Найти в Дзене
Вадим Марушин

ТУРИЗМ. ОСНОВАТЕЛЬ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.

Памяти моего друга Леонида Лушникова – писателя, основателя спортивного туризма в Уфе и Республике Башкортостан. Ледник Федченко, что на Памире, рваными, зияющими разломами перечеркивал его твердь вдоль и поперек. Казалось, что пути нет. Да и южная ночь почти без сумерек непроницаемой чернотой неумолимо надвигалась на нас, оставляя на темном небосводе лишь вечный ориентир – ледяной пятитысячник пик Скобелева, окрашивая его золотом угасающих лучей заходящего солнца. - Ночуем здесь, на морене, под пиком, а завтра ранним утором возьмем перевал. А эти трещины перейдем по ледяным мостам, возведенным за ночь морозом в 20-25 градусов. - Я здесь не впервой. До меня этим маршрутом ходил путешественник Федченко, а это было давно, в 1871 году. Ты третий, кто идет этим маршрутом, - обернувшись ко мне и, подбадривая взглядом, промолвил Лушников. Так состоялось мое высокогорное крещение туриста-горника, под благодатным крылом моего учителя Леонида Алексеевича Лушникова с которым я многие годы х
ЛУШЗНИКОВ  ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ
ЛУШЗНИКОВ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ

Памяти моего друга Леонида Лушникова – писателя, основателя спортивного туризма в Уфе и Республике Башкортостан.

ПАМИРО-АЛАЙ. ЛЕДНИК ФЕДЧЕНКО.
ПАМИРО-АЛАЙ. ЛЕДНИК ФЕДЧЕНКО.

Ледник Федченко, что на Памире, рваными, зияющими разломами перечеркивал его твердь вдоль и поперек. Казалось, что пути нет. Да и южная ночь почти без сумерек непроницаемой чернотой неумолимо надвигалась на нас, оставляя на темном небосводе лишь вечный ориентир – ледяной пятитысячник пик Скобелева, окрашивая его золотом угасающих лучей заходящего солнца.

- Ночуем здесь, на морене, под пиком, а завтра ранним утором возьмем перевал. А эти трещины перейдем по ледяным мостам, возведенным за ночь морозом в 20-25 градусов.

- Я здесь не впервой. До меня этим маршрутом ходил путешественник Федченко, а это было давно, в 1871 году. Ты третий, кто идет этим маршрутом, - обернувшись ко мне и, подбадривая взглядом, промолвил Лушников. Так состоялось мое высокогорное крещение туриста-горника, под благодатным крылом моего учителя Леонида Алексеевича Лушникова с которым я многие годы ходил в одной альпинистской связке, доверяя друг другу самое главное – жизнь.

ПИК СКОБЕЛЕВА.
ПИК СКОБЕЛЕВА.

Авторитет Леонида Лушникова незыблем. Слово его было законом. На его туристском опыте, удивительном чутье и предвидение возможных непредвиденных ситуаций воспитаны сотни башкирских туристов. Это был поистине корифей туризма в нашей республике. Мы, прошедшие туристскую школу Л.А.Лушникова, иначе как Профессор его не называли.

Л.А.Лушников не только мой друг, но это и мой учитель туризма. Человек, который всегда был готовым прийти на помощь и в малом деле, и большом. Где только он не был? Исходил леса и горы всего Союза. Сплавился по многочисленным рекам, покорил множество горных вершин и перевалов. Я, зная его с 1959 года, диву даюсь его широким знаниям не только туризма, но и многих вопросов жизни.

Я помню, как мы радовались тому, что у нас в республике появился первый мастер туризма СССР. Именно так вначале шестидесятых годов называлось спортивное высшее туристское достижение, которое затем автоматически переросло в звание мастер спорта СССР по туризму. Заслуженный путешественник России, член Союза писателей и Союза журналистов России и Башкортостана.

Мне везет с друзьями. Помню, как в середине семидесятых годов мой друг известный писатель Рим Ахмедов, который вел семинар молодых писателей и журналистов, дал высокую оценку творчеству, начинающему писателю Леониду Лушникову. Особо он отметил сочность и образность его языка, его доступность, народность. Уж так случилось, что и мне Рим Ахмедов помог в журналистской деятельности. Четырнадцать художественных литературных произведений написано Леонидом Лушниковым. Он автор многочисленных очерков воспевающих природу родного края и его людей. Серия туристских альманахов «Зовущие тропы», автором и составителем, которых является он, и по сей день служат настольными учебными пособиями для многих туристов и особенно юных путешественников.

Помнится, как вначале семидесятых я поделился с ним своим планом создать туристский словарь энциклопедического содержания.
- Идея хорошая, но хватит ли у тебя терпения и сил? – спросил он.
- Попытка не пытка, дорогу осилит идущий, а за помощью придется к тебе обращаться, - был мой ответ. Данное ему слово я сдержал, написав и издав книгу: «Толковый словарь туриста Башкортостана». На это ушло у меня более 30 лет. Многие советы Лушникова отражены в ней.

Моя дружба и творческое сотрудничество с Леонидом Лушниковым начались в далеком 1959 году – со времени создания в республике Туристского экскурсионного управления (ТЭУ), будущего «Баштура». Первая турбаза в Уфе и Республике Башкортостан была организована в арендованных помещениях барачного типа. Находилась она на Уваровой поляне в центре современного парка имени «Лесоводов Башкирии». Называлась она «Здоровье». Через 3 года на Павловском водохранилище была создана турбаза «Урман»: - все они детище организаторского таланта и профессиональных знаний Леонида Лушникова.

Рука об руку трудились мы с ним, разрабатывая маршруты, как для спортивного, так и для планового туризма, готовили туристские кадры,

Для помощи в организации работы клубов и секций туризма в городах и районах республики. Л.А.Лушниковым была создана круглогодичная школа туризма, а в Уфе в 1961 году был организован клуб туристов «Орион». Первым её директором была назначена Эмма Владимировна Тиракьян (Попова) будущий учитель физкультуры уфимской школы № 114.
На базе этого турклуба «Орион» стали проводиться городские и республиканские семинары по подготовке руководителей туристских походов, руководителей районных и городских туристских секций. В этом оказали Л.А.Лушникову методическую и практическую помощь ведущие туристы из Москвы - Политковский и Гуревич.
Я помню. как в зимнюю стужу 1962 года был проведен первый республиканский семинар по подготовке инструкторов лыжного туризма. Даже по спортивным нынешним туристским меркам он по спортивной сложности вполне тянет на полновесную «тройку». Начинался маршрут в г. Аша, шел по хребту Аджигардак, через гору Веселая к истокам рек Лемеза и Сим. Затем, пересекая «гребенки» хребтов, шел через ряд вершин в Ямантауском и Иремельском горных узлах с восхождением, как на вершины Ямантау и Иремель, так и на ряд других, не менее сложных и интересных. Десять дней пути с шестью холодными ночевками при морозах за тридцать градусов – тот туристский набор знаний и реальный экзамен на взаимовыручку, умение преодолевать полный набор препятствий и многое другое, чему мы учились у Лушникова и друг у друга.

В те времена не в моде было понятие экстремальный туризм, но Лушников учил нас ночевать в любых условиях: под мохнатыми лапами елей и пихт, в снежных пещерах и просто под открытым таежным небом на лапнике, соорудив костер-нодью в ногах спящих товарищей. Да и другим премудростям выживания человека в природной среде учил нас этот добрый и мудрый Профессор туризма, писатель и природолюб. Человек, с которым надежно было ходить в связке, преодолевая не только естественные препятствия – осыпи курумов и броды бешено несущихся речных потоков, рваные ледники и скальные кручи. Его надежное плечо и дружескую поддержку ощущали все, кто соприкасался с этим человеком

Сейчас, в трудную годину СВО как бы пригодились нашим бойцам навыки выживания в природной среде. Умение преодолевать естественные препятствия или пользоваться ими при необходимости. Но, увы! Истинный туризм, формирующий характер человека, прививающий смелость, взаимовыручку и, я не боюсь этого слова – самопожертвование ради товарища, проявляются лишь у солдат СВО. И это благодаря благородству и духу, генетически переданному им от их отцов и дедов и свято хранимые ими вечно.
Замена спортивных походов с выполнением разрядных требований на простые и короткие трекинговые маршруты, обеспечивающие отдыхающим всем необходимым – хорошее дело. Конечно, они привлекательны, общедоступны, не требуют навыков самоотдачи, позволяют получить знания от проводников-гидов. Всё нацелено на предоставление готовых услуг, но не на приобретение ими самостоятельности. Всё готово, только плати денежки. Я, в принципе, не против трекинговых маршрутов со всеми сервисными услугами, но все они лишены романтики, которая совсем недавно была присуща многим людям, особенно детям. Нельзя туристов, которые в бытность СССР по своей численности уступали лишь футболу, сводить в коммерческую стезю. Вспомните защитников Марухского перевала на Кавказе не пустивших фашистов к бакинской нефти. Кто им помогал? – Коренные жители этих мест – абхазы и грузины. Именно они, с детства привыкшие преодолевать горные кручи поставляли нашим бойцам всё необходимое для борьбы с подготовленной немецкой дивизией «Эдельвейс», Наши альпинисты сорвали фашистский флаг, установленный ими на Эльбрусе.

-4

По инициативе Лушникова в 1963 году мы были на этом перевале. И одними из первых туристов России оставили там памятную доску. Кстати, известно, что наши бойцы и немецкие солдаты погибли здесь из-за снежной лавины. Она одновременно накрыла своей мощью и тех, и других. Было установлено, что среди защитников Марухского перевала были и солдаты из Уфы. Об этом факте указывает надпись «Уфа» на найденных там солдатских кружках.

PS. Мы надеемся, что с назначением нового министра по туризму и предпринимательству РБ Гордиенко Зухры Маулитбаевны что то изменится в развитии спортивного туризма в нашей республике. Жизнь покажет.