Когда заявляют, что приход к власти большевиков привёл к бегству из России лучших представителей русского народа и его культурной элиты, мне становится просто смешно — а как же блистательный Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)?
Потрясающие, яркие, искрящиеся энергетикой цвета и линий, шедевральные полотна Кустодиев написал в советской России в последний период своей жизни. 1917 г. академик живописи Императорской Академии художеств с 1909 г. Б.М.Кустодиев встретил уже неспособным ходить в инвалидном кресле и писал свои картины лёжа, но от этого они не стали ни чуть не менее прекрасными. Он просто рассыпал их сериями как из рога изобилия (лат. cornu copiae).
Наблюдая в окно из инвалидной коляски Февральскую революцию и рисуя её, Кустодиев плакал от радости и сказал своей дочери:
Ты не понимаешь, что это за счастье, что у нас в Петербурге я вижу красные флаги свободы! (Долгополов И. В. Борис Кустодиев // Мастера и шедевры: в 3-х томах. — Издательство «Изобразительное искусство», 1986. — С. 46—47.)
В 1923 г. Кустодиев вступил в Ассоциацию художников революционной России.
Умирающий от болезни и мучительных болей Кустодиев верил в светлое будущее СССР и часто повторял своим детям:
Счастливые вы, доживёте и увидите всю красоту предстоящей жизни. (Долгополов И. В. Борис Кустодиев // Мастера и шедевры: в 3-х томах. — Издательство «Изобразительное искусство», 1986. — С. 47.)
В 1927 г. Кустодиев получил разрешение на выезд для лечения в Германии и для этого советское правительство выделило деньги, но он скоропостижно скончался от воспаления лёгких.