- 68 Государей Российских украшают Парадные сени главного Исторического музея страны!
- Палаты в стиле Софийского собора в Киеве, Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры и роспись палехских мастеров
- "Паспорт" хана из Золотой Орды, моржовый клык с письмом чукчи-переводчика, маскарадные сани Петра I и другие раритеты из коллекции Государственного исторического музея
Это здание, стоящее на Красной площади, знают все россияне, даже те, кто никогда не был в Москве! Монументальное строение из красного кирпича с многочисленными башенками в русском стиле, возведенное в конце XIX века, уже много лет украшает главную площадь страны. Внутри этого сказочно красивого дворца располагается Государственный исторический музей. Если вы никогда не были в нем - обязательно загляните, думаю, что многие из вас будут потрясены увиденным!
Думаете, что я преувеличиваю? Отнюдь!.. Стоит вам только зайти в эту святая святых истории нашей страны, как вы попадаете в гигантский холл, а точнее - Парадные сени!
Именно так называлось это богато украшенное, просторное помещение Государственного исторического музея в 1883 году, когда он впервые открыл свои двери для посетителей, так оно называется и сейчас. С парадных сеней начинается осмотр постоянной экспозиции музея.
68 Государей Российских украшают Парадные сени главного Исторического музея страны!
Государственный исторический музей строили в течение 8 лет - с 1875 по 1883 год - и открыли как раз накануне коронации Александра III. В честь этого события Парадные сени музея были украшены грандиозной росписью свода потолка "Родословное древо Государей Российских":
👉 площадь ее была 220 кв. метров!
👉 она включала в себя 68 портретных изображений Рюриковичей и Романовых, среди которых центральное место занимали Ярослав Мудрый, Всеволод III, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван IV, Михаил Федорович, Петр I, Александр II с супругой Марией Александровной и Александр III с Марией Федоровной.
👉 у основания родословного древа были изображены князь Владимир, креститель Руси, и княгиня Ольга - первая из правителей на Руси принявшая христианство.
👉 стены, колонны и арки этого помещения были украшены красивым растительным орнаментом, аналогичным росписи молельного места Ивана Грозного в Софийском соборе в Новгороде.
👉 на сводах галерей помещены изображения гербов земель, перечисленных в Императорском титуле.
👉 дубовые двери парадных сеней украшены резным орнаментом.
👉 пол и лестницы здесь были сделаны из каррарского мрамора.
👉 дополняли интерьер Парадных сеней позолоченные скульптуры львов с геральдическими щитами в лапах.
Интересный факт: если вы бывали в Государственном историческом музее в советское время, то увидеть всю эту первозданную красоту никак не могли! Ведь в 1937 году по приказу НКВД историческое оформление залов музея было уничтожено! Только благодаря тому, что бригадир маляров, которым дали это задание, решил скрыть портреты монархов под слоем побелки, спустя более полувека реставраторы смогли восстановить оригинальный рисунок!
В 20-е годы вестибюль исторического музей был завешан революционными плакатами и украшен портретом Ленина,
а после 1937 года среди побеленных стен и потолков уже возвышалась скульптура Сталина.
И только в начале 2000-х благодаря реставрации Государственный исторический музей нашей страны вернул свой первоначальный облик, добавив в арке напротив входа позолоченную скульптуру трубящего ангела Фамы, которую в 1928 году сбросили с Красных Ворот. Говорят, что в день их сноса один из основателей Общества друзей исторического музея - Николай Левинсон - сумел подобрать ее и тайно перевезти в музей, в запасниках которого она пролежала много лет...
И сейчас, зайдя в Парадные сени Государственного исторического музея, сложно оторвать глаз от их красоты!
Палаты в стиле Софийского собора в Киеве, Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры и роспись палехских мастеров
Можете представить, что ждет посетителей музея дальше, если уже на входе они попадают просто в сказочную красоту! А дальше идет целая анфилада залов, многие из которых также невероятно хороши! Ну и, конечно, каждый из них - настоящая сокровищница экспонатов, рассказывающих об истории нашей страны, начиная с самой древности и заканчивая нашим веком.
Так, Новгородский зал, в котором представлена коллекция экспонатов "Древнерусский город",
был искусно украшен артелью палехских мастеров,
барельефы Владимирского зала, который посвящён жизни древнерусского государства в период феодальной раздробленности, являются слепками Дмитриевского собора Владимира,
а роспись его стен и мозаика скопированы из Успенского собора.
В Суздальском зале установлена копия южных врат Рождественского собора Суздаля,
а также здесь можно увидеть кованные ворота одного из храмов этого древнего города.
Своды и оконные проёмы Московского зала расписаны по мотивам узоров шапки Мономаха,
а на одной из его стен находится панно "Московский Кремль в начале XV века".
Экспозиция одного из самых красивых залов музея посвящена Государеву двору и органом управления российским государством в XVI-XVII веках.
Его свод украшен растительным орнаментом, напоминающим изящные узоры на ювелирных изделиях XVI века, а лепной карниз, проходящий по периметру стен, повторяет декоративные элементы Покровского собора.
В центре зала возвышается реконструированная копия "Царского места" из Успенского собора Кремля.
"Паспорт" хана из Золотой Орды, моржовый клык с письмом чукчи-переводчика, маскарадные сани Петра I и другие раритеты из коллекции Государственного исторического музея
Богатейшая коллекция экспонатов Государственного исторического музея настолько велика, что если детально рассматривать каждый из них, думаю, потребуется не одна неделя. А потому расскажу вам лишь о некоторых ее предметах, которые чем-то меня удивили и запали мне в душу...
Среди них вот это необычное украшение - шестилучевой колт, деталь парадного женского головного убора состоятельных горожанок-аристократок Рязанской области XIII века, который носили парно, прикрепляя на цепочке или ленте в области висков. Сложно представить, сколько весило такое украшение!
А это - серебряная пайцза хана Узбека из Золотой Орды, служившая ему своеобразным "паспортом" для проезда по всей территории Монгольской империи.
Как вы думаете, что это? Нет, не книга, изготовленная из дерева, как может показаться... Это "деревянный замок".
Внутренняя часть прямоугольной коробки, в форме которой делали в древности замок, включала в себя сложный механизм в виде системы крючков и колышков. Они приподнимались и опускались специальным ключом изогнутой формы и зазубринами засова. Каждый замок имел свой секрет и уникальный ключ, вырезанный индивидуально для конкретного образца. Вот уж умельцы были на Руси!
В XVII веке любили также делать замки в виде секиры - холодного оружия того времени, похожего на полумесяц, считалось, что они обеспечивают двойную защиту дома.
А это выдолбленное... на клыке моржа письмо чукчи-переводчика Николая Дауркина, который сопровождал экспедицию Биллингса и Сарычева в 1785-1783 годах,
в нем он сообщает начальству о своем плавании к берегам Аляски.
А вот с такими дорожными "несессерами", называемыми "погребец", русские аристократы отправлялись в длительные поездки. В этом чемоданчике были предметы первой необходимости - кухонная посуда, чайный прибор, чернильница с писчей бумагой и перьями, комплект игры в трик-трак, пара подсвечников, шоколадница, баночка для сахара,
туалетная вата, пилочка для ногтей, зубная щетка, ножницы, нож, циркуль и еще что-то по мелочи... Думаю, что весил такой "несессер" с десяток кг, а то и больше...
А для рабочего люда на Демидовских заводах в воспитательных целях выпускали вот такое украшение - ошейник с чугунной звездой и надписью "За пьянство" весом более 4 кг! Им "награждали" особо рьяных любителей "зеленого змия".
В одном из залов музея можно увидеть удивительный музыкальные инструменты - трубы для рогового оркестра, каждая из которых могла издавать лишь какую-то одну!!! ноту.
Оркестр роговой музыки состоял из множества труб, сделанных из листовой латуни, высота издаваемого звука которых зависела от их длины!
А это невероятно красивое настольное украшение к десертному сервизу Екатерины II,
изготовленное Берлинской королевской фарфоровой мануфактурой. Сервис этот был подарком Екатерине II от прусского короля Фридриха II и, помимо самой посуды, включал это гигантское настольное украшение - аллегорическую скульптурную композицию, олицетворяющую триумф внешней и внутренней политики русской императрицы!
Кроме того, в историческом музее можно увидеть много интересных портретов выдающихся деятелей нашей страны разных эпох,
разнообразные скульптуры,
повседневную и парадную одежду разных слоев общества,
которую носили в том или ином веке,
в том числе наряды крестьян
и обмундирование военных,
а также предметы мебели зажиточного дворянства, начиная от милых детских стульчиков и лакированных деревянных люлек,
и заканчивая разнообразными секретерами,
изысканными зеркальными шкафами,
и музыкальными инструментами.
Здесь можно увидеть также детали керамического интерьера
усадьбы московского промышленника Кузнецова,
изысканную посуду разных эпох,
а также такие интересные экспонаты, как маскарадные сани, на которых катались придворные во время шумных петровских гульбищ,
или возок самого Петра I.
Следующий предмет музейной экспозиции сначала был опознан нами, как музыкальный инструмент - ну, похож же он на небольшое старинное пианино или клавесин? А оказалось, что это... телеграфный аппарат:) - и, действительно, если присмотреться, на его белых клавишах можно увидеть буквы.
Как оказалось, этот телеграфный буквопечатающий аппарат Юза с русским и латинским шрифтами был установлен во время Гражданской войны в Кремле между кабинетом и квартирой Ленина, и служил для того, чтобы Ильич постоянно был на связи с фронтами и различными городами молодой Советской республики.
Эти и многие другие интереснейшие экспонаты стоят того, чтобы обязательно посетить при случае Государственный исторический музей в Москве. Только закладывайте на его осмотр побольше времени, ведь, погрузившись в его необыкновенную атмосферу, можно гулять по музейным коридорам целую вечность!