Десять лет назад, в феврале 2015 года, покойный Эдуард Лимонов предложил идею раздела Украины. По его плану, собственно Украина сжималась до 8 или 9 областей вокруг Киева. Юго-восток отходил к России, а западные территории – в соответствии с их исторической принадлежностью – разбирали Польша, Венгрия, Румыния и Словакия.
Немногие тогда восприняли это всерьёз. Либералы и охранители строго напомнили о нерушимости границ, левые обозвали Лимонова империалистом, патриоты закричали «нам нужна ВСЯ Украина!», а все вместе решили: дедушка старенький, говорит чепуху...
Но и многие из тех, кому идея понравилась, сочли её нереалистичной. Ведь поляки, венгры, словаки, румыны входят в Евросоюз, они не самостоятельны. Ясно, что начальство ЕС никогда не одобрит сговора своих стран-участниц с Россией.
Лимонов возражал скептикам: «Конкретные территориальные запросы окажутся в конце концов для соседей Украины важнее, чем абстрактная принадлежность к Европейскому Союзу». Он был прав. Но не хватало какого-то дополнительного импульса, чтобы соседи Украины перестали, скажем так, стесняться своих территориальных аппетитов.
Такой импульс возник – президент США Дональд Трамп. Прямо заявив о своих претензиях на Гренландию, Канаду и Панамский канал, Трамп развязал руки странам Восточной Европы. Освободил их от цепей международного права. Разрешил снова быть хищниками.
Действующие лидеры Польши, Венгрии, Румынии, Словакии прямо о своих территориальных амбициях не говорят, ограничиваются намеками. Фицо в недавнем интервью бразильской газете сказал, что, возможно, Украину ждет раздел. Но Словакию, как вероятного участника раздела, не упомянул.
О том, что Закарпатье – исторически венгерская земля, на которой и сегодня живут венгры, регулярно напоминает Орбан. Польские лидеры не скрывают ностальгии по Восточным Кресам.
В Румынии появился политик, который заговорил жёстко и недвусмысленно. Кэлин Джорджеску назвал Украину «вымышленным государством», предрек ему неизбежный раздел и обозначил интересы Румынии: Северная Буковина (часть Черновицкой области Украины), Буджак (часть Одесской области). Попутно обозвал Зеленского коррумпированным «полудиктатором».
Лимонов оказался прав в своих прогнозах. В 2015 году он писал: «А уж Румыния спит и видит вернуть свои северные земли».
Джорджеску – тот самый кандидат в президенты страны, у которого украли победу на недавних выборах. Якобы ему помогала Россия, на этом основании результаты первого тура отменили.
Доказательств российской помощи так и не нашли. Зато популярность Джорджеску круто пошла вверх. В Румынии, как и много где, уважают тех, кто пострадал от несправедливости. На выборах, которые состоятся в этом году, у Джорджеску высокие шансы победить. И это плохая новость для Украины.
Российское руководство явно обратило внимание на новую тенденцию. Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин предложил историкам обсудить вопрос о правах других стран на территории, входящие в состав Украины: «Мы обязательно это сделаем. И попробуем пригласить историков из Польши, Венгрии, Словакии».
То, что 10 лет назад казалось утопией, сегодня имеет шанс стать реальностью. Конструкция Евросоюза становится шаткой. Под внутренним и внешним давлением – рост популярности евроскептиков плюс негативное отношение новой администрации США – она может рухнуть. Даже если формально всё сохранится, национальные правительства начнут саботировать решения европейских инстанций.
И тогда не только США, но и Россия получит возможность договариваться со странами Восточной Европы напрямую. В том числе и о том, «как нам поделить Украину».
Конечно, это только один из вариантов развития событий. Но он вполне реален.
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzo