Найти в Дзене

Концерт «Клавир и голос». Хоровая студия "Царевич". Рахманиновский зал Московской консерватории имени Чайковского

23 ноября в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени Чайковского состоялся концерт «Клавир и голос». Он соединил профессиональных исполнителей-инструменталистов, солистов московских камерных ансамблей и два коллектива Православной хоровой студии «Царевич» - Старший хор (художественный руководитель хора и Студии - Евгений Тугаринов) и вокальный ансамбль “София” (художественный руководитель Варвара Алмазова). "Выступление Старшего хора и ансамбля "София" в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского - это событие огромного значения для хоровой студии "Царевич". Известно, что этот зал, ранее называвшийся залом Синодального училища и Синодального хора, специально создавался для выступления певческих коллективов, о чем говорит немалое число расположенных в стенах голосников - уникальных акустических инструментов, которые, как видим, использовались не только в православных храмах, но и в концертных залах. Общепризнано, что аку

23 ноября в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени Чайковского состоялся концерт «Клавир и голос». Он соединил профессиональных исполнителей-инструменталистов, солистов московских камерных ансамблей и два коллектива Православной хоровой студии «Царевич» - Старший хор (художественный руководитель хора и Студии - Евгений Тугаринов) и вокальный ансамбль “София” (художественный руководитель Варвара Алмазова).

"Выступление Старшего хора и ансамбля "София" в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского - это событие огромного значения для хоровой студии "Царевич". Известно, что этот зал, ранее называвшийся залом Синодального училища и Синодального хора, специально создавался для выступления певческих коллективов, о чем говорит немалое число расположенных в стенах голосников - уникальных акустических инструментов, которые, как видим, использовались не только в православных храмах, но и в концертных залах.

-2

Общепризнано, что акустика данного зала, специально настроенная под хор, является одной из лучших в Москве, поэтому выступление в таком зале явилось для нас и радостью, и волнением, и большой ответственностью.

"Царицей" вечера была наш замечательный концертмейстер – Мария Успенская, с блеском выступившая на различных клавишных инструментах, начиная от клавесина, органа и заканчивая роялем.

-3

Старший хор выступил в 1-м отделении, а открыли концерт несколько органных сочинений И. Брамса, исполненные Марией Успенской, они создали в зале атмосферу свободного и вдохновенного прелюдирования. Старший хор начал свое выступление с Терцета из мотета И.С. Баха "Jesu, meine Freude". И хотя мотет написан для хора без сопровождения, добавление барочной скрипки (Фатима Лафишева), теноровой блокфлейты (Александра Обнорская) и органа (Мария Успенская) оказалось вполне в духе баховской стилистики. Затем под аккомпанемент органа прозвучали две короткие пьесы: дуэт С. Франка "Panis angelicus", хорошо известный слушателям, и редко звучащая "Ave Maria" К. Сен-Санса в переложении для 3-х голосного женского хора.

-4

Хотелось бы выделить исполнение Старшим хором карпато-русской песни "Источниче Живоносни", прозвучавшей далее. По сути это духовный стих. Обращение к Божией Матери как к народной защитнице, надежде и покрову составляет главное ее содержание. Аккомпанемент траверс-флейты (Александра Обнорская) добавил народного колорита и придал форме особое своеобразие.

-5

Замечательно прозвучали несколько инструментальных номеров для виолончели и фортепиано русских композиторов ХIX столетия Карла Давыдова и Владимира Одоевского в исполнении Дмитрия Лихачева и Марии Успенской. Виолончель способна «говорить», "говорить" тепло, искренне и от сердца. В руках мастера этот инструмент оживает и становится близок человеческому голосу.

-6

Завершение отделения ознаменовалось исполнением нескольких новинок. «Старинный танец» Георгия Свиридова входит в фортепианный цикл «Альбом пьес для детей», который был написан для сына композитора в 1948 г. Позже, в 1970-е годы, Свиридов сделал переложение для хора и получилась вполне взрослая версия, часто исполнявшаяся Московским камерным хором под управлением В.Н. Минина. Нынешнее переложение, адресованное детскому хору, возвращает пьесу в обиход детского исполнительства.

«Зоревая» Сергея Василенко, входящая в вокальный цикл «Десять русских народных песен». Тема песни - надежда на счастье, на встречу своей судьбы… Глубина и выразительность мелодического материала, а также лаконичность фортепианного сопровождения подсказали мысль сделать переложение для хора. Песня запала в сердца наших исполнителей, им захотелось спеть её, оставив в своих душах искренний след. В завершении отделения хором был спет «Ноктюрн» А. Гречанинова на стихи И. Белоусова - один из многих хоровых пейзажей, увлекавших разных композиторов на создание замечательных произведений.

-7

Необходимо отметить, что прошедший концерт стал полноценным дирижерским выступлением Анастасии Олеговны Тугариновой, вынужденно подменившей руководителя Старшего хора. Взаимопонимание с хором и непосредственный исполнительский контакт дали тот результат, который горячо приветствовала публика. Что ж, искренне порадуемся такому успеху!"
Евгений Тугаринов, художественный руководитель студии.

1 из 9
1 из 9

"Вокальный ансамбль "София" выступил во втором отделении концерта. Для нас это очередная победа, вершина и одновременно ступенька к мастерству. Нет слов, чтобы выразить огромную радость от выступления в Рахманиновском зале Московской консерватории! Зале с потрясающей акустикой, который в прошлом был залом Синодального училища, где впервые прозвучало "Всенощное бдение" Сергея Васильевича Рахманинова. А для меня это место, видевшее и мой личный рост как музыканта, от диплома училища, через концерты хоровой студенческой и детской практики, концерт памяти моего профессора И.Г. Агафонникова, к дипломному пропеванию программы будучи студенткой консерватории. И вот настают времена не ученического исполнения одного произведения, а исполнения большой развернутой программы своим коллективом! И если хору в первом отделении Мария Успенская аккомпанировала на органе и рояле, то некоторые номера ансамбля были исполнены на хаммерклавире (одном из предшественников современного фортепиано).

-9

Именно на нем могла звучать музыка Александра Львовича Гурилева, которую так любили исполнять дома барышни, аккомпанируя сами себе на этом инструменте. С хаммерклавиром, флейтой и кларнетом прозвучал знаменитый пасторальный дуэт "Лизы и Полины", героинь романа А.С.Пушкина "Пиковая дама", который был написан на стихи Жуковского. По просьбе дирекции императорских театров композитор был вынужден частично стилизовать свою музыку под более раннее, чем у Пушкина, время, что Петр Ильич делал с большим вдохновением и вкусом. С роялем - королем инструментов - прозвучали две вокальные миниатюры Брамса и Ария Штельцеля-Баха. Далее продолжили концерт наши друзья-музыканты - Александра Обнорская (флейта), Дмитрий Лихачев (виолончель), Фатима Лафишева (скрипка), играющие на барочных инструментах. В концерте прозвучали "доглинковские" композиторы - М.Березовский, И.Хандошкин, а также Карл Давыдов и русский немец Эрнст Келер.

-10

Поскольку мы вписались в концерт артистов кафедры исторического и современного исполнительства, то мы с большим интересом знакомимся с такими редко исполняемыми опусами. И снова к вокальной классике - Кюи, Чайковскому, Римскому-Корсакову. Маленькая жемчужина вокальной лирики Чайковского, "Серенада", звучит то ли шуткой, то ли колыбельной, то ли в самом деле серенадой, хотя текст позволяет интерпретировать ее очень многопланово.

-11

В "Третьей песне Леля" в роли Леля выступил кларнетист Федор Лендов, а его вокальную партию исполнил ансамбль, представивший маленькую театральную постановку, разнообразившую вечер.

-12

И в завершении концерта к нам на сцену вышли наши любимые выпускники: за неполных 7 лет существования коллектива мы имеем уже богатый урожай наших "хороших девчат". В этот раз мы с ними с большой радостью спели песню Александра Долуханяна "Ой ты, рожь".

-13

Концерт стал возможен благодаря Марии Александровне Успенской – доценту консерватории и постоянному исполнителю в филармонических залах и Москвы, и страны в целом, концертмейстеру наших хоровых коллективов. Впервые Мария Александровна задумала и осуществила свой проект «Клавир и голос» в прошлом году.
Варвара Алмазова, руководитель вокального ансамбля "София".

1 из 9
1 из 9

Фотографии Елены Добряковой
Больше фотографий в альбоме
«Концерт «Клавир и голос». Хоровая студия "Царевич"».