Периодически в России (в блогах и СМИ) всплывает информация, что бензин в Казахстане намного дешевле, вот прям чуть ли не на 10 - 15 рублей. И что некоторые «прям вот» ездят через границу за дешевым бензином Казахстана. Мне стало интересно, а действительно ли это так. Причем мне подвернулась «рабочая поездка» в Казахстан. Сам бы я, наверное долго собирался (если бы собрался вообще). Сразу хочу сказать - как обычно наши СМИ мягко сказать не договаривают, а иногда нагло врут! Да и вообще побывать в Казахстане, посмотреть, как там устроена жизнь, мне всегда хотелось. Приоткрою вам «небольшую дверцу», здесь будет не только про бензин, но и про полицию, про цены и прочее. В общем, однозначно интересно. Поехали
Начну с того, что я абсолютно нормально отношусь к соседней стране, то есть Казахстану. У меня нет никакого предвзятого отношения, и я считаю Казахов очень близким к нам народом (можно сказать нашими восточным братьям).
Ездил я с одним человеком в Казахстан воспользоваться банковскими услугами, то есть открыть банковскую карту, чтобы обойти санкции. Человеку эта карта нужна для закупки различных запчастей для иномарок (Японцы, Корейцы, Немцы и т.д.). И казахи в этом помогают. С банками в России, такие манипуляции сделать сложно, по понятным причинам.
Хотя сейчас Казахстан закручивает гайки в банковской сфере, однако все еще эта тема работает. Не в этом суть, просто я первый раз оказался в этой стране. Причем человек, который выстраивает бизнес, тоже был первый раз, хотя онлайн с той стороной общался со многими партнерами
Заезжали мы в город Уральск (на табличках написано «ORAL», это два названия города), он находится очень близко от Самары, буквально какие-то 260 км, то есть пару - тройку часов езды.
Проходим таможню (кстати, эта процедура может быть долгой, около 4 часов). И все вы в Казахстане.
Уральск, это не такой малый город. Население тут около 250 000 человек, и он 10 по численности из 87 городов Казахстана. Конечно, по меркам России эти города считаются маленькими, но нужно понимать, что две столицы Астана и Алматы, имеют население в 1,5 и 2,2 миллиона соответственно. Если сравнить с Москвой и Питером – 13,2 и около 6 миллионов соответственно. То есть масштабы стран другие.
Проблемы начались сразу после перехода границы
Еще раз хочу сказать – другая страна, другие правила. И вообще мы сами виноваты, должны были изначально узнать, что и как в соседней стране.
Но всегда была уверенность - что мы как бы одно пространство СНГ, и правила у нас общие. А вот блин это вообще не так. Так что перед поездкой всегда узнавайте о тонкостях дорожных правил
После перехода границы, заехав на территорию Казахстана, это было в позднее время, пошел снег (просто стеной). Видимость было около 100 – 150 метров.
Конечно, мы не увидели никакие вагончики на обочине по оформлению страховки. Не увидели физически. А он всего один! Сразу после границы (это я сфоткал на обратном пути)
Стало светать. Разгонялся я не сильно, дорога не особо позволяла. Снегу было очень много. В общем, привык как в России, зарядил около 110 км/ч (то есть 109 км/ч). У нас ненаказуемая скорость +19 км/ч. И направились в Уральск.
Кстати штатная навигация, которая установлена у меня в КИА ОПТИМА, отказалась работать в Казахстане, ехали по Яндекс навигатору на смартфоне, он нормально работал (карты выкачали заранее, потому как сотовые отключили, роуминг достаточно дорогой)
И вот держу я свои 109 км/ч. Снег уже почти перестал идти, на встречу едет полицейская машина, потом она резко разворачивается, и за нами с «мигалками», перекрывает нам дорогу.
Что такое, что случилось? Останавливаемся, прохожу в машину, инспектор задает вопрос – «куда так летите, тут ограничение 90 км/ч?». У них системы замера скорости прямо в машине.
Я ему говорю – «ну правильно, я же ничего не нарушаю!»
Он говорит – «Это вы в России, ничего не нарушаете. А в Казахстане, нет такого понятия как ненаказуемая скорость»
Офигеть. Вот это я попал!
Но это еще мало того, превышение от 10 до 20 км/ч стоит - 18 460 тенге, а от 20 до 40 км/ч - 36 920 тенге.
Для понимания, на сегодня 1 РУБЛЬ это примерно 5,2 ТЕНГЕ. Курс постоянно плавает, завтра может быть 5,18, а послезавтра 5,32 тенге.
В первом случае, это штраф почти - 3500 рублей, а во втором штраф – почти 7000 рублей. Как вам наши штрафы в 500 рублей (которые потом еще со скидкой можно оплатить)?
Инспектор мне пытался вменить, что я превышал на более 20 км/ч, чтобы штраф больше был. Но вот тут мне помог мой видеорегистратор с GPS и замером скорости. Видно, что превышения на 20 км/ч – не было. Но и 3500 рублей, мягко сказать много за превышение в 15 км/ч
Мало того, он задает мне вопрос – «а где страховка?»
Я ему – «сейчас секунду». Достаю свою, Российскую, а он мне говорит – «нужна Казахстанская, Российская тут не работает».
А теперь внимание – Штраф 39 320 тенге (Около – 8000 рублей).
То есть в итоге, я попал на 11500 рублей. Однако инспектор оказался «понимающим», и мы с ним разошлись как в море корабли (если понимаете о чем я).
Были мы в Уральске несколько дней, и оказывается страховку можно сделать через интернет, даже в России, цена всего – 2000 рублей (на две недели). Конечно же, сразу ее оформили, сотрудники дорожной Полиции Казахстана, очень внимательны к номерам из России и часто останавливают.
Про обменный курс
Перед поездкой, мы решили купить немного тенге, нам же нужно было ночевать (заранее договорились). В общем, купили около 100 000 тенге, на наши деньги около 19 230 рублей
И знаете, что я вам хочу сказать, что покупать тенге в России, мягко сказать не выгодно. Брали в Сбербанке за 1 рубль – 4,89 тенге, хотя если купить в самом Казахстане 1 рубль был 5,18 тенге. Кстати очень много «обменников», буквально на каждом шагу
Рисковать не стали, деньги нужны были, ведь никакие Российские карты не работали. Сейчас приостановлено действие карт «МИР». Я допускаю, что какие-то банкоматы могут с ними работать, но рисковать не хотелось.
Бензин намного дешевле
Если взять сравнение «в лоб», то бензин действительно намного дешевле. Фотографировал несколько АЗС, получается примерно:
- 92-й бензин – около 200 – 201 Тенге. На наши деньги это около 39 рублей за литр
- 95-й бензин – около 295 Тенге, переводим на рубли – 56,7 рублей за литр. Тут уже разница не такая Глобальная с Россией, буквально в 1 – 2 рубля
- С Дизтопливом очень интересно. Продается одновременно и летнее (как я понял), и зимнее. Летнее 295 тенге за литр (56,7 рубля), а вот зимнее – 499 тенге за литр (95,9 рублей). Уже намного дороже, чем в России у нас все дизтопливо зимнее, на всех заправках. Цена около 61 – 63 рублей
Также разговорился с заправщиком на одной АЗС (фото его показывать не буду). Так он говорит, что у них 95-го мало, не все заправки с ним работают.
А вот 98-го и 100-го бензина практически нет в нашем городе! Я говорю - ну может быть это так в Уральске, в столицах наверное по-другому. Он отвечает, там есть, но опять же не на всех заправках, а только примерно на 10 - 20% заправок!
Еще что очень заметно. Когда заезжаешь в Россию, идут сети заправок, например – «РОСНЕФТЬ», «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМНЕФТЬ», «ТАТНЕФТЬ» и т.д. Причем этих заправок много, они буквально «рассыпаны» даже по малым городам. У них единый стиль, единый стандарт качества, магазины, товары и т.д. Как-то быстро к этому комфорту привыкаешь.
В Казахстане не так. Огромное количество, одиноко стоящих заправок на трассе. Которых, потом в городе просто нет.
Как я понимаю это не сеть, а просто частная заправка. Такое в России было так лет 15 - 20 назад.
Причем могут стоять рядом, в километре друг от друга, разные бренды. Я не скажу что сетей совсем нет, например в Уральске я видел, три заправки «НЕФТЕК», там и заправлялся. Но такого изобилия как у нас сетей просто нет.
Что получается в итоге с бензином. Да 92-й намного дешевле! Около 39 рублей за литр, у нас же, около 54 рублей за литр. Разница в 15 рублей, это много.
Однако 92-м, я не заправляюсь практически никогда, либо 95-й, либо 98-й или 100-й. И разница 95-го не такая глобальная около - 56,7 рубля в Казахстане и около 58 рублей в России.
А вот 98 или 100-го, лично я не видел не на одной заправке в Казахстане, да и 95-го откровенно мало
По зимнему дизтопливу, в Казахстане около 96 рублей литр, в России примерно 63 рубля литр. Разница 33 рубля, это также много.
Получается в Казахстане, очень выгодно иметь простую машину, не ТУРБО, и не с высокой степенью сжатия двигателя. Чтобы она могла «переваривать» 92-й бензин. Тут экономия будет внушительной.
Но не все топливо в Казахстане прям намного дешевле, как пишут у нас многие СМИ и блогеры – это не правда! Зимний дизель, так вообще намного дороже.
Еще в качестве наблюдения, заметил - что у них мало супермаркетов в Уральске. У нас даже в малых городах, «ПЯТЕРОЧЕК», «МАГНИТОВ» и т.д. в каждой подворотни по три штуки. Здесь же обошли половину центра, и нашли только один магазин.
В основном идут продуктовые магазинчики, на первых этажах. У нас такое тоже было, но давно
В супермаркете который нашли, хотел взять молочного что-то себе на вечер, там кефира или ряженки. Цены тоже неприятно удивили. В среднем около 1000 тенге за литр кефира, это около 192 за литр. В России цены примерно 90 рублей.
Пиво давно не пью, но средняя цена около 600 тенге за 0,5 это около 115 рублей (решать вам это много или мало).
Сыр около 4500 - 6000 тенге за килограмм (865 – 1153 рубля).
Огурцы около 2350 тенге (451 рубль).
Некоторые продукты намного дороже.
Скажите, да у них зарплата выше. Не знаю, разговорились с продавцом в этом супермаркете. Сказала что средняя зарплата от 120 до 150 000 тенге в этом супермаркете (это около 23000 – 29000 рублей). У меня соседка работает в «Пятерочке» около дома, зарплата - 45 000 рублей.
Вот такие вот интересные наблюдения за несколько дней пребывания в Казахстане, еще раз, никого не хотел обидеть, рассказал как есть от путешественника из России. Казахстанским восточным братьям - всем пламенный привет. Если есть что добавить в комментариях, пишите, будет интересно.
Особенно хочется услышать про наличие 98 – 100 – го бензина в столицах Казахстана.
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: