОБРАЗОВАНИЕ. Какое у нас представление об этом понятии, какое образование мы даем нашим детям, что мы хотим получить от образования. И чем образование является на самом деле.

Что мы представляем себе, когда слышим или видим слово ОБРАЗОВАНИЕ? Кто-то себе представляет школу, класс, кучу учеников и учительницу вроде меня, сразу нахлынули воспоминания, вот меня вызывают к доске, урок я не выучила, и опять двойка.

И так 11 лет бесконечных уроков и домашних заданий, потом еще ОГЭ, ЕГЭ как страшный сон. Или можно себе представить аудиторию в универе, где скучающие студенты пялятся в свои гаджеты, и не менее скучающий препод в сотый раз объясняет мало кому нужный предмет типа философии. И вот наконец спустя лет этак 13-16 таких вот заседаний – кому как повезет, вы наконец-то можете свободно вздохнуть. Эврика - свобода!

Конечно, у кого-то образ совсем другой - более позитивный: куча книг, вы с энтузиазмом идете на курсы, слушаете лекции. Но таких образов, я уверена, намного меньше.

Так что же такое образование, откуда к нам пришло это слово? И как сделать так, чтобы слово ОБРАЗОВАНИЕ ассоциировалось у наших детей не с каторгой, страхами и мучениями, а с творчеством, интересом и любимым делом?

Чтобы понять глубину и важность образования, нам стоит обратиться к его корням. Слово “образование” имеет славянское происхождение и происходит от глагола “образовывать”. В свою очередь, этот глагол связан со словом “образ”. Изначально, слово “образование” имело более широкий смысл, чем просто обучение в школе. Оно подразумевало формирование человека, его характера, мировоззрения, и даже его души. Да, да, именно ДУШИ! Именно Душа в первую очередь обязана трудиться, и день и ночь, и день и ночь! Поэтому под словом ОБРАЗОВАНИЕ понимается прокачка не только своих бицепсов и трицепсов, своих мозгов, хотя навыки рефлексии никому не помешают, но в первую очередь забота о развитии своих душевных качеств: эмпатии, сострадания, понимания, любви, приятия. А этому, к сожалению, не учат ни в каких университетах.

Образование – это процесс, в ходе которого человек обретает свой собственный образ, у него складывается образ об окружающем мире. Если копнуть поглубже, можно заметить, что в латинском языке, который также оказал влияние на формирование современного понимания образования, есть слово “educatio”, которое происходит от глагола “educere” – “выводить”, “выращивать”. Мы как садовники (картинка садовник появляется) выращиваем наших детей. Недаром говорят, что дети – цветы жизни. И так же как и садовник бережно ухаживает за своими растениями, оберегая их от всех невзгод, чтобы оно росло и крепло, так и мы, родители, должны относиться к нашим детям. А ведь не только мы учим детей, дети тоже нас многому учат: терпению, пониманию, любви, заботе, безусловной радости, игривости, наслаждению жизнью, наивности. Как писал Осип Мандельштам: «Я же и садовник, я же и цветок». Так что образование – это процесс обоюдный и постоянный. Он не прекращается никогда. И не зацикливается в рамках школы и университета. Скорее наоборот: мы по-настоящему начинаем учиться именно тогда, когда сталкиваемся с реальной жизнью, выходим за рамки: за рамки школы, за рамки учебников и тех правил, которые нам навязывают в учебных заведениях.

Образование – это не заучивание готовых шаблонов. В современном мире знание как таковое уже не является главной целью образования. Информация доступна как никогда, и любой факт можно найти за несколько секунд в интернете. Поэтому современное образование не должно ограничиваться механическим заучиванием правил, таблиц, схем и готовых ответов. Настоящее образование – это процесс, который учит ребенка думать, анализировать, самостоятельно находить решения проблем и генерировать новые идеи. Это не просто передача знаний, а развитие жизненных навыков. Заучивание правил и формул, не подкрепленное пониманием, делает знание бесполезным и даже вредным, лишая ребенка способности мыслить самостоятельно. И самое главное, научить ребенка не отступать от своих принципов, жить по душе и всегда оставаться человеком. Как поется в песне у Окуджавы: «Может я не стану победителем, но зато умру как человек!».

Вернемся к слову «образ». Образование – это формирование у ребенка образов, представлений о мире и о человеке. А где ребенок видит самые первые образы, которые остаются у него в памяти навсегда? Конечно же, в семье! Начальные Образы формируют не учителя и не сверстники, хотя они тоже влияют на формирование личности. Во-первых, самые главные образы ребенок перенимает у родных. Поэтому ничего нет удивительного в том, что если, например, дома матерятся, то и ребенок начинает ругаться матом. А потом родители почему-то возмущаются и не могут понять, откуда это ребенок нахватался таких слов.

Именно родители формируют у ребенка первые представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, о ценностях и нормах поведения. Родители являются примером для подражания, создают атмосферу в доме, в которой формируется личность ребенка. Любовь, забота, поддержка, интерес к его делам, общение и совместное времяпровождение – все это играет огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родители являются для ребенка первым и самым важным “образом”, который он впитывает в себя с пеленок. Дети учатся, прежде всего, глядя на своих родителей, на их поведение, отношение к другим и к жизни в целом. Если в семье между родителями разлад, ругань, мама и папа постоянно ходят хмурые, вечно жалуются на жизнь, как вы думаете, каким будет их ребенок? Как говорится, от осинки не родятся апельсинки!

Более того, не только родители, но и все наше окружение – друзья, родственники, соседи, герои книг и фильмов, все, с кем мы сталкиваемся в жизни, – оказывают влияние на наше образование. Мы постоянно учимся, наблюдая за другими, анализируя их поступки и поведение. Поэтому важно следить за тем, какое влияние оказывает на ребенка его окружение, и стараться создать вокруг него атмосферу, способствующую его развитию и формированию позитивного “образа”.

Вывод: Образование – это не просто процесс передачи знаний, а гораздо более многогранное и глубокое явление. Это формирование личности, развитие способностей, умение не только мыслить, но и умение жить, жить по сердцу, по душе. Это процесс, который начинается в самом раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Образование не должно ограничиваться стенами школы, оно должно быть частью нашей жизни пока мы дышим, существуем. Свою статью хочу закончить словами американского философа и педагога Джона Дьюи: «Настоящее образование – это не просто подготовка к жизни, это и есть сама жизнь».

Мирного вам неба над головой, счастья, радости и любви! До новых встреч!