История создания:
Картина "Успение Девы Марии" итальянского художника эпохи барокко Караваджо сегодня является признанным шедевром и одной из главных жемчужин Лувра. Однако так было не всегда... История этой работы, созданной для римской церкви Санта-Мария-делла-Скала, весьма драматична.
Мы знаем заказчика этой картины — им был известный в Риме юрист, занимавший высокие должности в папской администрации, ученый и благочестивый человек по имени Лаэрцио Керубини.
Именно он и заказал у скандального художнику работу для фамильной капеллы Керубини в церкви Санта-Мария-дела-Скала, расположенной в районе Трастевере.
Это была церковь недавно утвержденного монашеского ордена босоногих кармелитов — в отличие от обычных кармелитов, существовавших с XII века, босоногие кармелиты придерживались более строгих монашеских правил, идеалов смиренной бедности, кроме того, это был один из нищенствующих монашеских орденов.
Работа над "Успением Богоматери" продлилась достаточно долго – мастер завершил картину лишь к 1606 году. Причина столь долгой работы крылась в нескольких заказах, над которыми Караваджо работал параллельно. Так что же скрывает эта картина?..
Сюжет:
Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник. В этот день апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей и похоронить её. Отмечу, что церковь называет это именно успением, а не смертью:
"Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё".
Принято считать, что тело матери Христа не подвержено тлену. Совсем иной представил Деву Марию Караваджо. В видении художника Мария - обычная женщина. Микеланджело Меризи показывал человеческую сущность героев своих картин...
Революция в искусстве:
Все персонажи изображены почти в натуральную величину. Художник полностью отказался от иконографической традиции подчёркивать святость Богоматери, и в её изображении не осталось набожного трепета, свойственного картинам на религиозную тему, кроме чуть заметного нитевидного нимба.
Богородицу окружают окружают сломленные апостолы и Мария Магдалина. Остальные персонажи в беспорядке стоят позади. Эта картина наглядно демонстрирует художественную революцию, которую спровоцировал Караваджо. В чем же дело?
По слухам, художник написал Деву Марию с... трупа. Более того, при жизни "натурщица" не была приличной женщиной - в образе Богоматери Караваджо изобразил утонувшую проститутку, тело которой выловили из Тибра. Некоторые исследователи считают, что неприятие картины вызвано и неподобающей позой Девы Марии.
Картина поражает мощным реализмом изображенной сцены. Как раз это и было в ней самым непривычным. Караваджо старался потрясти зрителя, оторвать его от воображаемого мира, от сугубо эстетических переживаний, вернуть в реальность. Его трактовка — это "Евангелие здесь и сейчас", ожившее на наших глазах и требующее нашей реакции.
Мы видим не только ступни Девы Марии, но и щиколотки, которые некоторым комментаторам кажутся опухшими и лишенными царственного изящества — с одной стороны, это просто ноги бедной женщины, но они должны напоминать нам, что мы в церкви босоногих кармелитов.
Караваджо явно связывает свою картину с этим контекстом, с кармелитским идеалом святой бедности. Мария здесь показана, если угодно, как прообраз для всякой монахини-кармелитки, как святая покровительница ордена, чье полное название - Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармил.
А как изображали "Успение Девы Марии" великие итальянские художники предшествующего столетия? Больше всего эта иконография напоминает иконографию Вознесения Христа.
Например, на картине Рафаэля апостолы провожают взглядами Марию, она возносится на небо в сонме ангелов или уже находится на небесах, где Христос возлагает на Свою Мать корону.
Судьба картины:
Приход кармелитской церкви картину Караваджо решительно отверг и, не дав ему возможности написать второй вариант, сразу заказал работу на тот же сюжет другому художнику — Карло Сарачени (кстати говоря, последователю Караваджо).
Сарачени написал "Успение", но римские босоногие кармелиты не приняли его работу, однако все же дали шанс художнику написать картину еще раз — вторая попытка была одобрена.
Но история картины Караваджо на этом не закончилась. Спустя время скандальную работу увидел тридцатилетний Рубенс, бывший в то время придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзаго и покупавший произведения искусства для герцогской коллекции.
В 1606 году Рубенс оказался в Риме, увидел творение Караваджо и посоветовал герцогу купить картину, что и было сделано. После покупки работа еще неделю выставлялась в Риме в частном доме, семь дней художники и ценители искусства шли смотреть на невиданное "Успение...". Специально оговоренным условием посещения этой "выставки" был запрет на копирование работы.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: