Найти в Дзене
Максим Полянских

Антон Брукнер: от помощника монастыря до гениального композитора.

Йозеф Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в Ансфельде в Верхней Австрии. Его дед был учителем в этом городе недалеко от Линца. Отец Антона также работал учителем. В 1823 году он женился на Терезе Хельм из Штирии, которая родила ему одиннадцать детей, шестеро из которых умерли в раннем возрасте. Йозеф Антон был первенцем и самым известным представителем рода Брукнеров. С ранних лет мальчик проявлял любовь к музыке. В возрасте четырех лет маленький Антон выучил на скрипке несколько церковных гимнов, чем привел в восторг местного священника. Ему нравились уроки пения в школе, и по этой же причине мальчик любил ходить в церковь, где его мать, обладавшая прекрасным голосом, пела в хоре. Его отец заметил способности мальчика и часто оставлял сыну свое место за органом. В те времена учитель должен был играть на органе в церкви и одновременно преподавать элементарные основы музыки. В одиннадцать лет Антона отправили к его крестному отцу Иоганну Баптисту Вайсу, школьному учителю и органи
Оглавление

Детство юного композитора

Йозеф Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в Ансфельде в Верхней Австрии. Его дед был учителем в этом городе недалеко от Линца. Отец Антона также работал учителем. В 1823 году он женился на Терезе Хельм из Штирии, которая родила ему одиннадцать детей, шестеро из которых умерли в раннем возрасте. Йозеф Антон был первенцем и самым известным представителем рода Брукнеров.

С ранних лет мальчик проявлял любовь к музыке. В возрасте четырех лет маленький Антон выучил на скрипке несколько церковных гимнов, чем привел в восторг местного священника. Ему нравились уроки пения в школе, и по этой же причине мальчик любил ходить в церковь, где его мать, обладавшая прекрасным голосом, пела в хоре. Его отец заметил способности мальчика и часто оставлял сыну свое место за органом. В те времена учитель должен был играть на органе в церкви и одновременно преподавать элементарные основы музыки. В одиннадцать лет Антона отправили к его крестному отцу Иоганну Баптисту Вайсу, школьному учителю и органисту. С музыкально образованным мастером мальчик постигал гармонию и совершенствовался в игре на органе. Именно у Вайса Брукнер впервые попробовал импровизировать на органе. Впоследствии Антон Брукнер достиг высочайшего уровня мастерства в этом жанре и вдохновил всю Европу.

Тяжкое будущее

Однако болезнь отца и тяжелое финансовое положение семьи заставили Антона через год закончить обучение. Он взял на себя обязанности органиста и начал играть на скрипке на свадьбах и танцевальных вечерах. Спустя еще шесть месяцев умер его отец. Детство Антона закончилось со смертью отца. Его мать умоляла, чтобы Антону разрешили присоединиться к церковному хору.

После двух лет пения в церковном хоре голос Брукнера стал портиться, и его отдали в помощники монастырскому органисту Антону Каттингеру, которого современники называли не иначе как «Бетховен органа». Игра органиста осталась одним из любимых воспоминаний юности Брукнера. Под руководством этого мастера Антон вскоре начал играть на большом органе монастыря, который считался вторым по величине органом после собора Святого Стефана в Вене.

Поскольку Антон хотел стать учителем, как его предки, его отправили на «подготовительный курс» в гимназию в Линце, где осенью он сдал вступительный экзамен.

Десять месяцев спустя он успешно сдал выпускной экзамен. Но прежде всего он с головой окунулся в музыкальную жизнь Линца. По счастливой случайности на подготовительных курсах преподавал знаменитый музыковед Дюрнбергер. О его книге «Элементарный учебник гармонии и гроссбаса» композитор позже сказал: «Эта книга сделала меня тем, кем я являюсь сегодня». С Дюрнбергером он совершенствовал свою игру на органе и знакомился с произведениями Гайдна и Моцарта.

Помошник учителя

Окончив школу в августе 1841 года, молодой Брукнер стал помощником учителя в небольшом городке Виндхааг, расположенном недалеко от границы с Богемией. Через два года Антон получил должность учителя в Кронсдорфе. Деревня была еще меньше предыдущей, но рядом находился город Штирия, в котором находился второй по величине орган в Верхней Австрии. Еще важнее было его знакомство и дружба с Ценетти, органистом и регентом собора другого близлежащего города, Эннса. Антон посещал собор три раза в неделю, чтобы не только продолжить обучение игре на органе, но и расширить свои познания в теории музыки. Ценетти познакомил его не только с хоралами Баха, но и с наследием венской классической музыки.

Работа учителем

2 сентября Брукнер был назначен учителем в школу при аббатстве Святого Флориана, где он ранее пел в хоре. Антон провел там десять лет. Вскоре он написал свое самое известное юношеское произведение - Реквием ре-минор, который посвятил своей юной безответной любви Алоизии Богнер.

В 1851 году Брукнер был назначен постоянным органистом монастыря. Однако не только музыка была близка сердцу Антона, но и его материальное благополучие. Бедное детство стало причиной того, что он всю жизнь боялся бедности. В те же годы возникла еще одна проблема, повлиявшая на всю его жизнь, - мечтательность и безответные чувства к молодым девушкам.

По счастливой случайности, в ноябре 1855 года в Линцском соборе.

В ноябре 1855 года в Линцском соборе. Дюрнбергер немедленно отправил Брукнера в собор на прослушивание, и 14 ноября состоялось испытание кандидатов, на котором Брукнер показал себя перед комиссией наиболее способным, так что ему было временно разрешено занять должность органиста.

В течение следующих десяти лет, проведенных в Линце, Брукнер работал интенсивно и усердно. Он посвящал изучению теории музыки до семи часов в день, жертвуя своим свободным временем и здоровьем.

Знакомство с творчеством Вагнера

Зимой 1863 года Брукнер познакомился с музыкой Вагнера и решился отойти от классической гармонии. Он давно мечтал об этом, но пока не решался. Его личное знакомство с Вагнером состоялось 18 мая 1865 года в Мюнхене во время премьеры «Тристана и Изольды». Несмотря на различие характеров, оба они были новаторами в музыке и нашли родственную душу.

К сожалению, здоровье Брукнера вскоре ухудшилось настолько, что он был вынужден обратиться за медицинской помощью. Почти все лето 1867 года он провел на лечении в водолечебнице в Бад-Кройцене. Его письма этого времени свидетельствуют о крайне подавленном состоянии духа, и у него появились мысли о самоубийстве. Его друзья боялись оставлять Брукнера одного. К сентябрю композитор поправился и смог подтвердить свое намерение занять вакантное место в дирекции Венской консерватории. В оставшееся до начала учебы время он завершил работу над партитурой последней из трех месс - Большой мессы № 3 фа минор.

В апреле 1869 года, по случаю открытия церкви Святого Эпврё в Нанси, состоялось представление с участием лучших органистов Европы. Успех Брукнера был ошеломляющим, и его пригласили выступить перед избранной публикой в Нотр-Дам де Пари. Два года спустя с триумфом прошли его выступления в Англии.

Помимо работы органистом и преподавателем теории музыки, Брукнер не переставал сочинять. Произведения, написанные им в Линце, в частности первые три мессы и Первая симфония, стали известны в Вене. Каждая из девяти симфоний Брукнера отличается от других и имеет свою судьбу. Например, Вторая симфония была признана музыкантами Венского филармонического оркестра неисполнимой. Третью симфонию принято называть «героической», но музыканты того времени лишь высмеяли ее, а зрители покинули зал во время премьеры, не дождавшись окончания исполнения. Четвертую симфонию Брукнер написал в 1884-1885 годах и назвал ее «романтической». Ее премьера прошла довольно успешно. Но успех пришел только к Восьмой симфонии, написанной в 1887 году под влиянием «Парсифаля» Вагнера.

После «Парсифаля» Вагнера судьба стала более благосклонной к композитору. Произведение имело невероятный успех, когда было исполнено оркестром под руководством Артура Никиша в Лейпциге. Антон Брукнер сразу же был назван величайшим симфонистом своего времени, а Восьмая симфония была названа публикой «венцом музыки XIX века».

Вернулся на родину

Но вернемся в 1871 год. Вернувшись на родину, Брукнер уже много лет находился в тяжелом финансовом положении. Поэтому он был счастлив, когда 3 января 1878 года наконец получил долгожданную должность придворного органиста в Вене, которую занимал до лета 1892 года. Эта должность приносила ему дополнительные 800 гульденов в год.

Творчество композитора

В декабре 1878 года Брукнер написал Скрипичный квинтет фа мажор - второе произведение камерной музыки после Скрипичного квартета 1862 года. Этот квинтет иногда сравнивают с последними квартетами Бетховена.

В мае 1881 года Брукнер всего за неделю написал Те Deum, вероятно, самое красивое свое произведение. Однако высокопоставленные венские музыкальные чиновники не позволили исполнить его произведение в концертных залах. Это было отголоском борьбы между вагнерианцами, к которым принадлежал Брукнер, и брахманистами, сторонниками Брамса. Именно поэтому его музыка была с восторгом принята в Германии и не так благосклонно в Австрии. Неудивительно, что самый большой триумф Брукнера ждал его десять лет спустя в Берлине, где 31 мая 1891 года был исполнен его Te Deum. Современные свидетели этого триумфа единодушно отмечали, что до этого момента ни один композитор не был так радушно принят, как Брукнер.

Последние годы жизни композитора

В последние пять лет своей жизни Брукнер работал почти исключительно над Девятой симфонией. Наброски и отдельные эпизоды для нее появились еще в 1887-1889 годах, но с апреля 1891 года он полностью посвятил себя работе над этой симфонией. К сожалению, горячие мольбы Брукнера дать ему возможность завершить свое последнее произведение не были удовлетворены «любимым мастером», которого он почитал всю жизнь. Композитор умер 11 октября 1896 года, так и не завершив Девятую симфонию.

-2