С начала СВО обыватель уже привык к разной степени шокирующим рассказам с «передка», которые стали чем-то само собой разумеющимся. ТВ, знакомые за ленточкой, telegram-каналы, бесчисленные военкоры... Как говорится, на вкус и цвет информационные источники разные.
Ещё по музейной работе мне приходилось общаться с ветеранами самого разного толка. От свидетелей событий на острове Даманский (никогда не спрашивайте любителей социалистической дружбы о том, что там произошло) до участников СВО. С последними на общем фоне взаимодействовали, к сожалению, реже всего, пока в их числе не оказались мои собственные друзья.
А затем случился бум военной прозы, который сопоставим, пожалуй, лишь с концом Великой Отечественной войны. Я никогда не любил военную прозу и в особенности мемуары. Рефлексия и пафос – это их неизменные спутники. Однако среди десятков уже изданных и еще готовящихся к изданию книг, мне попалась рекомендация авторской работы Александра Стрельникова. Может ли музыкант написать книгу?.. Вообще, да. Особенно если он из оркестра ЧВК «Вагнер».
«Встреча с Родиной» способна перевернуть ваше восприятие военной прозы и ударить под дых. Здесь рефлексирует не автор, а сам читатель. Живой язык Стрельникова буквально с первых страниц завораживает бескомпромиссным реализмом. Вы не увидите даже намека на претенциозность и лишнюю манерность.
В самом начале читатель должен принять решение – готов ли он вместе с Александром оставить дом, комфортную работу, семью и пройти путь от Молькино до Бахмута (разумеется, для начала морально). Для автора – это полгода жизни. Для вас – два вечера в кресле. Но будьте уверены в том, что это будут ваши два самых тревожных вечера, а кресло уже не покажется таким уютным.
Стоит сказать спасибо издательству «Яуза», специализирующемуся на общественно-политической тематике и сооснователю медиа-проекта «Обыкновенный царизм» Святославу Павлову. Да, издание от «Яузы» получилось вполне бюджетное, а качество бумаги оставляет желать лучшего, но, во-первых, редактура отличная, а во-вторых, где вы найдете много специализирующихся издателей?..
192 страницы в хорошей твердой обложке с классическим переплетом и 36 главок (включая предисловие редактора, пролог и эпилог), каждая из которых – это вполне самостоятельный эпизод из жизни Александра. Принятие решения, трудный разговор с матерью (такой, наверное, в голове продумывал едва ли не каждый, кого посещала мысль уйти добровольцем), попытки подступить к судьбе с правильного угла, которые едва не завернули в «Ахмат».
Запоминающихся эпизодов много – одни лишь знакомства с самыми неожиданными людьми (среди которых и бывшие террористы ((КАК?)) и залетные египтяне) могут вызвать у тепличного читателя культурный-шок. Но больше всего в этой действительности обличается смерть, которая окружает автора.
Обличается она в том смысле, что мы не видим её как первозданную вселенскую волю, нет – здесь она вполне конкретна. Пуля снайпера прошивающая насквозь человека – это смерть. Минометный обстрел – это смерть. Однако её есть чем крыть. Выпущенный Александром ПТУР – это тоже смерть, но уже для врага.
Не так уж и иллюзорен шанс испытать стыд и дискомфорт, лишь представив себя на месте автора. Роящиеся в голове вопросы, обращенные к самому себе (а что бы сделал я? Не пришлось бы мне после этого стирать штаны? Хватило бы мне воли и сил мыться влажными салфетками, ночуя в сыром подвале?..) как раз и являются первым и очень важным шагом к рефлексии читателя.
Александр не гипертрофирует реальность, как и не превращает смерть в нечто эфемерное. Сырой подвал – это сырой подвал. Случайно застрелившийся зэк, пренебрегший техникой безопасности – это лишь ещё один случай в напоминание остальным. Отсутствие показной манерности и глобальной аналитики идут книге на пользу. Это не Деникинские мемуары, которые проводят нас по ошибкам и следствиям большой политики и войны, а просто история одного вагнеровца.
Даже на общем фоне запоминаются не батальные эпизоды (кого сейчас ими удивишь?), а моменты передышки и личные истории людей. Например, одинокого старика с далеко не самой простой судьбой. Этот момент меня лично и моего дорогого друга, несущего сейчас службу на границе, задел особенно сильно, напомнив об эпизодах из детства.
Наверное, эту книгу порекомендовал бы к прочтению и сам Евгений Викторович Пригожин, как он уже ранее рекомендовал авторские работы других служащих ЧВК «Вагнер». Но его мнения мы уже не узнаем, зато каждый из вас может прочесть и сформировать свое собственное.
Встреча с Родиной всегда для каждого своя. Меня она застала среди Богом забытых архивов времен Гражданской войны, в окружении старых фотографий солдат царской армии и записанных от руки трагедий, до которых не было никому дела целый век. Александра – там, не в прошлом, а настоящем. Под обстрелом HIMARS-а во всё тех же декорациях русского юга.
Хочется верить, что эта книга для Александра не станет единственной – далеко не каждый может похвастаться таким живым языком. Однако посылать автора на очередной контракт ради материала и денег на издание следующей книги было бы уже чересчур, не так ли? Поддержать его можно хотя бы купив книгу себе и/или своим знакомым – найти ее можно без проблем на том же OZON-е.