Воины древнегерманских племен нередко носили волчьи шкуры, стремясь уподобиться свирепым стайным хищникам. Грозный вид воинов-волков пугал их противников едва ли не больше, чем сама битва, что казалось сверхъестественным большинству людей Древнего мира.
ПОЧЕМУ?
Мифы о волках имеют большое значение, особенно в культуре и религии кочевников евразийских степей. У них волк воспринимался в качестве родового тотема, а по одной из версий этиологического мифа о происхождении тюрок, первопредок, будучи маленьким мальчиком и последним, оставшимся в живых после истребления своих сородичей, был воспитан волчицей - также как и был образован Великий Рим.
На основании остатков регулярных зимних жертвоприношений волков, археолог Д.Энтони предположил наличие у культуры «срубников» (III - II тысячелетии до н.э.) - первых кочевников евразийских степей, инициации юношей в военизированные мужские союзы, в ходе которых происходило ... оборотничество в волка.
Существует доказанная версия, согласно которой культура Ноуа (на территории современной восточной Румынии, Молдавии и западной Украины), явилась следствием миграции племён срубной культуры, на территории которой проживали племена невров.
По Геродоту воины невров несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя - "серый", "лютый".
А вот слово "ВОЛК" вслух не произносилось.
Широко известен фрагмент «Скифского логоса», посвященный оборотничеству (ликантропии) невров:
Эти люди, по-видимому, колдуны. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый воин невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. Рассказывая это, они меня не убеждают, но они тем не менее рассказывают и, рассказывая, клянутся — Геродот (История. IV, 105).
Культуру Ноуа сменила Гальштатская, которая развивалась в Центральной Европе с 900 года до н.э. более пяти веков, став ядром кельтского расселения.
Так волк занял важное место в германской мифологии. Его считали зверем бога Вотана, который в числе прочего, был покровителем воинских побед. До нашего времени дошло немало изображений воина-волка и есть мнение, что этот воин символизирует Вотана и был почитаем среди германских племен, поэтому многие имена того времени были связаны с волком: Вульфолайк (танцующий с волками), Вольфетан (волчья шкура), Вольфдрегиль (бегущий волк).
Современное немецкое имя Вольфганг означает "волчья поступь".
Германские племена были жестокими и независимыми. У них была гордая традиция НЕЗАВИСИМОСТИ. Германское сообщество было свободным и мало структурированным. Каждый член германского племени считал себя свободным человеком.
Они были воинственными и опасными, тренировались владением разных видов оружия: копьем, пращей, дротиком, булавой и мечем. Это было мощное вооружение, владению которым каждый германец учился с юного возраста. Они оттачивали навыки владения этим оружием до автоматизма, оно становилось продолжением их тела.
Но особенно смертоносным оружие стало в руках отдельных групп бойцов, воинов волков-призраков, элитной группы спецназа, обученных на агрессии ВОЛКА. Это была фанатичная группа опытных бойцов-оборотней, способных сражаться ночью. Тренируясь с детства и умея перемещаться бесшумно по лесу, они появлялись из тени, сеяли панику и страх среди врагов и исчезали.
Они стали первыми мастерами маскировки: камуфляж и скрытность были основными элементами их воинского искусства и выживания на поле боя. Надев волчью шкуру и волчий шлем, взяв пепел из костра или сажу и намазав им в черный цвет лица, броню, щиты и оружие, они умело использовали темноту в свою пользу. Не последнюю роль играли и спец.пища, спец.питье и спец.ритуалы, идущие из глубины веков оборотничества и дающие спец.зрение и спец.силу в сплошной темноте.
Как и современные спецназовцы они были обучены подкрадываться бесшумно и убивать. Внезапная ночная атака из-за деревьев, нанесение мощного удара и быстрый уход, прежде чем враг осознавал само нападение. А с рассветом они исчезали.
Древний Рим столкнулся с германцами впервые в ходе нашествия племен кимвров и тевтонов в конце II века до н.э. Это было переселение целого народа из Ютландии. В 113 году до н.э. кимвры разбили в придунайской альпийской провинции Норик возле Нореи римское войско консула Папирия Карбона и двинулись в Галлию, где позже к ним присоединились тевтоны. В 105 году до н.э. в битве при Араузионе варвары нанесли крупнейшее поражение легионам Рима, истребив до 70 тысяч римских солдат.
Однако в 102 - 101 годах до н.э. в двух сражениях римский консул Гай Марий наголову разбил пришельцев, практически полностью уничтожив германские племена, от которых после этого в истории остались только названия.
Плутарх оставил их описание, которое представляет интерес как литературное свидетельство о самых ранних германцах:
«Конница выехала во всем своем блеске, с шлемами в виде страшных, чудовищных звериных морд волков и медведей с разинутой пастью, над которыми поднимались султаны из перьев, отчего ещё выше казались всадники, одетые в железные панцири и державшие сверкающие белые щиты. У каждого был дротик с двумя наконечниками, а врукопашную кимвры сражались большими и тяжёлыми мечами … сражавшиеся в первых рядах, чтобы не разрывать строя, были связаны друг с другом длинными цепями, прикрепленными к нижней части панциря ...».
Позднее Гай Юлий Цезарь, аннексировавший Галлию в первой половине I века до н.э., вышел с римскими легионами к Рейну и столкнулся с германцами. Его «Записки о Галльской войне» содержат первые этнографические сведения о германских племенах, общественном устройстве и нравах германцев. В 58 году до н.э. он разгромил их, вытеснив их обратно за Рейн.
В начале первого века на покорение свободных германцев был отправлен римский военачальник - генерал Публий Квинтилий Вар. На тот момент армия могущественной Римской империи была самой мощной боевой машиной Древнего мира, высокотехнологичной, дисциплинированной и прекрасно обученной, поэтому в открытом сражении им не было равных.
Вару противостоял хитрый сын вождя германского племени хирусков - Арминий. У него был свой план: победить Рим там, где их сила была бесполезна, и единственный способ - завести в труднопроходимую местность и имея преимущественные знания местности, наносить быстрые и острые удары партизанской войны.
Он нашел идеальное место где его воины могли использовать все свои преимущества - территория Тевтобургского леса между лесистым холмом и болотом, где дорога сужалась до тропы.
Идеальное место для засады, где попав в ловушку, можно было атаковать и днем и ... ночью, когда спецназ воинов-волков окажется в своей стихии.
Сплотив германские племена херусков, бруктеров, хамавов, маркоманов, сигамбров (марсов), хавков и хаттов, а затем, пользуясь полным доверием римского генерала, Арминий в сентябре 9 года нашей эры повел легионы генерала Вара в свою засаду.
Заранее, вдоль тропы, варвары построили оборонительный щит, замаскировав его на местности и ждали приближающего врага, ведя за ним постоянную разведку.
И в наше время оборудование местности оборонительными сооружениями является основной частью обучения воинскому мастерству в спецназе: важно выбрать наилучшее место для ударной команды и группы прикрытия. Нужно учесть все: дерево, куст, бугор и строения.
Идя через незнакомый лес, колонна римских солдат и обоз растянулись на много километров, строй был нарушен, связь между подразделениями потеряна. Незнание местности внушил римским легионерам неуверенность и страх перед неизвестностью.
В нужный момент, колонна была обстреляна и атакована в нескольких местах и открытый бой шел вплоть до темноты.
Римляне отошли, однако отдохнуть и перестроиться ночью римским солдатам не пришлось, они познали ночных воинов призраков-духов, прокладывающих свой кровавый путь через римские легионы, а перед рассветом они испарились.
А затем еще один день и еще одна ужасная ночь, изматывающие римских легионеров.
На третий день психологически Римская армия полностью сдалась.
Они не были обучены такому способу ведения боя, это был полный разгром. Генерал Вар погиб, бросившись на свой меч, а после этого сопротивление полностью прекратилось, деморализованные солдаты бросали оружие и погибали, не обороняясь.
Три римских легиона XVII, XVIII, XIX (около 20 тысяч человек) были вырезаны почти полностью, остальные были рассеяны по всему лесу. Префект лагеря сдался в плен и был казнён, Легат с конницей бежал, бросив пехоту на произвол судьбы.
Торжествующие германцы уцелевших римских солдат передали жрецам для ритуальных жертвоприношений. Их головы, уши и руки прибивали к деревьям, кровь лилась рекой в жертвенные котлы - кровопролитие требовалось для очищения германской земли от римского присутствия.
Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит писал о ямах с трупами и виселицах, а на месте последнего боя остались пригвождённые к деревьям сотни черепов римлян. А Луций Анней Флор сообщил, что особенно германцы свирепствовали против захваченных римских судей: «Одним они выкололи глаза, другим отрубили руки, у одного зашили рот, предварительно вырезав язык».
Первому Императору Римской Империи Гай Юлию Цезарю Октавиану Августу был отправлен подарок - окровавленная голова генерала Вара.
Для Римской империи это было очень значительным поражением: «империя, которая не остановилась даже на берегу океана, принуждена была остановиться на берегах реки Рейна». После этого поражения, для римлян ночные воины волки-призраки древней Германии стали источником легенд, страха и ужаса.
Светоний в биографии Августа ярко передал отчаяние императора: «Он до того был сокрушён, что несколько месяцев подряд не стриг волос и бороды и не раз бился головою о косяк, восклицая: „Квинтилий Вар, верни мне мои легионы!“»
Во многих легендах волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала древних жителей. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду.
Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов.
Впоследствии их эстафету приняли БЕРСЕРКИ - скандинавские воины спецназа, отличавшиеся безрассудной храбростью в бою.
О них в следующих статьях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Дорогой читатель подпишись и узнай тайны Древнего мира.