Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Внутренний мир человека в картинах Николая Григорьевича Богданова

Николай Григорьевич Богданов (1850–1892) — русский художник-жанрист. Мало кто знает жизнь и творчество Николая Григорьевича Богданова. Его произведения крайне редко встречаются в музеях, о нём немного упоминаний в искусствоведческой литературе. А в своё время Богданов был хорошо знаком зрителям. Его небольшие картины постоянно появлялись на выставках. С большой любовью изображал в них художник жизнь народа. По своим творческим устремлениям он был близок передвижникам, и его талант в значительной мере развивался под их благотворным влиянием.

Николай Григорьевич Богданов, фото художника, "Русское искусство", изд. 1971 г.
Николай Григорьевич Богданов, фото художника, "Русское искусство", изд. 1971 г.

Николай Григорьевич Богданов родился в 1850 году в Петербурге в купеческой семье. Родители будущего художника мечтали о торговой карьере для мальчика, и он был отдан в коммерческое училище. Но уже здесь проявилась его тяга к искусству. Он много и успешно занимается рисованием, о чём мы узнаем из свидетельства об окончании училища. B этот же период им был успешно выполнен и ряд многообещающих самостоятельных произведений. Одно из них — «Вид внутренности церкви» 1865 года.

В 1870 году Богданов поступает в Академию художеств. С увлечением работает он над пейзажами и в 1874 году получает за пейзажные этюды Вторую серебряную медаль, а через три года - Первую серебряную.

Николай Григорьевич Богданов: "У скамьи первого свидания", 1879 г. Фото картины сделано автором канала в музее искусств Узбекистана, Ташкент
Николай Григорьевич Богданов: "У скамьи первого свидания", 1879 г. Фото картины сделано автором канала в музее искусств Узбекистана, Ташкент

С ещё бо́льшим упорством художник пробует свои силы в жанровой живописи. В 1879 году им была исполнена картина «У скамьи первого свидания». Прост сюжет этого произведения. В густом заросшем саду около скамейки остановились худощавый старик — военный (?) в отставке и пожилая, полная, но с величественной осанкой женщина. Герои картины, видимо, в юности горячо любившие друг друга, пришли к дорогим для них местам, и на них нахлынула волна воспоминаний. Проникновенно передаёт художник их состояние. Старик почтительно, с уважением и тихой грустью смотрит на свою спутницу. А она машинально сорвала цветок, смущённо опустила лицо. Их лица отражают сложную гамму ощущений.

Изображён только один момент. Но в этом моменте художник сумел раскрыть многое — рассказать о духовной жизни своих героев, о переживаниях в прошлом и настоящем. Запущенный сад, ветхая сломанная скамейка, виднеющийся вдали дом дополняют рассказ.

Уже в этом раннем произведении проявился ряд отличительных черт Богданова как художника-жанриста: его стремление к раскрытию в картине внутреннего мира человека, к насыщению произведений едва уловимой грустью, к введению эмоционального пейзажа. Подобный характер будут иметь многие его последующие работы.

За картину «У скамьи первого свидания» Богданов получает звание художника третьей степени и Первую премию Общества поощрения художников.

Богданов Николай Григорьевич: Девочка в саду, 1883
Богданов Николай Григорьевич: Девочка в саду, 1883

С этого времени он принимает активное участие в выставках художников-профессионалов. В 1880—1881 годах экспонирует свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных  выставок, в 1881—1882 годах в Академии художеств.

Характерно для Богданова этих лет появление таких картин как "Дети в лесу" и "Как катит!".

Богданов Николай Григорьевич: Дети в лесу
Богданов Николай Григорьевич: Дети в лесу

Мне удалось найти в статье искусствоведа В. П. Князевой о творчестве Богданова ч/б фото картины "Как катит!", где художник с особенным теплом пишет крестьянских детей.

Богданов Николай Григорьевич: Как катит! 1881
Богданов Николай Григорьевич: Как катит! 1881

В. П. Князева даёт такое описание:

"На лужайке расположились трое крестьянских ребятишек лет пяти-шести: два мальчика в выгоревших голубой и розовой рубашках и девочка в белой кофте. Они с восхищением смотрят, как проносится мимо них поезд... Трогательны их светлые, как лен, волосы, загорелые босые ноги. С этой простой, будничной сценой гармонирует хорошо написанный скромный сельский пейзаж...   Картина интересна и по колориту. Она полна света, солнца, её колористическая гамма строится на сопоставлении неярких тонов — голубого, розового, зелёного, белого".
Богданов Николай Григорьевич: "Свидание в лодке"
Богданов Николай Григорьевич: "Свидание в лодке"

В 1882 году Богданов выставляет в Академии художеств на конкурс по жанру картину "Семейная сцена в саду", получает за неё звание художника первой степени и пенсионерское содержание на один год для заграничной командировки.

Он едет в Германию и Францию, интересуется вопросами пленэра и много пишет с натуры. Богданов посылает в Академию этюды, ему продлевают командировку на два года, и он едет в Рим.

Богданов Николай Григорьевич: "Рыбак с мальчиком", 1889
Богданов Николай Григорьевич: "Рыбак с мальчиком", 1889

По возвращении на родину с 1884 года Богданов становится экспонентом выставок Товарищества передвижных художественных выставок. B этот период им были исполнены лучшие произведения, свидетельствующие о его творческой зрелости. Под влиянием художников-передвижников он стал внимательнее приглядываться к жизни народа, интересоваться чертами быта, замечать нужду и нищету. Его произведения стали значительнее по своему содержанию.

В наиболее ранней картине этого периода, «Возвращение с похорон» Богданов даёт характерную бытовую сцену.

Богданов Николай Григорьевич: Возвращение с похорон. 1885 Холст, масло. 71 x 114 смКраснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Богданов Николай Григорьевич: Возвращение с похорон. 1885 Холст, масло. 71 x 114 смКраснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

Холодный зимний день. По унылой безлюдной дороге с кладбища возвращается катафалк. Две лошади выпряжены. Остальные, неистово подгоняемые кнутом, несутся вскачь. На катафалке — усталые факельщики. От недавней пышной торжественной церемонии не осталось и следа. У каждого на лице — свои невесёлые думы, каждый ушёл в себя. Картина сделана с больши́м настроением. Богатый катафалк, измученные факельщики, несущиеся лошади резко  контрастируют между собой и производят нелёгкое впечатление.

Н. Г. Богданов: "Охота за дровами" («Гаваньский чиновник»), 1882 год, Холст, масло.
Н. Г. Богданов: "Охота за дровами" («Гаваньский чиновник»), 1882 год, Холст, масло.

В картине «Охота за дровами» Богданов обратился к характерной сцене из жизни Петербурга. Ранней весной, как только начинался ледоход, на Неве появлялись лодки бедняков, вылавливавших дрова, кору деревьев, пригодную для растопки печи. Всю поверхность холста занимает изображение воды, и только вдали слева виден берег. В этом водном пространстве в ненастную погоду лодки бедняков кажутся одинокими.

Богданов Николай Григорьевич: Запоздала  Холст, масло. 104 x 95 см Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Богданов Николай Григорьевич: Запоздала Холст, масло. 104 x 95 см Челябинский государственный музей изобразительных искусств

Картина «Запоздала» — одна из последних картин Богданова, написанная им на Украине. В основе картины — бытовая драма.            Светает. У изгороди стоит девушка, видимо, только что вернувшаяся со свидания. Она горько плачет, выслушивая ругательства, с которыми обрушилась на неё пожилая женщина, скорее всего, её мать. Выразительны характеристики женщин.

С любовью пишет художник образ главной героини: горестна её высокая, стройная фигура, беспомощно опустилась на руки красивая голова в венке. Прозаичность происходящего подчёркивается обстановкой — на втором плане изображены хозяйственные постройки, скотный двор.

Богданов Николай Григорьевич: В усадьбе летом
Богданов Николай Григорьевич: В усадьбе летом

Группу произведений этого периода составляют картины, посвящённые детям: «Дети в поле», 1884, «У огонька», 1886, «Дети сироты», 1887, «Друзья», 1889 и др. (К сожалению, мне не удалось найти фото).

Богданов Николай Григорьевич: «На берегу», 1890 год, холст, масло
Богданов Николай Григорьевич: «На берегу», 1890 год, холст, масло

Богданов работал и как иллюстратор. В 1888 году вышла из печати повесть В. И. Немировича-Данченко «Всесветный бродяга» с многочисленными иллюстрациями  художника. Он исполняет также оригинальные рисунки и рисунки со своих картин для журналов «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Огонёк», «Гусляр».

Богданов Николай Григорьевич: Чтение Корана (Уличная сцена в Каире), 1891
Богданов Николай Григорьевич: Чтение Корана (Уличная сцена в Каире), 1891

В 1888 году Богданов заболевает туберкулёзом и уезжает в Каир  лечиться. Здесь он с увлечением работает над картиной «Чтение Корана» и собирает этюды к большому полотну «Караван в пустыне». Весной 1891 года картина «Чтение Корана» выставляется в Каире и сразу же привлекает к себе всеобщее внимание. Одна из современниц Богданова, встретившая его в Каире, писала в  марте 1892 года П. М. Третьякову по поводу выставленного произведения:

«Картина эта, не будучи окончена, была на выставке... где среди хорошо исполненных картин франџузских, итальянских и английских художников была признана лучшей со стороны обилия света, прекрасной группировки и несомненного таланта нашего русского артиста [художника]. Она обратила на себя внимание Хедива Египта Тевтика паши..."

Перед Богдановым открывались новые творческие горизонты. Однако средства не позволили ему оставаться там дольше. Он возвращается в Россию, переезжает в Киев и продолжает работать над незавершёнными полотнами.

Богданов Николай Григорьевич: «Женщина с люлькой», 1875 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей
Богданов Николай Григорьевич: «Женщина с люлькой», 1875 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей

Перемена климата вскоре резко сказалась на состоянии его здоровья. В 1892 году Богданов умирает, оставив свою семью — жену, двух малолетних детей и мать — без средств к существованию.

Источники:

Биографический очерк о жизни и творчестве Н.Г.Богданова, изд.Искуство, 1971

Фото картин: Викисклад, Энциклопедия мировой живописи, фотографии автора канала

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

🖼 На канале "Русская и мировая живопись" начал свою работу платный раздел - Премиум, в котором вы найдёте дополнительные материалы по творчеству художников. В основном это описания картин, сравнения картин разных художников, мнения историков и искусствоведов, интересные подробности. Последняя статья - "Курбе против Давида".

Основной, бесплатный канал будет продолжать свою работу в прежнем режиме.