Существует крайне мало фильмов, подобных «Пятому элементу» – ведь все мы смотрели его по многу-многу раз. И каждый раз – получали истинное удовольствие. Как-никак, «Пятый элемент» - отец футуристических космоопер 90-х и один из самых любимых фантастических фильмов нашего поколения. так что пристегнитесь и приготовьтесь отправиться в антиутопическое путешествие, ведь я собрал для вас самые интересные факты о фильме, большинство из которых вы точно не знаете.
1. Многие считают, что Люк Бессон создал фантастический мир "Пятого элемента" исключительно благодаря своему буйному воображению, но, как оказалось, это не совсем так. На Люка повлияли французские комиксы в жанре фэнтези, в том числе "Лорелин" и "Валериан" Жан-Клода Мезьера, а также "Инкал" Алехандро Ходоровского.
2. Сценарий «Пятого элемента» начал появляться в тетрадях 16-летнего Люка Бессона, который, скучая в провинциальном доме своих родителей, во всех красках представлял себе будущее: где такси летают, а любовь спасает Вселенную.
Но путь от школьных черновиков с рисунками до экранов занял аж 22 года. Бессону пришлось подождать того дня, пока его репутация после «Леона» (1994) позволит убедить продюсеров вложить $90 млн — рекордную сумму для европейского кино. «Я был как ребенок, который годами копит на игрушку, а потом боится ее сломать», — признавался режиссер. Игрушка оказалась прочнее, чем он думал.
3. Фильм мог стать мультфильмом: в 1980-х Бессон предлагал Дисней анимационную версию, но студия отвергла сценарий как «слишком мрачный». После успеха «Леона» он вернулся к идее, но уже с живыми актерами. Любопытно, что студия Дисней позже купила права на римейк, но проект заморозили из-за «неповторимого стиля оригинала».
4. Люк Бессон с самого начала рассматривал Брюса Уиллиса на роль Корбена Далласа, но после того, как съемки были приостановлены из-за проблем с затратами на производство, они решили взять на главную роль менее известного актера, чтобы сэкономить. Но Брюс Уиллис взял да и согласился на роль Корбена Далласа за 1/10 своего обычного гонорара, но с условием получить процент от сборов. Когда фильм собрал $263 млн, его гонорар оказался куда выше, чем у многих коллег по Голливуду.
5. Судьбоносной стала случайная встреча в ресторане, где режиссер Люк Бессон обедал с Деми Мур — тогдашней женой Брюса. «Брюс прочитал сценарий за два часа и сказал да», — вспоминал Бессон. Уже через два часа после прочтения сценария Уиллис согласился на роль, а остальное уже история.
6. Во время съемок Брюс Уиллис был самым известным актером на площадке. По словам других актеров, все ожидали, что он будет вести себя с ними высокомерно (как "прима"), однако, когда он впервые появился на съемочной площадке, все дружно выдохнули. Ведь Брюс оказался просто отличным парнем.
7. Изначально по сценарию Корбен Даллас был рабочим ракетного завода, но после прочтения комикса «Круги силы» Бессон превратил его в таксиста. Режиссер хотел отдать дань отцу, который подрабатывал за баранкой. «Герой должен быть обычным человеком, который даже не хочет спасать мир», — говорил он. Ирония в том, что Уиллис, игравший «обычного парня», позже стал символом супергероев.
8. В той самой сцене, где Корбен Даллас впервые встречает Лилу, оказывается, Брюс Уиллис вообще не играл. Вы же помните, что когда Корбен впервые встречает Лилу, Милла Йовович начинает разговаривать с ним на Божественном языке? Фокус в том, что режиссер заранее не говорил Уиллису, что она скажет, поэтому удивление и растерянность на лице актера были совершенно искренними. Но ещё большее впечатление этот язык произвел на официанта.
9. Язык Лилу, состоящий из 400 слов, Бессон и Йовович придумывали ночами, сидя в номере отеля. Они писали друг другу письма на этом наречии, а Милла даже пыталась заказать еду в ресторане, используя «божественные» фразы.Официант, приняв ее за «слетевшую с катушек», вызвал службу безопасности. «Мы хотели, чтобы язык звучал как музыка, — объяснял режиссер. — Но в итоге он стал шифром нашей любви».
10. Если бы не случайная встреча в бассейне, Лилу сыграла бы не Милла Йовович, а звезда «Шоугерлз» Элизабет Беркли. Бессон, просмотрев 300 актрис, отверг Йовович на первом кастинге — ее яркий макияж и укладка скрывали «инопланетную» естественность. Судьба свела их снова в отеле, где Милла, мокрая и без косметики, вынырнула из воды. «Она была как русалка из будущего», — сказал Бессон, мгновенно изменив решение. Но их роман на съемках едва не разрушил фильм: режиссер бросил жену, актрису Майвенн Ле Беско, игравшую Диву, ради Миллы.
11. Оперная ария Дивы Плавалагуны, записанная Инвой Мула, должна была стать кульминацией фильма, но съемочная группа едва не потеряла все материалы. Когда бобины с пленкой упали на взлетное поле Лос-Анджелеса, погрузчик проехался по ним, превратив драгоценные кадры в груду целлулоидного мусора. Монтажеры неделями склеивали уцелевшие фрагменты, как археологи, восстанавливающие папирус. «Мы плакали, но не сдавались», — вспоминал ассистент продюсера.
12. Синекожая дива с головой-щупальцем Плавалагуна захватила внимание зрителей своим культовым оперным исполнением в стиле потустороннего мира. Но композитор фильма Эрик Серра написал футуристическую поп-оперную песню так, что ни один человек не смог бы ее спеть. Высокие ноты сменяли друг друга так быстро, что человеческий вокал просто не успевал за ними уследить. Вот почему каждая нота была спета отдельно, чтобы затем их можно было объединить с помощью цифрового редактирования.
13. Из-за одного казуса за несколько недель до начала съемок режиссеру пришлось изменить планы, в результате чего персонаж Лилу неожиданно оказался в парике. Лилу должна быть идеальным образцом человеческого здоровья, но после того, как парикмахер оставил оранжевую краску в корнях Миллы Йовович слишком долго, ее настоящие волосы начали выпадать клочками, и пришлось создавать для нее парик, в котором она потом и снималась.
14. Тренировки Миллы Йовович для роли Лилу напоминали подготовку космонавта: диета на морских водорослях и ежедневные 5-километровые пробежки по парижским улицам и больше даже - крышам. В сцене падения с небоскреба она сама зависла на 30-метровой высоте, отказавшись от дублера. «Я хотела, чтобы страх был настоящим», — говорила актриса, но после съемок обнаружила, что тросы оставили на ее теле синяки, похожие на созвездие Ориона. Эти следы позже скрыл телесный костюм, ставший ее второй кожей.
15. Гэри Олдман, сыгравший злодея Зорга, ненавидел свою роль. «Это был клоун, а не персонаж», — жаловался он, подписывая контракт лишь из уважения к Бессону после «Леона». Актер придумал голос Зорга, смешав южный акцент политика Росса Перо и интонации Багза Банни. Но когда он увидел готовый фильм, то назвал его «абсурдным цирком». Ирония в том, что именно эта эксцентричность сделала Зорга культовым — фанаты до сих пародируют его фразу «Я люблю запах расплавленного титана по утрам».
16. Крис Такер, сыгравший Руби Рода, получил роль лишь потому, что Принс отказался от «слишком женственного» образа. Но даже Такер не мог представить, во что превратится его герой: его костюмы от Жан-Поля Готье включали леопардовый комбинезон с декольте до пояса.
«Я чувствовал себя подавленным, но в итоге так вжился в роль, что после съемок месяц говорил фальцетом.
17. В России пираты вырезали все сцены с Руби Родом, посчитав их «пропагандой ненормальности». Кассеты с надписью «Полная версия» на самом деле были короче на 20 минут. А ведь именно эти самые пиратские копии сделали фильм культовым в странах СНГ — зрители сами дорисовывали недостающие эпизоды.
18. Крис Такер, страдая клаустрофобией, паниковал при виде контактных линз. Его «инопланетные» глаза создавали цифровым образом, потратив $25 000 на каждый кадр — сумма, сопоставимая с бюджетом всей звуковой дорожки. «Я боялся, что экран меня поглотит», — признавался актер, но, увидев результат, потребовал добавить глазам «больше галактик». Эта прихоть задержала монтаж на неделю, зато подарила Руби Роду «футуристический взгляд».
19. Многие вещи в странном и удивительном мире "Пятого элемента" не совсем логичны, но Мангалоры носили боевые очки по вполне объяснимой причине. Это был умный и хитрый выбор команды дизайнеров, чтобы избежать необходимости делать актерам протезы, грим и контактные линзы.
20. В фильме широко использовалась не только компьютерная графика. Каждый аспект причудливого мира "Пятого элемента" - это своего рода практический эффект, включая костюмы, используемые для инопланетного вида мондошаванов. Возможно, они и выглядели впечатляюще, но в этих костюмах актеры были практически слепыми. Съемочной группе пришлось встроить в маски актеров крошечные телевизионные экраны и наушники, чтобы они могли видеть, куда идут, а съемочная группа могла давать им инструкции, чтобы никто не упал.
21. Из-за проблем с планированием и бюджетом фильма, части одних и тех же сцен даже не были сняты в одной студии - на самом деле они были сняты на разных континентах! Мальчики, находившиеся внутри египетского храма, были из Великобритании, где снимались все внутренние сцены. Внешние же кадры были сняты в Мавритании, где уже мавританские мальчики использовались в качестве статистов, несмотря на то, что играли одних тех же людей.
22. Команда везла 20 тонн оборудования через дюны, где температура достигала +50°C. Оператор Тьерри Арбогаст вспоминал, как пленка плавилась в камерах, а актеры падали от тепловых ударов. «Это было похоже на съемки на Марсе», — говорил он. Но настоящий хаос начался, когда в кадр случайно попал верблюд, не указанный в сценарии. Бессон оставил его — как дань этому самому хаосу, который и стал душой фильма.
23. Съёмочная группа использовала 12 тонн синего песка для создания лунных пейзажей. Когда техники забыли закрыть окно павильона, песчаная буря уничтожила декорации, а Бессон, вместо гнева, снял этот хаос для сцены побега Лилу. «Случайность — лучший художник», — сказал он, хотя страховщики его мнения не разделили.
24. Жан-Поль Готье, создавший 900 костюмов, каждое утро лично проверял, чтобы даже статисты в массовке были одеты безупречно. Его концепция «моды 23-го века» включала прозрачные брюки, металлические накладки и обувь на пружинах. Один только жакет Зорга стоил $5000, но Готье запретил стилистам менять хоть что-либо: «Будущее должно ошеломлять».
25. Модель Нью-Йорка 2263 года строили 5 месяцев: 25 небоскребов высотой до 6 метров, 1000 летающих машин и 12 км проводов для подсветки. Художники вдохновлялись комиксами Жана «Мёбиуса» Жиро, чьи работы Бессон коллекционировал с детства. Но когда макеты привезли в павильон, выяснилось, что они не помещаются в кадр. Пришлось снимать их по частям и склеивать вручную.
26. Запрет Бессона на черный цвет в фильме превратился в манифест: даже космические корабли сияли кислотно-желтым и неоново-розовым. Художник-постановщик Дэн Уэйл создал 50 оттенков синего для футуристических интерьеров, смешивая краски вручную. «Мы хотели, чтобы каждый кадр бил в глаза цветом, как конфетти», — объяснял он. Но когда продюсеры потребовали «больше реализма», режиссер пригрозил уволить их — через час спор закончился компромиссом: лишь костюм Зорга сохранил черные акценты.
27. Сцена с «космическим фаст-фудом» родилась из голодного бунта: Милла, не евшая 12 часов, схватила реквизитную трубку и начала сосать искусственную смесь. Бессон, заметив это, закричал: «Снимаем!» — сохранив импровизацию. Но мало кто знает, что «еда» состояла из красителя, клея и кусочков поролона — после дубля Йовович две недели лечила желудок.
28. Сцена воскрешения Лилу в прозрачном коконе – для него Бессон придумал гениальный ход — снял эпизод под углом, сделав наготу иллюзорной. Телесный костюм шили из латекса и шелка, потратив 300 метров материала. «Мы создали вторую кожу, — хвалился Готье. — Она дышала, как живая». Но когда костюм порвался при первом надевании, Милла произнесла фразу, ставшую пророческой. И это не: «Искусство всегда хрупко».
29. Искусственная нога для высоких ударов Лилу скрывала секрет: использовали деревянный манекен с резиновой кожей. Милла, отчаявшись достичь нужной гибкости, предложила снять ее настоящие ноги отдельно, а затем смонтировать с телом дублера. Но Бессон, фанатевший от практических эффектов, приказал построить механическую конечность с шарнирами. «Она двигалась, как марионетка», — смеялся оператор, вспоминая, как кукловоды прятались за декорациями, дергая за веревочки.
30. Сцена, где Лилу изучает историю человечества через виртуальную энциклопедию, стала техническим прорывом. Дизайнеры вдохновлялись технологиями, но Бессон велел «сделать его похожим на детскую игрушку». Сегодня этот эпизод считают предвестником iPhone.
31. Первоначальный финал был мрачнее: Лилу жертвовала собой, превращаясь в звездную пыль. Бессон изменил сценарий после ночного разговора с Миллой в гостиничном номере. «Любовь должна победить, иначе зачем нам будущее?» — спросила актриса, и режиссер переписал сцену до рассвета. Но студия требовала трагедии — спор разрешили зрители тестовых показов, где 92% плакали от финального поцелуя.
32. Постоянно возникала некоторая путаница в отношении того, когда на самом деле происходили события фильма. Начальная сцена переносит нас в 1914 год, после чего мы быстро переходим к "300 годам спустя", которые должны перенести нас примерно в 2214 год. Однако будильник исполнителя главной роли Корбена показывает 2263 год. В официальной информации на обложке DVD было указано, что действие фильма происходит в 2257 году, но в опубликованной позже "Истории пятого элемента" режиссер говорит, что действие фильма происходит в 2259 году. Так что, возможно, точно мы никогда этого не узнаем.
33. В 2022 году Брюс Уиллис, прощаясь с актерской карьерой, назвал Корбена Далласа своим «зеркалом»: «Он научил меня молчаливому героизму». Суть в том, что именно роль таксиста вернула его в блокбастеры — после провала «Армагеддона». На прощальной вечеринке Уиллис подарил Бессону модель летающего автомобиля с гравировкой: «Спасибо за полет».