Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Вокзал в Новороссийске. Почему он так странно расположен?

В промзоне новороссийского порта стоит красивое здание - бывшее агентство Владикавказской железной дороги (1889), в 1872-75 годах связавшей Ростов-на-Дону с Владикавказом-на-Тереке. Среди акционеров этого "Кавказского Транссиба" были владелец крупнейшего столичного завода Алексей Путилов, министры разных ведомств и даже члены царской семьи. Главным инженером стал прежде строивший стальные магистрали от Балтики до Волги остзейский барон Рудольф Штейнгель, а разросшись к 1917 году с изначальных 700 до 2511км в сложную сеть между двумя оконечностями Кавказских гор и Царицыном, ВлЖД оказалась самой прибыльной негосударственной железной дорогой Российской империи. Возили по ней и бакинскую нефть, и донецкий уголь, но в первую очередь - зерно Кубани, Ставрополья, Дона. Возили - дорого: пропускной способности линий едва хватало, а нарушить монополию на выход к морю конкуренты из Армавира и Екатеринодара смогли лишь в 1910-х. Сюда железную дорогу провели в 1888-м: Самым ценным активом был кру

В промзоне новороссийского порта стоит красивое здание - бывшее агентство Владикавказской железной дороги (1889), в 1872-75 годах связавшей Ростов-на-Дону с Владикавказом-на-Тереке. Среди акционеров этого "Кавказского Транссиба" были владелец крупнейшего столичного завода Алексей Путилов, министры разных ведомств и даже члены царской семьи. Главным инженером стал прежде строивший стальные магистрали от Балтики до Волги остзейский барон Рудольф Штейнгель, а разросшись к 1917 году с изначальных 700 до 2511км в сложную сеть между двумя оконечностями Кавказских гор и Царицыном, ВлЖД оказалась самой прибыльной негосударственной железной дорогой Российской империи.

Возили по ней и бакинскую нефть, и донецкий уголь, но в первую очередь - зерно Кубани, Ставрополья, Дона. Возили - дорого: пропускной способности линий едва хватало, а нарушить монополию на выход к морю конкуренты из Армавира и Екатеринодара смогли лишь в 1910-х. Сюда железную дорогу провели в 1888-м:

Самым ценным активом был крупнейший в мире элеватор 1890-х годов, и ныне нависающий над портом:

-2

А в тени элеватора робко примостился вокзал, в 1913-14 годах впервые возведённый в камне:

-3

Нынешний отстроен в 1947 году с элементами разрушенного войной предшественника:

фото 2009 года. С тех пор на площадке элеватора построили новые силосы.
фото 2009 года. С тех пор на площадке элеватора построили новые силосы.

С него ходят поезда в пол-страны, до Мурманска, Воркуты, Приобья и Челябинска, не говоря уж про Москву. И прибытие поезда - единственное, что нарушает пыльную тишину крошечной площади в недрах промзоны. Таксисты слетаются, словно чайки на косяк хамсы - ведь немалая часть пассажиров тут едут дальше до Геленджика и других курортов побережья.

Но анчоусом быть не надо: в Геленджик пассажиров ждёт автобус по заполнению, а в центр можно доехать троллейбусом, особенно - если дойти за виадук к Магистральной улице.

-5

В начале ХХ века Новороссийск был самым "красным" городом Юга. Чуть успешнее Новороссийской республики 1905 года стала Черноморская советская республика, провозглашенная в марте 1918 года под началом весьма загадочного Абрама Рубина - он был не из здешних рабочих, а кем и откуда - толком и не знает теперь никто. В мае ЧСР объединилась с Кубанской советской республикой, а к концу лета 1918 года ту и другую разбили деникинцы, при этом устроив резню в красном порту.

Скромный обелиск у вокзала поставили в 1936 году память о двух сотнях железнодорожных рабочих, убитых белыми в августе 1918 года. Вскоре он стал памятником двум войнам - выбоины на нём оставлены Великой Отечественной:

-6

Вокруг - бескрайняя промзона: не припомню больше крупных городов, где вокзал располагался бы хотя и не на выселках, но столь труднодоступно.

-7