Найти в Дзене

О герое Отечественной войны 1812 года Степане Мартыновиче Гетмане_продолжение

Оглавление
Самая почетная должность в русской армии
Самая почетная должность в русской армии

Продолжение повествования о Гетмане Степане Мартыновиче — герое Отечественной войны 1812 года

Рекруты прибыли в полк

Мы остановились на том, как рекруты из Кинель-Черкасского уезда Самарской области были набраны, чтобы пополнить ряды Литовского полка. Им пришлось пройти пешком более 1000 верст. Начинали свой путь простыми парубками, которым военная наука была неизвестна, но во время пути каждый истоптал не менее десяти пар лаптей и двух пар валенок.

По пути они постигали военную науку, и не только: каждый выучился читать и считать. Некоторые даже научились писать свое имя и прозвище (понятия фамилий в том виде, как мы сегодня ими пользуемся не было — было личное или семейное прозвище).

Войсковой дядька всю дорогу наблюдал за рекрутами, составил личное мнение о каждом. Вот, пользуясь наблюдениями наставника, в полку распределили каждого по способностям. К началу мая 1805 года в расположение полка прибыло несколько групп рекрутов. Их раскидали по подразделениям, чтобы в дальнейшем сделать настоящих солдат.

Парней после мытья в бане и стрижки у настоящего парикмахера одели в мундиры и определили места для квартирования. Казармы того периода мало отличались от современных. Также стояли нары для спанья в два этажа. У каждого появился свой сундучок, где можно хранить личные вещи.

Кроме того, каждому солдату выдали ранец из свиной кожи. Здесь хранились порох, картечь, точило, кремень, а также сухой паек на три дня. Считалось, что паек должен быть постоянно — служивые могли быть отряжены на срочную командировку в любую минуту, вот и носили с собой бойцы свои ранцы практически постоянно.

Снова учение

Молодым солдатам казалось, что они уже все познали, пока шли в свой полк, на самом деле учение только начиналось. Свободного времени не было от слова совсем.

Подъем на зорьке. А дальше все строем. Идти обязательно в ногу, чтобы каждый глядел на соседа и старался быть похожим на него.

Кормили хорошо. Но после утренней каши устраивали учение штыковому бою. Помнили, что «пуля дура, а штык — молодец». Даже пехоту натаскивали на бой на лошадях — мало ли, как придется воевать. Вот тут учили колоть пиками и рубиться саблями (чуть позже ввели шашки — там центр тяжести расположен иначе — шашками рубят, а не фехтуют).

Днем давали послеобеденную передышку. Примерно полчаса разрешалось выбрать сухое место, закрыть глаза и подремать.

Потом шли на стрельбище. Основной прием — заряжай, а потом стреляй. Главное успевай менять позицию в строю.

Стреляли поочередно. Первый ряд отстрелялся, шаг налево, разворот и переход на седьмую позицию. Там чистить ствол ружья от нагара, порция пороха, пыж, досыл пули, трамбуй, потом еще один пыж. Порох запала на полку. Кремень на взвод.

Пока все сделал, снова оказался в первом ряду. Стреляй во врага, все повторяй снова.

Командиры старались довести интенсивность строевой стрельбы до 4 выстрелов в минуту каждого солдата. Так получалось, что пехотный строй каждые две секунды производил выстрел. Противнику выстоять по новой тактике будет сложно.

Сделав дюжину выстрелов, переходили к штыковой атаке. Тут главное не врезаться в спину товарища. Сначала шли шагом, а потом примерно с 30 шагов до противника мчались со всей мочи и кололи мешки с сеном — учились наносить глубокие удары штыком.

Это только в кино бой длится часами. На самом деле от начала до конца схватки проходило минут 8-10. Потом откат. Надо дать и другим повоевать.

Получалось, что несколько волн накатывались на врага. Было время повоевать, потом привести себя в нормальное состояние и снова идти в пятой, а то и седьмой волне в новую атаку. Главное — это держать ритм наступления. Кто отступает, того уничтожают.

О дедовщине

Иногда возникает вопрос: «Была ли дедовщина в той армии?»

-2

Конечно, была. Но злобы не было. Помнили, что даже в учебном бою обозленный молодой солдат может «случайно» ударить штыком в спину. Потом можно и не встать, штык прокалывал насквозь. Сразу и не поймешь, что осталось недолго жить на свете.

Молодые обслуживали старших. Но считалось, что к седьмому году службы разницы уже не оставалось, все становились опытными бойцами, на которого можно положиться.

Прибывшие на учебу молодые солдаты после подготовки в течение шести месяцев распределялись по ротам. Самый сильны и сметливые попадали в артиллерию. Служить там было тяжелее, но их считали привилегированными подразделениями. В походах пушкари не топали, а ехали — берегли силы для предстоящего боя.

Умных и толковых в артиллерию

Вот и Степан Гетман был распределен в артиллерийскую роту. Пока на роль конюха — прослужив в качестве самого низшего чина, можно было подниматься вверх — стать ездовым, потом и заражающим. Высшая должность в расчете — это наводчик. Он определял, насколько эффективной станет орудие на поле брани.

-3

Конюх — это только называется, что приставлен к лошадям. На самом деле вся грузовая работа — это обязанность конюха. Есть лошади, которые тащат орудие, но попутно есть и вспомогательные подводы для сена, пороха, картечи, ядер и других предметов, без которых артиллерия не может воевать.

Так должно было произойти и со всеми вновь прибывшими. Однако, реальность им приготовила все неожиданное. Пришлось Литовскому полку принять участие и противостоять французам. Но об этом расскажем в следующем повествовании.

-4