Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Чудо на Цемесе. Как в России построили крупнейший в мире элеватор?

В Новороссийска есть Элеваторная улица, своё название более чем оправдывающая.

На ней стоит исторической конторы элеватора, по виду - 1920-х годов:

-2

А сами элеваторы над улицей имени себя буквально застят небо:

-3

Лучше взглянем на них с эстакады. Столбчатый возведён в 1960-х, угловатый сдан в 1984 году, а блестящих силосов перед ним ещё не было в мой первый приезд в 2009-м. Но интересен нам краснокирпичный Старый элеватор (1893) - пожалуй, главный архитектурный памятник Новороссийска.

-4

И - самый ценный актив "Общества Владикавказской железной дороги", на прошлом рубеже веков державшей большую часть перевозок Северного Кавказа и от того бывшей самой прибыльной в России из частных железных дорог.

Достаточно сказать, что спроектировал его лично президент этого общества (с 1884 года) инженер Станислав Ипполитович Кербедз, а воплощал инженер Александр Щенснович. Оба, что характерно, поляки, да и третий отец технического чуда-на-Цемесе был из обрусевшего польского рода: электротехник Михаил Доливо-Добровольский изобрёл 3-фазный электрогенератор, впервые запущенный в промышленную эксплуатацию здесь.

-5

То, что они в Новороссийские построили, столь колоссально, что вблизи просто в кадр не взять. Длина элеватора - 160 метров, а если поставить его 364 шестигранных силоса один на другой, получится 8-километровая башня. В нём без малого 10 миллионов кирпичей ("малое" - это 350 тыс.) и целые реки цемента с заводов на Восточной стороне.

С ёмкостью до 45 тысяч тонн зерна элеватор ВлЖД стал крупнейшим в Европе, и как обычно пишут - вторым в мире после чикагского. Англовики, впрочем, какие-то выдающиеся элеваторы в Чикаго неизвестны (их мировой "столицей" считается Буффало)... как и что-либо сопоставимого масштаба, построенное раньше, чем новороссийский гигант.

Всё это отдельно впечатляет, если учесть, что первый элеватор в России был построен всего 5 годами ранее, в 1888-м, тогда как в Штатах (а следовательно и в мире) - в 1843-м. Гигант был ещё и беспрецедентно для своих времён автоматизирован, эстакада с него вела прямо в порт, и в общем на экспорт по Владикавказской железной дороге его проходило 2/3 зерна.

Дважды элеватор опустошался - белыми накануне бегства в 1920-м (см. вторую часть) и немцами, которые сочли, что им нужнее цитадель, державшая всю бухту под прицелом. Но цитадель эту в сентябре 1943 стремительно захватил отряд десантников Александра Райкунова, чем здорово дезорганизовал в Новороссийске всю оборону вермахта.

-6

У подножья элеватора по улице Жуковского (противолежит Элеваторной за промзоной), судя по старому фото - та самая электростанция с генератором Доливо-Добровольского. Теперь в ней клуб и всякие службы Новороссийского хлебокомбината:

-7

А с проходящего над промзоной пешеходного виадука (на другом конце которого, куда я не дошёл - школа и ДК 1910-х) по крайней мере 15 лет назад была отлично видна мельничная башня.

-8