Найти в Дзене
Серёга смотрит VHS

Фильм Шестое чувство: 20 фактов о съемках, которые заставили меня пересмотреть каждую сцену с Брюсом Уиллисом

Пираты 1990-х вырезали из фильма 12 минут, но не догадывались, что Брюс Уиллис мог стать фотографом в кожаной куртке, но Дисней заставили его надеть костюм от Армани. Уиллис ненавидел галстук, но именно он стал уликой для тех, кто перематывал кассету назад... Его герой не пьет кофе, не касается людей и всегда стоит в дверях — далее 20 деталей, которые от нас спрятали в кадре, как иголку в стоге сена.

1. Если бы не провал другого проекта, Брюс Уиллис никогда бы не стал доктором Кроу. Дело в том, что в 1998 году Брюс запустил собственный проект - романтическую комедию «Бродвейский скандалист», где выступил продюсером и играл главную роль. Но через три недели съемок он уволил режиссера Ли Чепмена, обвинив его в «некомпетентности», а затем закрыл производство, потеряв 10 млн студии Disney.

Чтобы компенсировать убытки Disney, он согласился на роль в Шестом чувстве за $10 млн — вдвое меньше своего гонорара. Ирония в том, что именно этот «наказательный» проект позже назовут вершиной его карьеры.

2. Красный свитер Уиллиса — не случайный выбор. В эпоху VHS пираты часто искажали цвета при копировании, поэтому режиссёр М. Найт Шьямалан намеренно усилил красные оттенки в костюме Малкольма, чтобы даже на «пережатых» кассетах зрители подсознательно фиксировали этот цвет как маркер — ведь герой был в той же одежде в свой последний день жизни.

3. Красный вообще стал главным цветом-обманщиком. Пока зрители гадали, что он символизирует, костюмеры тихо смеялись: Уиллис носил один и тот же костюм во всех сценах. «Мы хотели, чтобы его образ буквально застыл во времени», — объяснял Шьямалан.

Даже галстук Уиллиса был подобран под оттенок занавесок в квартире Анны — деталь, которая должна была подсознательно связать их в памяти зрителя.

4. Анну, жену Малкольма, сыграла Оливия Уильямс — актриса, чей хрупкий образ скрывал железную волю. В сцене, где ее героиня засыпает перед свадебным видео, она настояла на том, чтобы в кадре звучал настоящий храп. «Это придавало сцене ту неловкость, которую не смогли бы передать никакие скримеры», — говорила она. Кстати, видео с их «свадьбы» — реальная запись бракосочетания родителей Шьямалана.

5. Семья режиссера стала незримым персонажем фильма. Его отец-врач и мать-акушер «появились» в камео Шьямалана — доктора Хилла, к которому Линн водит Коула. Первоначально сцена длилась 10 минут, но, посмотрев монтаж, режиссер вырезал 9 из них: «Я понял, что актер из меня как из свиньи балерина».

6. Если Шьямалан провалился как актер, то Донни Уолберг (Винсент Грей) совершил подвиг. Чтобы вжиться в роль пациента, разрушенного детской травмой, он сбросил аж 20 килограмм, превратившись в живой скелет. Но самое жуткое — его персонаж основан на реальном случае из практики детского психолога, консультировавшего съемочную группу. «Он рассказал мне о мальчике, который годами молчал, а потом признался, что видит «теней»...», — вспоминал Уолберг.

7. Видеокассеты стали для фильма и благословением, и проблемой. В 2000-м фильм возглавил рейтинги проката VHS, но пираты, копируя ленту, часто вырезали «скучные» диалоги, оставляя только «страшные» сцены. Ирония в том, что Шьямалан специально замедлял темп, чтобы зрители не заметили подсказок.

8. Пираты 90-х вырезали 12 минут «скучных» диалогов, но не заметили, что костюм Уиллиса повторял одежду Винсента Грея — тот же оттенок серого и галстук в тон. Шьямалан намеренно создал эту визуальную параллель, чтобы зрители подсознательно связали их судьбы.

9. Персонаж Уиллиса не отбрасывает тени — это заметно в сцене у школьной доски, но из-за низкого качества VHS 90-х деталь ускользала от зрителей.

10. Малкольм не пьет кофе (чашка в его руках всегда полная), не касается людей (даже в сцене с Анной рука лежит на стуле, а не на ее плече) и всегда стоит в дверях — символ «порога» между мирами. Эти детали скрывали, опасаясь, что зрители догадаются о развязке раньше времени. Например, в сцене разговора с Линн Коула (Тони Коллетт), Брюс Уиллис стоит так, чтобы его силуэт сливался с дверным проемом — метафора его невидимости.

11. Сцена с падающим кольцом едва не провалилась: кольцо 27 раз соскальзывало с пальца Оливии Уильямс. Когда Шьямалан предложил приклеить его клеем, Брюс Уиллис возмутился: «Это разрушит всю магию!» — и лично держал кольцо пинцетом за кадром.

12. Чтобы скрыть отсутствие обручального кольца (признак того, что Малкольм — не живой), Уиллис месяц тренировался писать правой рукой — в кадре он держит ручку именно ею, маскируя пустую левую.

13. За месяц до кастинга 10-летний Осмент в галстуке и с тщательно выученными репликами перевернул планы режиссёра. Мальчик не только трижды прочел весь сценарий за ночь, но и на вопрос: «Ты готов сыграть испуг?» — ответил: «Я уже боюсь». Его страх оказался настолько органичным, что оператор Таку Фудзимото часто выключал камеру, думая, что ребенок вот-вот заплачет.

14. Страх Осмента был настолько заразителен, что даже Тони Коллетт, игравшая его мать, в сцене в машине, где Коул раскрывает свой дар, настолько погрузилась в отчаяние, что не заметила, как дождь за окном превратился в настоящий ливень. «Мы сделали семь дублей, и каждый раз я чувствовала, будто теряю сына», — признавалась она позже.

15. Девочка, чья сцена с рвотой стала визитной карточкой фильма, — 12-летняя Миша Бартон — будущая звезда «Одиннадцать друзей Оушена». Режиссер искал актрису, которая смогла бы передать «отвращение к собственному телу», и Бартон, по иронии, боялась… пуговиц.

Ее паническая реакция на костюм с перламутровыми пуговицами (их позже заменили на кнопки) убедила режиссера, что она идеальна для образа Киры. Но мало кто знает, что первоначально Шьямалан хотел, чтобы она «говорила» через куклу-марионетку. От идеи отказались, испугавшись, что зрители примут это за отсылку к Повелителю кукол.

16. Фильм снимали в хронологическом порядке — редкая практика для психологических триллеров. Шьямалан настаивал, чтобы Осмент «проживал» взросление Коула кадр за кадром. Например, в сцене с вечеринкой мальчик действительно впервые увидел красный воздушный шар — его реакция была неподдельной. Даже Брюс Уиллис, известный импровизациями, строго следовал сценарию, чтобы не сбить ритм.

17. Изначально режиссёр видел Малкольма фотографом в кожаной куртке — отсылкой к брутальному имиджу Уиллиса из «Крепкого орешка». Но Disney настояли на «респектабельном» образе. Костюм от Armani с галстуком, который Брюс ненавидел, стал гениальной уловкой: «Брюс в костюме выглядел как игрушка в витрине — именно это и нужно было для контраста с его внутренней пустотой», — позже признавал режиссер.

18. За день до премьеры The New York Times назвал фильм «невыносимо претенциозным», а игру Уиллиса — «деревянной». Но уже через неделю тот же критик признался: «Я ошибался. Это шедевр». Кассовые сборы в $672 млн заставили замолчать всех: Шестое чувство обогнал даже Матрицу, став феноменом, который изучали в Гарварде и... в ЦРУ, где психологи анализировали «эффект Коула» для работы с детьми-индиго.

19. После провала «Широко открытых глаз» (1998) Шьямалан боялся, что его карьера закончена. Но Disney, купив сценарий «Шестого чувства», потребовали от него написать комедию «Стюарт Литтл» в качестве «страховки». «Без Стюарта не было бы Коула», — позже шутил режиссер. Даже в титрах «Шестого чувства» можно найти подсказку: название вымышленной книги в кабинете Малкольма — «Маленькие шаги».

20. В 2000 году «Шестое чувство» стало самым арендуемым фильмом на VHS, обогнав даже «Матрицу». Но пираты, копируя кассеты, часто заменяли финал сценой из «Привидения» с Патриком Суэйзи — якобы для «более романтичного завершения».

Шьямалан, узнав об этом, предложил Disney выпустить официальный альтернативный финал, где Малкольм выживает. Идею отвергли.

И если вы думаете, что знаете о «Шестом чувстве» всё, вспомните, как Малкольм говорил Коулу: «Спроси что-нибудь, чего не знаю я». Возможно, в архивах Дисней до сих пор пылятся 10 нереализованных черновиков сценария, где призраки поют рождественские гимны... Но это уже совсем другая история.

Чтобы быть в курсе, подписывайтесь на мой канал! Ваш Серёга