Если и есть персонажи, дающие огромный простор фантазии, так это сказочные герои. Многочисленные и многообразные, они манят художников, как пирожные сладкоежек. И этому есть причина – слишком велико наследие сказочников, чтобы можно было пренебрегать таким богатым материалом.
А уж если дело касается карикатуры, лучших образов и не найти. Каждый герой сказки легко воплотит в себе все нужные черты характера, добавит к ним эмоций и получится почти портрет деятелей, о которых знают все.
Художники сатирического журнала «Крокодил» точно не могли пройти мимо сказок. Мастера коротких рисунков создали огромное количество сюжетов, буквально «сталкивая» Буратино, Мальвин, Колобков, Волков и Зайцев носами, перенося их в реалии времени и заставляя действовать по правилам новой жизни.
Виктор Луговкин, например, часто рисовал сказочных героев переворачивая сюжет с ног на голову. Его Царевны-лягушки имеют кучу малу родственников, Колобок вовсе не беззащитен, а Баба-Яга легко может сбить НЛО.
Погружение не в сказку, а в быт
Чем живут вымышленные персонажи в историях, знает каждый ребенок. Тем интереснее наблюдать за преображением героев в карикатурах «Крокодила». Еще более забавным будет занятие, если смотреть рисунки многих эпох. Благодаря своему «долгожительству», журнал пережил немало генсеков с их «путями партии и народа», лозунгами и призывами.
Сатирическое издание в буквальном смысле повторяло задачи КПСС и показывало, как живут трудящиеся. Естественно, каждое достижение сопровождалось обличением неформалов, тунеядцев и прочих инакомыслящих.
На примере вымышленных персоналий художники показывали всю неприглядную изнанку и закрепляли в массах образы граждан, которых следовало подвергнуть «публичному позору». Так, например, Владимир Мочалов смешно показал женитьбу по расчёту.
Отслеживая карикатуры со сказочными героями со времен создания «Крокодила», подписчики пройдутся по всем эпохам – от революционных идей до «оттепели», лихих военных лет до перестроечной неразберихи. И каждая следующая история будет ярче, красочней и необычней предыдущей.
По карикатурам легко изучать не только исторические факты, но и бытовые моменты. Вот герои русских сказок пешком, а тут уже на авто, затем к ним добавляются персонажи из зарубежного фольклора.
Так, понемногу, расширялся кругозор читателей. Но одно оставалось обязательным – все антикоммунистические веяния преподносились в темных, негативных оттенках. И, конечно, роли «не наших» доставались исключительно антигероям сказок и легенд.
Сказка – ложь, да в ней намек
Чем хороши карикатуры «Крокодила», так это своей актуальностью. Не верите, смотрите сами – даже несколько десятков лет назад художники остро и бескомпромиссно обличали людей вздорных, ленивых. Мастера карикатуры высмеивали чванство чинуш и лицемерие «владык жизни».
Чем более явными становились перекосы, тем ярче прорисовывались персонажи. Скромность и благородство советского человека не нуждались в избыточных цветах, а вот «антисоветчине» приходилось рядиться в цветные и броские одежды. Потому и антигерои всегда выглядят нарочито притягательными, привлекают внимание и стараются выделиться из толпы. Это было «не принято».
Однако с течением времени тоталитарный режим смягчался. Художники, тонко чувствующие перемены, тоже начали смещать акценты, выделяя честных людей и слегка скрадывая тех, кто жил за чужой счет.
В простых и невероятно смешных историях скрыт глубокий смысл. И если немного задержать внимание на карикатурах из «Крокодила» со сказочными героями, можно почерпнуть немало умных мыслей. Особенно, если нарисованная ситуация перекликается с «родной» ролью сказочного героя.
Емкие, цепкие и смешные карикатуры из «Крокодила» – то, что нужно после тяжелого дня или когда хочется чего-то веселого, без ненужных советов и философии.