Лет тридцать назад пришло удивительное время, когда деньги перестали иметь привычную ценность - они стали как сладости на праздник - много, но толку мало. Самым ценным подарком были практичные и простые вещи - столовый сервиз, постельное белье или набор кастрюль.
Подготовка к свадьбе выливалась в отдельный квест, сродни играм на выживание. Самые популярные слова- найти, достать, приобрести и дефицит.
Самая обычная просьба к гостям- не дарите деньги, лучше что угодно - практичное и полезное для молодой семьи.
Не смотря на все трудности, у всех были счастливые лица и искренние улыбки.
- Ребята, вот вам наш подарок!
Саша и Таня встали со своих мест. У обоих глаза расширились от удивления. На пороге большой комнаты стоял стол-книга. Его подарили родители Саши.
- Деньги - это хорошо. Но вы ребята очень молодые, не знаете жизни еще. Вот, самая необходимая вещь в семейной жизни! Поэтому, подарок на века!
Гордый отец Саши с любовью и достоинством похлопал по блестящей лакированной поверхности стола-книги.
Молодожены переглянулись. Стол-книга, конечно, не стиральная машина, но тоже хорошо! Пусть так!
Остальные гости пришли на скромную, но веселую свадьбу тоже не с пустыми руками. Мама невесты подарила одеяло, две подушки и два комплекта постельного белья. Кто-то пришел с чайным сервизом, кто-то - с набором кастрюль. Старались дарить все, что нужно в быту. Несколько человек пришли с деньгами и неловко пожали плечами - мол, извините.
Время было сложное, голодное. Организовать праздник в столовой - уже банкет! О ресторане и речи не шло.
Расставлен стол-книга, устлан белоснежными, хрустящими, накрахмаленными скатертями. Заставлен скромными, но калорийными блюдами.
Праздновали свадьбу в квартире невесты. Она была больше. Два дня мамы и бабушки Саши и Тани стояли на скромной кухне, готовили банкет, фантазировали, придумывали простые, но вкусные закуски.
- Все-таки, хорошие у нас детки, - говорила мама Саши. - Я так довольна Танечкой! Я о такой невестке хорошей и мечтать не могла.
Маме невесты было очень приятно. И она решила, что обязана хвалить жениха.
- А Сашка какой хороший! Старательный! Все у них будет отлично!
Гостей набралось тридцать человек. На табуретки положили доски, накрыли покрывалом. Собрали тарелки и приборы с обоих домов. Кое- что позаимствовали у соседей. И это было нормально, одалживать не только сахар, но и стулья.
- Ему ж комнату в малосемейке дают! Я ж забыла порадовать! - воскликнула Сашина мама.
- Танюшка рассказывала. Как хорошо! Сразу своей семьей заживут!
Во время застолья бабушки затянули “Ой, цветет калина!”. Мамы подхватили.
Зато в маленькой Таниной комнате работал магнитофон. Танцевали в носках, пели от души “Фаина” и “Дым сигарет с ментолом”. Иногда кассеты заедали, под общий смех молодых гостей перематывали, держа их на карандаше. Перемотка назад в Танином магнитофоне не работала. Под медленный танец “Лиза” Андрея Губина разгоряченная невеста шептала жениху, что когда родится дочь, они обязательно назовут ее Лиза.
- А если мальчик - Игнат, - отвечал муж.
- Ладно. Пусть рождаются одни девочки, - смеялась невеста.
Первой родилась девочка. Когда маму с Лизой забрали из роддома, первая волна счастья, так сказать, накрыла дом и гости начали прибывать как снег в России - неожиданно и с размахом.
И тут на первый план вышел стол-книга. Как раз вместил родственников.
Прошло две недели, явились коллеги по работе. Снова выручил стол- книга, всех вместил. Тут уже было повеселее - забавные истории о рабочих моментах, немного сплетен о том, кто, где и с кем, но, в общем, ничего нового.
Конечно, приглашать гостей было делом затратным, но и приносили они много полезного. Одежды, игрушек, пеленок. Кто-то даже прогулочную коляску принес в подарок. И она дожидалась своего времени в квартире Таниной мамы.
Складывая стол за вторыми гостями, Саша сказал жене:
- В следующий раз уже на годик, видимо, его достанем.
Так и получилось. На годик набилась целая комната гостей. Почти, как на свадьбу. И все поместились. Таня то и дело вспоминала:
- Хороший Михаил Владимирович и Валентина Викторовна подарок сделали! Как бы мы всех за кухонным столом поместили?
Снова пели, снова танцевали. Малышка вела себя прекрасно, ей очень нравились гости. Все старались ее развлекать.
Через два года родился сын Игнат. Молодые родители, с легкими фиолетовыми кругами под глазами от бесконечного ночного бодрствования , твердо следовали семейным традициям.
Снова гости. Снова стол-книга при деле.
А потом было новоселье в двухкомнатной квартире. Тогда подставили еще и кухонный стол, столько было гостей. Самое счастливое время. Когда дети уже подросли, но еще не выбросили свои игрушки, а родители еще живы, полны энергией и мечтами о лучшей доле.
И все собираются за одним большим столом, накрытым накрахмаленной скатертью.
Новый век встречали своей семьей, разложив стол- книгу, поставив напротив телевизора, глядя “Старые песни о главном”, подпевая.
С годами становилось все меньше гостей. Раскладывалась только одна половинка стола. За круговоротом жизни постепенно, незаметно, стала исчезать добрая традиция приема гостей. Все погрязли в делах, заботах, насущных проблемах, бесконечной гонке за благополучием.
Лишь когда Лиза привела знакомиться жениха и его родителей, Татьяна разложила стол- книгу, постаралась накрыть шикарный стол, чтобы удивить будущего зятя. Еще и Игнат пришел с девушкой. Снова получилось шумно, весело. Как раньше.
А после уже открывали одну половинку. Александр и Татьяна часто накрывали стол для самих себя. Им хватало и столько места. Ножки уже скрипели, шатались, но открывались. На полированной поверхности - царапины и потертости.
Каждый раз Саша говорил:
- Давай, старик, послужи еще! Не променяем тебя ни на кого!
И старик открывался, с удовольствием принимал на себя тарелки.
- Лиза сказала, в шесть вечера зайдет на минутку, со Славиком, нас поздравить, - сказала Таня перед Новым годом.
- Стол будем расставлять? - спросил Саша.
- Нет, сказала, даже раздеваться не будут, подарки отдадут, - ответила грустно Таня.
- Не грусти, - сказал муж. - Главное, что мы с тобой есть друг у друга.
Недавно они купили сервировочный столик на колесиках. И если гостей не ожидалось, накрывали его себе перед телевизором.
А старый стол-книга, тихий мудрец, хранил память многих торжеств, скромно стоял в углу, смотрел на своего “сына” на колесиках и вспоминал былые времена. Как за ним толпились люди, а сам он прогибался от тяжести яств…
И кто знает, может, однажды, он вновь окажется в центре внимания, когда рядом с хозяевами соберутся все родные и любимые люди.
Ведь весь этот мир, наполненный проблемами и заботами, точно нуждается в порции хорошего настроения и доброты.