Для нас, жителей Кавказских Минеральных Вод, в первую очередь, Пятигорска, Михаил Юрьевич Лермонтов - не просто представитель российской словесности. Он непременная часть нашего бытия, поскольку очень многое вокруг нас соотнесено с его именем, с его пребыванием здесь, с его произведениями, в которых описаны наши места. Облик великого сына России, его скульптурное и живописное изображение постоянно сопровождает жителей и гостей курортных городов в их передвижениях по региону.
Он встречает нас в самом центре Пятигорска, в небольшом скверике, приподнятом над окружающими улицами. Задумчиво смотрит бронзовый поэт на протянувшуюся вдоль горизонта далекую цепь снеговых вершин - этот памятник, сооруженный на народные деньги, был первым в России памятником Лермонтову - его поставили в 1889 году. Один из последних, созданных в нашей стране, памятников поэту появился почти век спустя тоже на Кавказских Минеральных Водах - в 1988 году. Он украсил Лермонтовский сквер в центре маленького курортного Железноводска. Барельефные изображения Михаила Юрьевича мы видим на обелиске, отмечающем место его гибели на дуэли с Мартыновым, на Лермонтовской площадке у главного входа в курортный парк Кисловодска. Профильный барельеф поэта украшает здание вокзала на железнодорожной станции Лермонтовской. Возможно, что где-то еще сохранился один из бюстов Лермонтова, массово изготовленных в 1939 году, к 125-летию со дня его рождения, которое торжественно отмечалось в стране. Бюсты были установлены в Лермонтовской галерее и Лермонтовских ваннах, у Академической галереи и в санатории имени М.Ю.Лермонтова. Позже их оттуда убрали, ввиду не слишком высоких художественных достоинств, но некоторые находили себе приют в других местах. Так, один из бюстов довольно долго отмечал въезд в молодой промышленный город, названный именем поэта. Позднее город Лермонтов обрел монумент, изготовленный по специальному заказу. Нередко в общественных местах городов Кавказских Минеральных Вод мы видим портреты Лермонтова. Есть в публичных местах наших курортных городов и изображения персонажей лермонтовских произведений.
Сердце лермонтовской России
Пятигорск уже давно не тот маленький уютный городок, каким когда-то знал его Михаил Юрьевич Лермонтов, сегодня он вполне современный, с большими домами, шумными оживленными улицами, по которым мчат автомобили. И все же есть в его курортном районе у подножья Машука черта, переступив которую, мы забываем о шумящем за спиной XXI веке, мир далекого, позапрошлого, ХIX столетия.
Центр этого уникального уголка - маленький домик под камышовой крышей. Выглядит он странно и непривычно даже среди окружающих его старинных строений курортного Пятигорска, не говоря уже о соседствующих с ним многоэтажных современных санаториев. Но у тех, кто приходит сюда, он вызывает не удивление трепетное чувство прикосновения к прошлому, связанному с именем великого сына России, замечательного поэта, ради которого в городе и сохраняется старательно этот романтический кусочек прошлого.
14 мая 1841 года в «Памятной книге» хозяина дома, В.И.Чиляева запись: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Лермонтова получено … сто рублей серебром». С того дня неприметный дом на окраине города вошел в историю страны и сделался драгоценным памятником отечественной культуры. Его низенькие комнаты давали приют высоким порывам лермонтовского вдохновения, были свидетелями радостных встреч поэта с друзьями и горестных минут прощания близких с гениальным юношей, павшим у подножья Машука.
История домика была достаточно драматичной. Но, вопреки всем невзгодам, дом не только сохранился, но и сделался духовным магнитом для тысяч людей и нескольких поколений. Входящим сюда кажется, что поэт только что вышел из-за стола, и что лежащее на зеленом сукне гусиное перо еще хранит его теплое прикосновение. Одет он просто, по-домашнему, потому что форменный сюртук и фуражка, дожидаясь своего часа, висят здесь, как и боевое оружие.
Старинная посуда готова к приходу его друзей. Скоро за чашкой чая состоится неторопливая беседа. О чем? О российской словесности, о Петербурге, куда опальному поручику Лермонтову так хотелось бы вернуться, но он не поехал… Он навсегда остался в этом небольшом строении, которое издавна было известно, как Домик Лермонтова. Он назывался когда-то и музей поэта, хотя теперь имеет другое, более официальное наименование - «Государственный Музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, но в Пятигорске очень многие, особенно старожилы, продолжают звать старому, потому что центром обширного музейного комплекса все же остается дом под камышовой крышей, где вот уже столько лет бьется сердце Лермонтовской России
Они дарили поэту свои целительные силы
На скалистой вершине горы Горячей, что возвышается над знаменитым курортным парком «Цветник», стоит не менее знаменитая скульптурная композиция - орел, терзающий змею. Поставленный в начале ХХ столетия «Орел» сделался эмблемой Кавказских Минеральных Вод и в этом качестве широко известен за пределами региона.
Но далеко не все знают, что скульптура была установлена на том самом месте, где двести лет назад вытекал горячий минеральный источник, давший жизнь курортному Пятигорску и долгое время бывший главным его целебным средством! Первоначально источник именовался Александровским, потом Ермоловским, а в советское время был назван Лермонтовским № 1, поскольку Михаил Юрьевич лечился его водами. Лермонтовский источник № 2 выведен из недр Горячей горы уже в ХХ веке, и, таким образом, является как бы наҫледником старейшего источника. Первоначально эта горячая углекисло-сероводородная вода служила только для ванн. Как питьевая, она стала использоваться после того, как в 1897 году по проекту инженера К.Ф.Ругевича в «Цветнике» был сооружен бювет в виде изящной мраморной колонки, который назвали Воронцовским. В 1932 году вместо него по проекту архитектора П.П.Еськова построили треугольную беседку, получившую название «Стахановский бювет». Однако это название не было известно широкой публике, которая обычно именовала бювет «Треугольным». В 1972 году вода Лермонтовского источника № 2 была выведена в открывшуюся Питьевую галерею. Есть в Пятигорске и Лермонтовский бювет в районе санатория «Ленинские скалы». Но с пребыванием поэта он никак не связан, поскольку был открыт в 1978 году. Свое имя бювет получил благодаря тому, что выполненные художницей Л.И.Любчик красочные панно, украшающие его интерьер, изображают сцены жизни «водяного общества» лермонтовских времен.
А вот ванное здание, расположенное в «Цветнике», имеет прямое отношение к Михаилу Юрьевичу и по праву носит его имя. Правда, получили его ванны в 1920 году, а до этого назывались Николаевскими. Торжественная закладка их состоялась 25 июля 1826, а завершено было строительство в 1831 году. Лермонтовские ванны являются старейшим лечебным учреждением Кавминвод. Среди их посетителей были критик B.Г. Белинский, известный врач и естествоиспытатель И.Е. Дядьковский. М.Ю.Лермонтов в 1837 году принял здесь 20 процедур, о чем имеется запись в Книге посетителей ванн. К сожалению, кабина № 4, где лечился поэт, не сохранилась - здание несколько раз перестраивалось и реконструировалось. В 1935 году ванны были взяты под охрану государства, как памятник истории.
Грот. Но какой?
Все убеждает нас, что этот романтический грот по праву носит имя поэта. Даже табличка над входом, где слово «Гроть» написано с твердым знаком, свидетельствует о давности и традиционности его названия. Однако история этого, бесспорно, лермонтовского, места не так проста, как кажется на первый взгляд. Начнем с того, что существуют, по крайней мере, три версии того, почему грот именуется Лермонтовским. Одна связывает это с тем, что Михаил Юрьевич, сидя в гроте, наблюдал оттуда за «водяным обществом». Другая объясняет название тем, что якобы Лермонтов изобразил грот на своей картине «Вид Пятигорска». Третья, самая распространенная, делает поэтическую искусственную пещеру местом свидания Печорина с Верой, описанного в романе «Герой нашего времени».
Но взгляните на картину Лермонтова - самого грота вы там не увидите изображены лишь скалы вокруг и закрывающие вход в него кустарники. Между прочим, эти кустарники могли создавать помехи для наблюдений за гуляющими. Да и наблюдать за будущими персонажами романа писателю явно удобнее не со стороны, а находясь в гуще публики. Так что обе эти версии неосновательны. Что же касается свидания Печорина и Веры, то некоторые исследователи, опираясь на текст романа, достаточно доказательно утверждают, что произошло оно совсем не в этом гроте. В каком же? В том, что находился, да и сейчас находится, с противоположной стороны долины, в скалах горы Горячей, и в лермонтовские времена был известен публике как «Грот под флагом». Почему же он оказался забытым? Да потому, что был мал и неприметен, находился в стороне от популярных экскурсионных маршрутов.
Знали об этом истинные знатоки и любители пятигорской старины, которые, кстати, и поговаривали, что гротом Лермонтова надо считать именно этот, но основная масса приезжей публики, не прислушиваясь к ним, выбрала для поклонения более видное отовсюду место. Именно здесь, до установки памятника поэту, отмечались его даты. Именно этот грот украшали цветами и воспевали в стихах, далеко не имевших высокие художественные достоинства. Именно сюда водили экскурсии, чтобы у людей не было сомнения в подлинности места, над входом прикрепили табличку с надписью. Между прочим, совсем не ту, что мы видим сегодня, а металлическую полукруглую, украшенную изображением лиры. Она была снята после 1917 нынешняя установлена позднее, скорее всего, в 1939 году, когда широко отмечали 125-летие со дня рождения Михаила Юрьевича. Или в 1941 году - к столетию поэта. Но в любом случае «старинная» надпись на табличке - всего лишь стилизация. Поэт, конечно же, захаживал в «свой» грот, расположенный на довольно живописном месте. Но, думается, не так часто, как в тот, что «под флагом», в уединении, где находиться было приятнее и покойнее.
Главная улица «сказочной страны»
Старинные пятигорские особнячки - разве они не чудо? Они располагаются у самого подножья Машука и словно соревнуются в затейливости архитектуры, являя собой то рыцарский замок, то античный храм, то итальянский палаццо. Белый тесаный камень и желтый фасонный кирпич, тронутый патиной лет, лепнина и цветные изразцы, резное дерево и металлические решетки, колонны и арки, башенки и угловые «фонари», фигурные окна с затейливыми ручками, веранды и балкончики - все это создает особый, сказочный мир, как бы парящий над городом.
История этого уголка курортного Пятигорска начинается гораздо позднее его районов. Уже готовились отметить вековой юбилей города, а территория у юго-западного подножья горы Горячей все еще пустовала. Лишь в начале столетия, когда в городе началось бурное строительство и все свободные площади были использованы, в дело пошли всяческие неудобья, какими были в эту пору крутые здешние склоны.
Планировка нового дачного района ориентировалась, ограничивая с севера кварталы, образованные улицами Дворянской (ныне К. Маркса) и Церковной (Соборная). Застроенная лишь с одной, южной, стороны, улица считалась границей города. На это указывают названия, в разное время дававшиеся ей - Кладбищенская и даже Степная. Теперь же она получает имя Лермонтова. Решающую роль сыграло то, что на эту улицу выходил фасад усадьбы Чилаева, включавшей и домик, где жил поэт летом 1841 года. До поры, до времени усадьба находилась в забвении, о том, что в ней прячется «Домик Лермонтова», знали немногие любители российской словесности. На рубеже веков общественность громче стала говорить о необходимости сохранения ценнейшего памятника национальной культуры. Был поднят вопрос о выкупе усадьбы и устройстве в ней музея.
Улица Лермонтовская (так она называлась сто лет назад, ныне же именуется более официально - «Улица имени М.Ю. Лермонтова») начала быстро застраиваться виллами и дачами, лечебницами. Она сделалась главной транспортной магистралью, ведущей в новый курортный район близ Провала. По ней проложили трамвайную линию, благоустроенное шоссе. Центральную часть улицы превратили в бульвар, почему-то именовавшийся «бульварчиком». Популярности Лермонтовской улице добавило открытие в верхней ее части источника Холодного нарзана, который очень полюбился жителям и отдыхающим Пятигорска.
В начале 20-х годов дачи «сказочной страны» были национализированы. Многие из них стали санаторными корпусами. Поначалу в этом уголке Пятигорска устроили несколько карликовых здравниц, занимавших по два-три особняка - «Пролетарий», «Красная звезда», «Красные зори». В послевоенные годы, когда началось укрупнение курортных учреждений, все они стали, в конце концов, одним гигантом - Санаторием имени М.Ю. Лермонтова. Естественно, что ни к самой здравнице, ни к одному из ее зданий, Михаил Юрьевич отношения не имел. Название ей, так же, как и улице, на которой расположено большинство корпусов, дала близость к последнему жилищу поэта. По соседству с санаторием имени Лермонтова вырос еще один, имя которого тоже имеет «лермонтовское» звучание - «Тарханы». Так называлось имение бабушки Михаила Юрьевича, в котором он провел детские годы и был похоронен. Санаторий этот построен на средства колхозов Пензенской области, где находятся Тарханы.
Рядом с многоэтажными громадами санаторных корпусов из бетона и стекла радуют взор и греют душу старинные особнячки. Сегодня их уже не разрушают, как три-четыре десятилетия назад. Ими гордятся, их берегут, эти осколки «сказочной страны», протянувшейся вдоль улицы имени Лермонтова…
По материалам В.А. Хачикова - краеведа, писателя, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза журналистов России, лауреата премии имени Германа Лопатина.