Найти в Дзене
Виктор Никитин

Extra Texture

После неудачного турне Джорджа Харрисона по Северной Америке в конце 1974 года он вернулся домой в Фрайар-Парк в январе 1975 года.

Однако он не долго сидел без дела, и три месяца спустя вернулся в Лос-Анджелес, чтобы записать новый альбом; он должен был стать последним в рамках его контракта с Apple Records и EMI. Он также был в Лос-Анджелесе по делам своего лейбла Dark Horse и недавно подписанных контрактов с группами Stairsteps, Henry McCullough и Attitudes.

-2

Некоторые из приглашенных, кто помогал Джорджу с записью Dark Horse, были приглашены в студию A&M на Ла-Бреа-авеню в Лос-Анджелесе, но по разным причинам они не смогли приехать на сессию, и Джордж решил использовать это время для записи альбома, который впоследствии получил название Extra Texture (Read All About It). Среди музыкантов, которые помогли сделать это одно из самых эмоциональных заявлений Джорджа, было, как всегда, много старых друзей, в том числе Гэри Райт, Джесси Эд Дэвис, Клаус Форманн, Том Скотт и Джим Хорн.

Ещё один старый друг, сыгравший почти на всём альбоме, — барабанщик Джим Келтнер, который создал группу Attitudes вместе с блестящим канадским клавишником Дэвидом Фостером. Фостер играет на фортепиано, органе, синтезаторе в Extra Texture и написал несколько струнных аранжировок для «This Guitar (Can’t Keep from Crying)», «The Answer’s at the End» и «Can’t Stop Thinking About You». Пол Столлворт, тоже из Attitudes, играл на бас-гитаре вместе с Форманном на сессиях в Лос-Анджелесе, а также с самим Джорджем.

Джордж сделал записи для новых песен, которые он написал, начиная с 21 апреля и заканчивая 7 мая 1975 года с «Tired of Midnight Blue» и «The Answer’s at the End». 31 мая началась работа над сведением.

В том числе Джордж вернулся к песне «You», которую он начал записывать в Лондоне еще в начале февраля 1971 года с Ронни Спектор для предполагаемого сольного альбома Apple, продюсером которого был её муж Фил Спектор. В Лос-Анджелесе Джим Хорн сыграл соло на саксофоне, и были добавлены другие инструментальные партии.

Трубач Чак Финдли, игравший в гастрольном оркестре Джорджа, присоединился к саксофонисту Тому Скотту для записи духовых инструментов в великолепной песне Харрисона, посвящённой Смоки Робинсону «Ooh Baby (You Know That I Love You)» и «His Name Is Legs (Ladies and Gentlemen)». «Ноги» в названии — это «Ноги» Ларри Смита, барабанщика группы 1960-х The Bonzo Dog Band, оказавшей большое влияние на таких исполнителей, как комедийная группа Monty Python (позже участвовали в концерте памяти Джорджа). Основной трек «The Answer’s at the End» был записан во Фрайар-парке в прошлом году во время сессий для альбома Джорджа Dark Horse.

Песня Джорджа, вдохновлённая Смоки, не выделяется на фоне большей части альбома, как можно было бы ожидать. Extra Texture — это «соул-пластинка» Джорджа, в которой он обнажает свою душу и подходит к песням с бОльшей душевностью, чем в большинстве своих сольных работ на этом этапе карьеры. И хотя местами она меланхоличная, и, кажется, слишком заунывной, это все же очень красивая пластинка, которая выдержала испытание временем.

Пожалуй, нет более красивой песни на этом альбоме, чем «The Answer’s at the End», вдохновлённой домом Джорджа в Фрайар-парке. Викторианский особняк в готическом стиле в Хенли-на-Темзе, графство Оксфордшир, был построен в 1890-х годах Фрэнком Криспом, адвокатом из лондонского Сити и любителем микроскопов, на месте монастыря XIII века.

И интерьер дома, и сады отражали любовь Криспа к причудам и эксцентричности. Над входом в сад Джордж нашёл надпись: «Не разглядывай друга в микроскоп. Ты знаешь его недостатки, теперь позволь ему быть таким, какой он есть. Жизнь — одна большая загадка, друг мой. Так что читай дальше, читай дальше, ответ в конце».

Вот отсюда и получилось название песни.

Одно дело — найти такой вдохновляющий текст (который, по-видимому, Джордж вспоминал в трудные времена, когда Битлз распадались), и совсем другое — положить его на такую прекрасную мелодию. Этому треку очень идёт прекрасная струнная аранжировка Дэвида Фостера, но больше всего — его блестящая игра на фортепиано. (Многие считают ее величайшей записью Джорджа, которую все игнорируют. У каждого свое мнение. Нам сложно об этом судить, не зная английского языка, потому что именно сочетание текста и мелодии влияет на наше восприятие песни, как бы не отрицали это незнающие иностранного языка слушатели).

«This Guitar (Can’t Keep from Crying)» (Эта гитара (не может не плакать)» была написана Джорджем в ответ на критику, которую он получил во время своего тура по Северной Америке в 1974 году, и вышла как сингл в декабре 1975 года. Почти неизбежно её сравнивают с «While My Guitar..», но неудивительно, что она не дотягивает до уровня хита Джорджа 1968 года. Повторить успех своей предшественницы ей было не суждено.

Но представьте на минуту, что не было бы той песни. «This Guitar...» воспринималась бы совершенно по-другому. Но даже я, не обладающий слухом, слышу местами битловские нотки из шедевра 1968 года. В любом случае, это отличная песня, в которой Фостер играет на фортепиано и аранжирует струнные. На первый план выходит слайд-гитара Джорджа, что само по себе является редкостью для Extra Texture.

Джордж перезаписал «This Guitar (Can’t Keep from Crying)» в 1992 году в качестве демо для Дэйва Стюарта, который играет на ней на электрогитаре. Десять лет спустя Ринго перезаписал ударные, а Дхани Харрисон добавил гитару и вокал Кары Диогуарди для проекта Стюарта Platinum Weird, и эта песня включена в качестве бонус-трека в ремастированную версию альбома.

«Can't Stop Thinking About You" (Не могу перестать думать о тебе») — ещё одна соул-песня, и, хотя некоторые называют её как «поп-музыку», они упускают ее суть. В поп-музыке нет ничего плохого, и в этой песне тоже нет ничего плохого, несмотря на её соул-звучание. Она по-прежнему остаётся квинтэссенцией альбома Джорджа с гармоничным припевом и бэк-вокалом, в которых есть намёк на его тройной «Всё проходит». Возможно, самое удивительное то, что эта песня так и не вышла отдельным синглом.

Другим очевидным синглом является «You», который был выпущен за две недели до выхода альбома. Несмотря на то, что он был выбран «Записью недели» на BBC Radio 1 в Великобритании, он не смог подняться выше 38-го места. В Америке он попал в топ-20 Billboard, где продержался две недели. Песня «You» с участием Карла Рэйдла и Джима Гордона была записана в феврале 1971 года незадолго до того, как они начали работу над вторым, так и не вышедшим альбомом группы Derek & The Dominoes

Когда Extra Texture (Read All About It) вышел в Америке 22 сентября 1975 года, а через две недели в Великобритании, он не получил всеобщего признания. Люди, а критики — тоже люди, возлагали большие надежды на любой релиз Джорджа Харрисона. И, как это часто бывает, они основывали свои суждения на том, что было раньше, а не на том, что они слушали в момент написания рецензии. Это обычная практика в музыкальных журналах - "А раньше-то было получше!". Так оценивали не только Харрисона. Но от именно от Харрисона ждали большего, так как закрепившееся мнение о том, что злые Маккартни и Леннон не пускали его песни на альбомы Битлз, наполняло каждый его новый альбом именно такими ожиданиями. И каждый новый альбом они встречали с разочарованием.

У рецензентов есть ещё одна проблема, с которой приходится сталкиваться: недостаточное знакомство с материалом. Редакторы хотят, чтобы рецензии создавались быстро и без того уровня прослушивания, который необходим для многих музыкальных произведений. Этот альбом не исключение; он выдержал проверку временем гораздо лучше, чем многие современники Джорджа из середины того странного десятилетия — 1970-х. Тем не менее, он всё равно занял 8-е место в чарте Billboard и 16-е место в Великобритании.

Если вы не обращали внимания на этот альбом в прошлом, то не будете разочарованы, если послушаете его… и помните, что одного раза недостаточно. Передам вам это пожелание критиков.

-3

===============

И на этом пока все. Как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке