В прошлый раз мы поговорили, как объективная нехватка денег привела к тому, что храмы закрылись сами собой. Но с другой стороны, если люди были верующие, если людям хотелось в храмы - они бы в храмы ходили и денег бы давали. Почему же количество прихожан так внезапно упало?
Религия и империя
У религии с царскими властями были отношения очень непростые. Здоровенную точку в них поставил Петр Первый. Он своей волей упразднил Патриарха и создал Священный Синод, подчиняющийся императору. В итоге церковь стала "министерством империи по духовным делам".
И именно поэтому возник тот социальный контракт, про который мы в прошлый раз говорили - церковь стала главным политпропагандистом.
И это не прошло бесследно. Любые движения против властей так или иначе сопровождались антирелигиозным движением, антирелигиозной пропагандой.
Отдельно еще долго шли отголоски спора иосифлян и нестяжателей. Они в общем и сейчас идут, эти отголоски, а тогда они были куда громче. Если кратко: нестяжатели во главе с Нилом Сорским говорили, что церковь должна быть нищенствующей. То есть не стремиться к богатству убранства. Священники должны быть в простых рясах. Иконы - на простых досках, как у Андрея Рублева. А иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого - говорили, что церковь, как дом Бога, должна быть прекрасной, отражать все могущество, всю значимость Бога. Службы должны быть яркими и торжественными, выдергивать из обыденности, восхищать. Победили иосифляне. И не надо здесь искать тему "они просто хотели быть богатыми" - там действительно вопрос стоял в богословии, и доводы иосифлян во многом логичны.
Но откровенно небогатые россияне все же немножко бухтели на богато украшенные церкви. Тем более что была и альтернатива - старообрядцы. Да, последователей Аввакума преследовали и казнили - однако их все равно было немало.
В итоге нашлось некоторое количество людей, которые были недовольны священниками.
Просвещение
И тут прилетела эпоха Просвещения, когда во Франции был объявлен курс на атеизм и полный отказ от религии. И этот курс вроде как официально принят-то не был. Но однако же Екатерина Вторая вполне себе переписывалась с вольнодумцем Вольтером. Появляется куча памфлетов на церковь. Местами служители культа становятся комичными персонажами.
Вспомните классическую литературу. Сколько там положительных персонажей-священников? Кардинал Ришелье в мушкетерах? Почти священник бабник Арамис там же? Дьяк в "Вечерах на хуторе..." Гоголя? Про пушкинского Попа, я уж и молчу. В итоге христианству начинают складывать образ чего-то глупого, мелкого, двуличного. Да, образ надуманный - но устоявшийся активно. Но до поры до времени этот образ сидел в мозгах узкого круга интеллигенции, этаких кружков вольнодумцев.
А потом пошли "хождения в народ" - те самые вольнодумцы занялись обучением крестьян и рабочих. И пошла в народ крамольная мысль, что церковь уже не та.
До поры до времени эта мысль капала на мозги без глобального результата. Но остро назревал уже вопрос прекращения крепостничества. По всем фронтам назревал. И реформа 1861 года крестьян разочаровала просто дичайше. Царь поступил вразрез с христианской идеей "земля, Богом сотворенная, не может принадлежать человеку". А гляди-ка, царь сказал "земля принадлежит дворянам". А церковь царя такого помазала. Так может, царь и церковь плохие?
При этом появляются кружки, которые борются за народ, за правильную реформу - "Земля и воля", "Народ и воля", "Черный передел". Они из тех самых интеллигентов-атеистов. Вроде безбожники - а вроде за народ. И царя неправильного убили. Тут еще и марксисты появляются, которые вообще про коммунизм говорят, про хорошее и правильное. Появляются люто популярные в деревне социалисты-революционеры, требующие "землю-крестьянам" (да, потом Ленин эту СР-скую программу реализует).
И люди попадают в интересную ситуацию.
С кем вы?
С одной стороны, есть определенная инерция. Если уж русским в голову легло православие, то снести его оттуда проблемно. Это потом скажется в создании "красного православия" - обновленческой церкви. Совсем отказаться от религии было сложно.
Но с другой стороны, ощущение "неправильной церкви" было. "Государственная религия", когда за пропущенную исповедь прилетал штраф, за вырвавшиеся при порке мат и одновременное упоминание Бога чуть не срок и еще больше наказаний. Одобрение "неправильных государей". Показная роскошь при общей нищете людей. Антирелигиозная пропаганда уже снискавших доверие революционеров. Все это капало, капало, капало. А как известно, рано или поздно количество переходит в новое качество.
Так что когда решением Временного правительства отменились обязательные ритуалы в армии (присутствие на воскресной службе, исповеди), количество посещающих службы упало почти в 20 раз.
А еще случился очень серьезный слом мировоззрения. Николай II, пусть и не любимый народом, подписывает отречение от престола. И его брат Михаил не принимает трон. Монархия закончилась. Началась буржуазная республика. И вот на сломе веков, на сломе строя люди настороженно готовились и мировоззрение сломать.
Мы наш, мы новый...
Вот тут грянула октябрьская революция, 1918 год, национализация церковной собственности, снятие с дотаций.
Церковь в этот момент здорово качнуло. Понятно, что там здорово качнуло вообще всех. Но священники поделились очень мощно на три группы. Первые ломанулись с новыми властями договариваться. Из них получилось обновленчество. Кто-то на этом месте расстригся, ушел из церкви, разочаровавшись в религии. Вторые никуда не ломанулись, а просто решили тихонько переждать. Просто продолжили вести службы, работать, как работалось. Третьи... о, третьи решили объявить большевиков антихристами, сатанистами и призвали бороться.
А как известно из третьего закона Ньютона, любое действие рождает равное по силе противодействие. Кто бы что ни говорил, а идеи большевиков и их первые же действия - переговоры о мире, введение нормального трудового законодательства, всеобщего обучения, передача земли крестьянам - были популярными. Очень популярными. И вот тут священники начинают говорить "это безбожная власть, у нее сатанинские решения". Ха. Накапливающееся недоверие к церкви тут выплеснулось очень активно.
И почти сразу же, года не прошло - вспыхивает гражданская война. В рамках которой большевики стараются как-то облегчать жизнь простых людей, а белогвардейцы одновременно сотрудничают со всеми иностранными интервентами подряд, устраивают белый террор. И находятся священники, которые вот это все благословляют. А еще в едва не в каждой серьезной банде находится свой поп.
И на фоне всего этого доверие к церкви падает ниже плинтуса. Люди замирают, не понимая, что делать. Даже те, у кого вера была сильной, не могут ее нормально проявить - потому что вообще непонятно, кто прав. Раскол церковников шел ужасный.
Вот церкви и закрылись. Свернулись, и свернулись очень сильно. Немногие священники не потеряли авторитета - в основном или харизматичные обновленцы вроде Введенского, Боярского или Грановского, или не вмешивающиеся в политику батюшки небольших приходов, или яркие священники патриаршьей церкви - сам патриарх Тихон, будущий местоблюститель Сергий Страгородский.
А ключевая информация в СМИ шла о том, что священники массово поддерживают контрреволюцию, восстания - и с ними борются. Как сегодня есть у некоторых опасения, что за неправильный репост можно словить уголовку - так и там было ощущение, что послушав неправильного священника можно попасть в ЧК.
Ну и белогвардейское движение было само по себе мощной антирелигиозной пропагандой. Люди, которые стремились восстановить "старые времена", когда "разная чернь знала свое место", почему-то не понравились "черни", взявшей власть. А священники, которые кричали "белогвардейцы молодцы", подталкивали людей к мысли "большевики, которые делают мир лучше для простых людей, правы - гады эти золотопогонники". А раз большевики правы и большевики скептически относятся к религии - какой вывод?
Поэтому лидеры церкви для успокоения ситуации были вынуждены писать воззвания, успокаивающие ситуацию и выводящие церковь из политической борьбы.
Но тут случилась борьба внутрицерковная, потому что вышедшая из политики церковь патриаршья, исконная РПЦ, столкнулась с "обновленцами". А сами обновленцы между собой тоже начали грызться. На фоне этого и некоторые действительно верующие... не то чтобы отказались от религии, нет, но задумались, куда ж им относиться-то.
Вот так и получилось, что на фоне всего этого противостояния всех против всех, падения авторитета церкви как антинародной организации, риска попасть под внимание чекистов церкви опустели. Опустели в начале двадцатых. Часть храмов заработает после войны, когда РПЦ вернет себе часть влияния. Снова уменьшение числа действующих церквей стартует при Хрущеве. При "позднем Брежневе" и к началу перестройки церкви снова начнут открываться.
Так что да, большевики были против религии, но период какого-то "специального закрытия церквей" был недолгим, во времена Хрущева. Основное закрытие прошло по вполне понятным и объективным причинам, никак не связанным с "антирелигиозной политикой".