Найти в Дзене
Андрей Авраменко

Откуда в Бразилии взялись немецкие поселения?

Всё началось ещё в 1807 году, когда армия Наполеона вторглась в Португалию, и весь королевский двор Жуана VI был вынужден бежать в Рио-де-Жанейро. Бразилия в то время была лишь колонией Португалии, её сырьевым придатком, откуда во дворец в Лиссабоне поставлялись золото, алмазы и сахар с тростниковых плантаций. Вид нищей аграрной страны не понравился королю Жуану, и он решил озаботиться её процветанием: заложил государственные учреждения, национальный банк, основал королевскую библиотеку, военную академию, медицинские и правовые школы. По его же приказу были открыты все бразильские порты, что положило начало торговле и массовой иммиграции европейцев, которые стали занимать участки земли на юге Бразилии, становясь мелкими фермерами[1]. Впоследствии, после провозглашения независимости Бразилии в 1822 году, число иммигрантов из разных стран только увеличилось, но исторически первыми переселенцами были немцы.

Почему немцы? Германия[2] в начале XIX века страдала от последствий наполеоновских войн, перенаселения и бедности в сельской местности, поэтому многие немцы были готовы эмигрировать хоть на край света. О тяжёлом положении соотечественников прекрасно знала жена императора Бразилии Мария Леопольдина, которая была австрийкой. Кроме того, её мучила жуткая ностальгия по родной культуре, поэтому она была не против заиметь скромный тевтонский уголок в выжженных солнцем южноамериканских пампасах. Священную миссию по переселению немцев из Европы императрица поручила барону Егору Николаевичу Шефферу — человеку удивительной судьбы: медику, географу и авантюристу.

Шеффер родился в Баварии, изучал фармакологию в Мюнхене, работал фармацевтом, но после скандала с продажей «чудодейственных снадобий» вынужден был эмигрировать в Россию. В Санкт-Петербурге он выхлопотал себе титул барона, а затем подвизался на строительство «боевого управляемого аэростата» для русской армии, в чём быстро прогорел. Затем Шеффер нанялся корабельным доктором в дальнюю экспедицию на Аляску, но был списан с борта, как «лицо, нетерпимое на судне». Пересев на другой корабль, он смог подговорить матросов захватить один из островов Гавайского архипелага, самовольно провозгласив его «Русской землёй». Как не сложно догадаться, Шефферовское генерал-губернаторство на острове длилось недолго: подошедшие американские военные корабли быстро разнесли в щепки его небольшой гарнизон, а самогó барона выслали под охраной в Санкт-Петербург. Оказавшись во дворце перед вопрошающим взором Александра I, Шеффер стал горячо убеждать императора в стратегической пользе своих действий в Тихом океане, а кроме того предлагал присвоить ему звание адмирала, обязуясь в кратчайшие сроки разработать план оккупации Гавайских островов, и просил высочайшего соизволения лично командовать операцией. В ответ на этот горячечный бред Шеффера объявили персоной нон грата, и он навсегда покинул Россию.

Разочаровавшись в Европе, барон отправился в долгое путешествие на восток: побывал в Китае, Австралии, Аргентине, но в конце концов оказался в Бразилии. В Рио-де-Жанейро Шеффер узнал, что императрица Мария Леопольдина увлекается естествознанием и часто приглашает к себе во дворец учёных-натуралистов из Германии. Представившись известным географом и путешественником, он добился королевской аудиенции, во время которой преподнёс в подарок Марии Леопольдине богатейшую ботаническую коллекцию, собранную им во время бесконечных странствий. За это императрица назначила барона своим доверенным лицом и отправила в Европу с рекрутской миссией. За семь лет с 1822 по 1829 барон Шеффер перевёз в Бразилию более 5000 бывших немецких солдат и крестьян, основавших на юге страны первые колонии. Позже посольства Бразилии в Швейцарии, Пруссии, Австро-Венгрии и других немецкоговорящих странах продолжили дело Шеффера[3], доведя численность немцев в Бразилии к началу XX века до 150 тысяч человек, причём центром немецко-бразильской культуры стал считаться город Сан-Паулу.

***

[1] Правительство поощряло иммиграцию именно на юг Бразилии, потому что этот регион был наименее развит и имел небольшое население, уязвимое для нападений со стороны Аргентины.

[2] В момент описываемых событий никакой страны под названием Германия, конечно же, не существовало. Однако для удобства восприятия здесь и далее под словом Германия будет иметься в виду центральный немецкоговорящий регион Европы, усреднённо совпадающий с контурами Германской империи.

[3] В 1826 году у императрицы Марии Леопольдины случился выкидыш, от последствий которого она умерла. Личность Егора Николаевича Шеффера перестала кого-либо интересовать при императорском дворе Бразилии, поэтому все его попытки выхлопотать себе титул виконта или хотя бы должность посла в Германии потерпели фиаско. Умер он в безвестности в одной из основанных им немецких колоний в 1836 году.