Многие граждане нашей страны, по разному относящиеся к христианскому вероисповеданию, но знакомые с содержанием Нового Завета, глядя на священников Русской Православной Церкви задаются одним и тем же вопросом - почему попы, которые очень хорошо знают Новый Завет и слова Христа о том, что
«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
От Марка 10:25
Призывают к ведению скромной жизни своих прихожан, а сами склонны к роскоши и богатству?
Нисколько не стесняясь, всячески демонстрирую её атрибутику: толстые золотые цепи, массивные кресты, перстни с драгоценными камнями, часы, престижные автомобили, роскошные дома, особняки, имения и даже вертолёты с элитными яхтами.
И в этом они абсолютно правы.
А ответ лежит на поверхности. Для его получения необходимо лишь чуть более шире, чем это дают в школе, изучить нашу историю. Особенно ту её часть, что касается крещения Руси. Как основу.
За разъяснением вопроса обратимся к трудам великого русского учёного М.В. Ломоносова.
Есть у Михаила Васильевича замечательная работа под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого. Или до 1054 года», в которой Ломоносов пишет о том, как выбирал веру для Руси Владимир Креститель.
-------------------------------------
Отступление от темы
Владимира Крестителя общепринято называть русским князем. Таким автор его не называет по имеющимися причинам. Но это более широкая тема, требующая отдельной публикации.
--------------------------------------
В восьмой главе «о рассмотрении вер и о крещении Владимирове» Ломоносов рассказывает следующее:
Магометанство (мусульманство, ислам) Владимир отвергает по тем причинам, что в этой вере обрезание ему отвратительно, а пить алкоголь и употреблять в пищу свинину запрещается.
Западную Папскую церковь, которая в то время не отличалась соборными делами от Греческой, Владимир не принимает по причинам, что варяги и его бабка княгиня Ольга, как поясняет Ломоносов, принимали не Папскую, а Греческую веру.
Иудаизм Владимир, якобы, не хочет рассматривать из-за того же обрезания. А также за то, что его последователи отвержены от Бога и по всем землям рассыпаны.
Здесь нужно отметить, что это заявление Владимира Крестителя очень лукавое. Лукаво оно в том, что иудеи, согласно Ветхого Завета, являются народом богоизбранным, а по земле они рассеяны для овладения ею:
«Итак, Израиль, слушай законы и заповеди, которым я учу тебя. Повинуйся им и будешь жить, и тогда сможешь пойти завладеть землёй, которую даёт тебе Господь, Бог твоих предков. Ничего не прибавляй к тому, что я заповедаю тебе, и ничего не убавляй, повинуйся заповедям Господа, Бога твоего, которые я дал тебе».
Второзаконие 4:1-2
Более подробно есть на моём канале в этой статье:
Греческими царями ко двору Владимира был послан Константин Философ, который красноречиво рассказывал о "чудесах", которые творил Христос во время жизни и не менее "чудесном" его воскрешении после смерти. Текст очень большой и ни о чем. Приводить его здесь не буду. Читатель при желании сам может найти книгу и прочитать этот эпизод. Здесь хочу лишь отметить один момент.
Владимир был расположен к принятию веры от греков (а скорее вера была предопределена ещё за долго до его рождения), но нужно было обождать удобного к тому времени.
Здесь, по всей видимости, у Владимира в данный момент не было поддержки среди других представителей правящей элиты и ему необходимо было время чтобы бояре сами могли убедиться в "правильном" выборе.
Для этого он отправляет послов в разные стороны света, чтобы они могли выбрать "сами" то, что было нужно.
Побывав в разных странах и вернувшись домой, послы сообщили Владимиру о том, что они увидели своими глазами.
Ислам послы нашли скучным и печальным. В Риме они увидели в вероисповедании скромность. А вот в Софийском храме Царьграда бояре были поражены роскошью. Здесь они увидели великолепные украшения, золотую утварь и драгоценные одежды.
Письмо посла Ивана Смирама с предупреждением не склоняться к Грекам и Римлянам, так как им были найдены чистые апостольские учения и предания, Владимир проигнорировал из-за необходимости в этих учениях обрезания.
Подводя итог в выборе веры Владимиром Крестителем и его боярами можно отметить то, что при рассмотрении всех вер, правящая "элита" в Киеве не рассматривала от слова "совсем" никаких нравственно-этических норм в содержании этих религий.
Руководствовались они исключительно материальными благами. Возможностью хорошо есть, вдоволь пить, богато одеваться и проводить свою жизнь в роскоши.
У них "своих дел было выше крыши", а на осмысление написанного в Писании ни времени, ни желания у них не было. Для них важно было то, что поучения апостола Павла работают и позволяют поддерживать "потребл@тский" социально-властный статус.
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный»
Павел, К Ефесянам, гл. 6:5-8
Так что, предъявлять как к нынешнему «духовенству», так и к «элите» какие-либо высоконравственные требования к их образу жизни нет никакого смысла. Они не были заложены изначально и никогда ими не переосмысливались.
Впрочем, и представители разных религий не утруждали себя морально-нравственным выбором проводника веры на Руси. Тот же Ломоносов пишет подробности жизни Владимира Крестителя до принятия Христовой веры характеризуя его как гуляку, насильника и развратника. Который проводил своё время в пирах и веселье, имел несколько жён, более 1000 наложниц по городам и весям, и не гнушался насилием молодых девиц и замужних женщин.
Списывать такое поведение Владимира на то, что этаким проказником он был в язычестве абсолютно не верно. Язычником Владимир никогда не был. Но это тема для отдельного рассказа.
Всем добра.
--------------------------------------------
Читайте по теме следующие статьи: