Раменные, найчашные, чифаньки: этот район Петербурга и правда считается негласным чайна-тауном, причем едва ли не единственным на территории России. Почему?
Как отвечают сами местные китайцы, несмотря на то что в Москве представителей Поднебесной живет больше, они равномерно рассредоточены по столице и к тому же не слишком активно взаимодействуют между собой. А петербургские китайцы мало того, что облюбовали довольно ограниченную локацию, так еще и очень сплочены: имеют свои чатики и довольно тесно общаются друг с другом.
На самом деле Васильевский остров стал их «пристанищем» стихийно. Помимо закономерного интереса к российским и, в частности, петербургским достопримечательностям (все же видели толпы китайских туристов?), восточные гости имеют стойкое уважение к нашему образованию. Оно по-прежнему высоко котируется за границей, а также считается довольно доступным среди иностранцев.
Так вот именно на Васильевском острове расположены не только Санкт-Петербургский государственный университет (старейший и авторитетнейший вуз города), но и его подготовительный факультет для иностранцев. Получается, что китайцы приезжают в Петербург и уже в статусе абитуриентов селятся неподалеку от места учебы (что, в принципе, вполне логично). Потом из абитуриентов они становятся студентами — того же СПбГУ, или Академии художеств на Васильевском, или Санкт-Петербургской консерватории (в соседнем Адмиралтейском районе) — и окончательно оседают на острове.
Вокруг людей, как это обычно происходит, образуется целая инфраструктура: так на Васильевском острове появились десятки аутентичных китайских раменных (лапшичных), найчашных (чайных) и чифанек (забегаловок).
Между прочим, с некоторыми заведениями связаны очень трогательные истории. Например, ресторанчик «Гуи» основала супружеская пара, причем в Китае муж и жена жили неподалеку друг от друга, но встретились и познакомились только в России.
Не менее занимательная предыстория у кафе «Хуа ма». Его открыла мама одного из студентов, приехавшая в Петербург вместе с сыном. Сначала она кормила любимой едой своего мальчика, затем его друзей, а позже, когда популярность ее стряпни превысила ресурсы домашней кухни, стала готовить в масштабах общепита.
Большинство китайских ресторанчиков находятся на улице Кораблестроителей — там можно целый день провести, переходя из заведения в заведение. Впрочем, так было не всегда: поначалу китайцы, чьей культуре и так присуща некоторая закрытость, вели себя довольно замкнуто, и эти заведения работали только для «своих». До пандемии случайному посетителю-некитайцу могли просто-напросто отказать в обслуживании.
Сейчас ситуация меняется. Во-первых, пандемия показала интерес петербуржцев к китайской еде и даже, можно сказать, сдружила две нации: когда приезжие китайцы убыли домой пережидать ковидные времена, многие заведения выжили именно за счет доставок горожанам. Во-вторых, совсем без ассимиляции все-таки не получается. Соседи есть соседи.
Доказательством того, что не только петербуржцы имеют интерес к китайской еде, но и китайцы постепенно преодолевают свою замкнутость, стал фестиваль китайской еды и культуры «Нихао, Шифу!» (собственно, его посещение и вдохновило автора на эту статью). Мероприятие, что символично, также прошло на Васильевском острове — в популярном общественном пространстве «Севкабель Порт».
Думаю, для тех, кто не очень знаком с настоящей китайской едой, подобные фестивали могут стать интересным и щадящим погружением в аутентичную китайскую кухню. Дело в том, что большинство из нас под китайской кухней понимают адаптированную ресторанную еду со сладкими вкусами, карамельным кляром и обилием фруктов. Тогда как традиционные блюда Китая часто очень острые, замешанные на непривычных ингредиентах (таких как свиной мозг или морские гады) и изобилующие непонятными россиянам соусами — с наскока не распробуешь!
Наряду с едой, фестиваль знакомит петербуржцев с культурой материкового Китая: народными песнями и танцами, традициями и обычаями. В этом году «гвоздем программы» стал приглашенный из Китая артист Сычуаньской оперы со сменой масок — древнего театрального искусства, тонкости которого до сих пор держат в секрете.
Тут уместно вернуться к теме китайского студенчества, ведь в основном в качестве артистов на мероприятии выступала именно местная китайская молодежь — учащиеся и выпускники петербургских вузов. Интересно, что здесь они изучают все-таки европейское искусство, а в номерах программы показывают китайское.
Получается, что фестиваль не только дает петербуржцам представление о традиционных китайских ярмарках, но и помогает самим китайцам поддержать навыки, усвоенные на Родине. Мне кажется, это очень по-петербургски: наш мультикультурный город с момента основания был домом для людей разных национальностей, которые довольно мирно здесь уживались.
А как вы относитесь к китайской кухне и китайской культуре в целом?
Кстати, вот и небольшой ролик с главными моментами фестиваля: