Вчера, в последнее воскресенье после Богоявления, мы также вспоминали рассказ Матфея о Преображении Иисуса. Вот он:
"Через шесть дней Иисус взял Петра, Иакова и брата его Иоанна и повел их одних на высокую гору. Там весь облик Его изменился у них на глазах: от лица Его исходило сияние, словно от солнца, а одежды Его белизной лучились, как свет. И явились им Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом.
Тут Петр сказал Ему: "Господи! Хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим мы на этом месте три шатра: один — Тебе, Моисею — другой и один — Илии?"
Он еще говорил, когда вдруг покрыло их сияющее облако. И раздался из облака голос: "Это — Сын Мой возлюбленный, в Нем радость Моя. Его слушайте!"
Услышав голос, ученики в страхе упали ниц. Но Иисус подошел и, коснувшись их, сказал: "Вставайте! Не бойтесь!" Подняв глаза, они никого уже, кроме Иисуса, не увидели.
А когда спускались они с горы, Иисус наказал им: "Никому о явленном вам не говорите, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых" (Мф 17:1-9)
В этом рассказе я вижу несколько интересных моментов.
Во-первых, слова Петра (первая половина центральной части рассказа) показывают, что Бог - это переживание в общении с другими. И это - исцеляющее переживание: "Нам здесь хорошо!" - так говорит Петр.
На мой вгляд, это ответ на вопрос "Существует ли Бог?". Существуем мы с тобой, воробей на ветке, Луна на орбите и так далее - существуют сотворенные феномены. Существует то, во что можно ткнуть пальцем. А вот Бога мы "переживаем". Причем, для Матфея "переживание" Бога неотделимо от общения с Иисусом и другими христианами (мы видим Петра, Иакова и Иоанна - троицу учеников, в которой усматривается полнота христианской общины).
Во-вторых, в переживании Бога мы обретаем единство былого и настоящего - присутствие в сюжете Илии и Моисея символизирует это единство. Переживание Бога - восстанавливающее переживание: в нем мы обретаем потерянное.
В-третьих, для нас это принимающее единство: на свое бесхитростное предложение Петр не получает прямого ответа по существу. Это не диалог - это Откровение. По сути, переживание Бога верифицирует само себя. Это несколько смущает наши представления о логичном и достоверном, но... это естественно: переживание - атом реальности in perceptionem. Грубо говоря, мы не можем ткнуть в Бога пальцем и проверить тут Он или нет: переживание Бога - суверенный дар Свыше. И это переживание носит императивный характер: "Его слушайте!".
В-четвертых, в рассказе есть интересный спойлер: Иисус говорит о Воскресении. К чему бы это? Я вижу в событии Преображения ключ к пониманию Воскресения: в явлениях Воскресшего у Матфея легко усматриваются те же моменты. И это кое-что говорит нам о природе Воскресения - если ты не фанат биологической концепции, конечно...