Внешне очень привлекательный, талантливый и остроумный, Чехов всегда пользовался у женщин большим успехом, друзья писателя в шутку называли его многочисленных поклонниц «антоновками». И хотя Чехов старался не заводить серьезных романом и всячески избегал разговоров о женитьбе, многие из его любовных историй оставили значимый след в жизни писателя.
Первой любовью Чехова стала Евдокия Исааковна Коновицер (Эфрос) (1861 — 1943) . Дуня Эфрос была однокурсницей сестры Чехова и сразу покорила сердце молодого человека. В свои 26 он решился сделать предложение, но помолвка была тайной и краткой. Евдокия, будучи из зажиточной еврейской семьи, отказалась принять православие. Едва намечавшаяся свадьба сорвалась Осенью 1887 года Евдокия вышла замуж за приятеля Чехова, адвоката и издателя газеты «Курьер» Ефима Зиновьевича Коновицера. После революции Коновицеры эмигрировали во Францию. В период Холокоста в 1943 году в возрасте 82 лет Евдокия была депортирована из французского дома престарелых и умерла в концентрационном лагере Треблинка.
Встреча актрисы Лидии Борисовны Яворской (при рождении — фон Гюббенет, в замужестве — княгиня Барятинская и леди Поллок) и Антона Чехова произошла в 1883 году. Будучи дамой с манерой общения шаловливо-властной, Лидия Борисовна посылала Антону Павловичу прелестные записки: "Милая Дуся, мне скучно без Вас. Приезжайте. Гости съезжаются. Я в ожидании. Приезжайте. И салату нет. Закажите. Я целую Вас крепко, Лидия". Антон Павлович относился к Лидии Борисовне мягко и с пониманием. Он понимал и видел ее характер. Ее прекрасный, пылкий, щедрый эгоцентризм, ее сверкающее ласковое равнодушие ко всему, что "не она", ее жадность к подаркам и чугунный щебет - ласково-властный тон. Артистка воспринимала Чехова как автора, который будет писать для неё пьесы. Их роман был непродолжительным.
Антон Павлович Чехов и Лидия Стахиевна Мизинова (1870-1939), известная как Лика, познакомились осенью 1889 года благодаря сестре писателя, Марии Чеховой. Лике было 19 лет, а Чехову — 29. Она была подругой его сестры Маши, часто бывала в их доме и страшно нравилась Чехову: невероятно женственная, остроумная и веселая, с умными серыми глазами и пышными пепельными волосами. Их отношения развивались через ежедневные встречи и переписку. В письмах Чехов называл Лику «золотой, перламутровой и фильдекосовой», «адской красавицей» и «злодейкой души моей». Однако, несмотря на взаимную симпатию, их отношения оставались неопределенными. Чехов был известен своей щепетильностью в отношениях с женщинами и избегал серьезных привязанностей. Лика, в свою очередь, кокетничала с другими мужчинами, включая художника Исаака Левитана, что вызывало ревность у Чехова.
В 1892 году Лика предложила Чехову совместную поездку на Кавказ, но в последний момент он отказался, сославшись на эпидемию холеры. Это вызвало возмущение Лики, на что Чехов ответил: «В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и в сущности я хорошо делаю, что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили». Впоследствии Лика начала отношения с писателем Игнатием Потапенко, что, по мнению некоторых исследователей, отразилось в пьесе Чехова «Чайка» в образах Нины Заречной и Тригорина.
Таким образом, отношения между Чеховым и Ликой Мизиновой были сложными и неоднозначными, оставившими заметный след в жизни и творчестве писателя.В своих рассказах и пьесах Чехов много раз использовал реалии ее судьбы.
Ольга Петровна Кундасова (ок. 1865–1943) была близкой подругой Марии Павловны Чеховой, сестры Антона Павловича Чехова, и входила в круг его общения. Она училась на Высших женских курсах профессора Герье и некоторое время работала в Московской обсерватории, за что Чехов называл её «астрономкой». В 1890 году, перед поездкой на Сахалин, Чехова на Ярославском вокзале провожали его родственники и друзья, среди которых была и Ольга Кундасова. Она сопровождала писателя до Ярославля, а затем до Нижнего Новгорода, где они расстались.
Считается, что Кундасова послужила прототипом героини Рассудиной в рассказе Чехова «Рассказ неизвестного человека». В письме к А. С. Суворину Чехов упоминает о ней, отмечая её эрудицию и научные интересы. Ольга Петровна оставалась близкой к семье Чеховых и после смерти Антона Павловича. Она поддерживала отношения с его вдовой, Ольгой Книппер-Чеховой.
Елена Шаврова познакомилась с Чеховым, когда принесла ему на рецензию написанный ею рассказ, и сразу же влюбилась в него. Было ей тогда 15 лет, Чехов же в то время был увлечен Ликой Мизиновой. Прекрасно понимая, что рассчитывать на взаимность ей не стоит, Елена попыталась забыть о Чехове, и спустя пять лет вышла замуж. Но через три года после свадьбы, приехав к родственникам в Москву, они снова встретились, и на этот раз у них случился роман.
Они сбежали в Ялту, где провели вместе некоторое время. После этого Елена вернулась к семье, а их роман продолжился в письмах. Чехов написал их Елене около семидесяти. Итогом же этого романа стал прекрасный рассказ «Дама с собачкой».
Нина Корш, дочь владельца первого частного театра в России.была влюблена в Чехова с 12 лет – когда в театре ее отца ставили пьесу Чехова «Иванов». Чехов же обратил на девушку внимание и увлекся ею спустя 11 лет, на премьере «Чайки» во МХАТе. Ей было 23, ему 38. Роман длился два года, Нина забеременела, но в это же время Чехов начинает отношения с Ольгой Книппер и рвёт отношения с другими.
Биограф Чехова пишет, что Таня Корш, дочка Нины, родилась в 1901 году в Париже - рожать туда в тот период было принято ездить у богатых дам, которые хотели скрыть факт рождения ребенка. А еще оказалось, что Нина успела познакомить Танечку с Чеховым. В 1903 году она, будучи одинокой матерью с двухлетним ребенком на руках, потащила Танечку к умирающему Антону Павловичу.
В 20-е годы, Нина с дочерью эмигрировали в Белград. Танечка стала учиться на медицинском факультете и вышла замуж за одного из бывших офицеров Белой армии. Но быстро развелась и стала работать врачом в провинции в Сербии. Прожила Татьяна недолго: умерла в 37 лет от воспаления легких. Как вспоминали очевидцы, буквально за день до смерти она еще принимала больных у себя в палате. На похороны пришло дикое количество народу, ведь за годы работы Татьяна помогла почти каждой семье. И до сих пор на могилу Татьяны Корш в Александроваце приносят свежие цветы.
Мама Татьяны пережила дочь на восемь лет и скончалась в 1946 году. Всю оставшуюся жизнь Нина жалела о переезде в Сербию. Она считала, что дочь прожила бы дольше, останься она на родине.
Была ли Таня Корш действительно дочерью Чехова - вопрос открытый, хотя исследователи и приводят массу доказательств этому факту.
Ольга Книппер (1868–1959) — выдающаяся актриса, ставшая легендой театра МХАТ. Первая и единственная жена Антона Чехова. Свадьба состоялась, когда писателю исполнился 41 год. Их брак просуществовал до самой смерти великого писателя. Она вошла в историю как одна из ведущих исполнительниц ролей в пьесах Чехова, сыграв в них самых ярких и незабываемых героинь.
Книппер родилась в семье чиновника, но вскоре проявила свои таланты в области театра, что привело её в Московский Художественный Театр. Её личные отношения с Антоном Павловичем стали важной вехой в их судьбах.
Их роман начался в 1898 году, когда Чехов, уже признанный писатель, встретился с Книппер в театре. Письма между ними, полные любви и тоски, являются важным свидетельством их отношений и чувственности Чехова, скрытой за его внешней сдержанностью.
Однако их любовь не была легкой. Чехов был болен туберкулезом, и его здоровье с каждым годом ухудшалось. Отношения с Ольгой Книппер также осложнялись тем, что она в тот момент активно играла на сцене и часто находилась в разъездах, а Чехов часто пребывал в курортных местах на лечении. Расстояние и болезнь создавали препятствия для их союза, однако несмотря на это, их любовь была крепкой.
В 1901 году, после долгих лет переписки и взаимных переживаний, Чехов и Книппер поженились. Это был последний этап жизни великого писателя, который, несмотря на свою болезнь, продолжал творить и искать ответы на вопросы о жизни, смерти и любви.
Ольга Книппер сыграла центральные роли в пьесах Чехова, и её актерская интерпретация произведений великого драматурга сильно повлияла на восприятие его пьес в театре. Чехов, в свою очередь, глубоко уважал её талант и уделял большое внимание тому, как его произведения воспринимаются на сцене.
Смерть Чехова в 1904 году стала трагическим ударом для Ольги Книппер. Хотя она продолжала свою карьеру и ещё долго оставалась одной из величайших актрис своего времени, её любовь к Чехову оставалась важной вехой в её жизни.
Их любовь была краткой и мучительной, она оставила неизгладимый след в истории культуры. Творческое сотрудничество между Чеховым и Книппер стало олицетворением того, как искусство может объединять людей, а также показывать человеческие слабости и силу одновременно.
Спасибо, что прочитали!