Статья будет о Звездных войнах с некоторой щепоткой приплетологии в конце, так что не переключайтесь.
Я недавно перечитал свои любимые книги из этой вселенной и захотелось немного поразмышлять. Сразу скажу, что дриснеевские каноны не моя тема, я предпочитаю думать, что их нет. Хотя, на самом деле, шанс вдохнуть новую жизнь во вселенную всё еще есть, но видимо корпорации сначала надо потерять хорошие объемы лавандосов, чтобы это осознать.
Сразу скажу, что я прекрасно отдаю себе отчет, что вся расширенная вселенная Звездных войн - от приквелов до книг и игр - вынуждена быть подгоном под ответы, полученные в оригиналах. Однако я считаю, что хорошие истории и их трактовки могут не только позакрывать сюжетные дыры, но и позволить взглянуть на известных персонажей другими глазами, раскрыть их мотивы и причины выбора, который они делают, чем мы тут и займемся.
Итак, к теме. Перечитанные недавно мною книги повествуют о Ситхах - адептах темной стороны, объединенных в Орден. За многотысячелетнюю историю событий Звездных Войн, этот орден менялся много раз, и до нас - в фильмах - дошла последняя версия Ордена, основанная Дартом Бейном, чей истории мы немного касались здесь.
Орден Ситхов.
Орден представляет собой династию темных повелителей ситхов, престолонаследие в которой происходит согласно Правилу двух, подразумевающему наличие одного учителя - воплощающего могущество и ученика - жаждущего его. Когда ученик становится ровней учителю - он бросает ему вызов, забирая силой титул мастера и главы ордена, а после находит себе своего ученика - и так по новой. Проигравший считается недостойным носить титул мастера.
Главным оружием нового Ордена должны были стать скрытность, интриги и коварство. Орден ушел в подполье, но его приверженцы сохранили мирские маски, позволяющие прятаться у всех на виду.
Система не идеальная, но она позволила Ордену Ситхов выжить, набрать мощь, сокрушившую джедаев, которых, на минуточку было 10 000+, и сменить режим Галактической республики на Имперский.
Взгляните на картинку: Ситх Бейновой династии ведет армию, созданную интригами и коварством, на уничтожение джедаев в самом сердце их мира. Вроде бы все хорошо для Ордена ситхов, да? На самом деле, Дарт Бейн отнесся бы к императору Палпатину - Дарту Сидиусу - примерно вот так:
Почему? Потому что Палпатин обрек Орден на вырождение и предал Правило двух. Да, он победил джедаев и Республику, но он не дал ответа на вопрос: а что дальше? Бейн мог заглянуть на много лет вперед задолго до этих событий, а Сидиус, как ни парадоксально - нет. Во времена становления основателя династии, ситхи, объединенные в Братство Тьмы Повелителем Кааном тоже могли нанести тактическое поражение джедаям.
Однако Бейн понимал, что стратегически Братство проиграет: его основополагающая идея о равенстве всех темных повелителей между собой может работать только при наличии постоянной внешней угрозы, и боевой медитации Каана, скреплявшей разумы других повелителей. В долгосрочной перспективе оно было обречено на вымирание путем междоусобных войн, в период которых джедаи набрали бы вес и добили бы остатки Ордена. Джедаи могут существовать, как единая армия, а ситхи - нет, их влечет собственное могущество и власть, Темная сторона силы - неудержимый ураган эмоций и океан неутолимой страсти, которая не дает "носителю" знать покоя, пока есть хоть какие-то оковы, мешающие его возвышению.
Поэтому ситхи Бэйна пошли по другому пути: спрятавшись, они начали копить мощь, а неизбежно возникающие амбиции решало правило двух. В данном случае - найти правильного ученика - ключевая ответственность мастера. Ученик должен быть силен и амбициозен, он должен желать власти, добиваться её, преодолевая тяжелые испытания, закаляющие его, чтобы в итоге - самому стать воплощением того могущества, которое олицетворял мастер.
Правило двух служило цели спасения Ордена, главными ценностями которого были могущество и власть как в мирских делах, так и в Силе. А значит, возможная реформация, все-таки правило не идеальное, должна была опираться на эти же особенности Ситхов.
Дарт Плэгас видел реформирование Правила двух, которое считал устаревшим, в обретении бессмертия обоими представителями Ордена и негласного разделения обязанностей: один правит в реальном мире, другой - покоряет Силу, трансформируя вселенную под собственные нужды, стремясь к Богоподобности, как некоторые ситхи прошлого.
Однако Палпатина не устраивал расклад делиться с кем-то властью, потому он и убил его, когда учитель спал.
Палпатин.
Итак, он глава Ордена, он наконец-то осуществил Великий план, над которым работали лучшие представители династии, и на этом моменте его предательство идеалов Ситхов начало получать свое физическое воплощение. Точнее, продолжило, ведь началось оно с учеников.
Вот, возьмем Мола: Палпатин нашел его младенцем и воспитывал как ассасина. Он учил его приемам Силы и даже дал титул Дарт, но его посвящение в тайны ордена было крайне поверхностным. Он может и был могущественным, особенно учитывая, какое ранение пережил, но это не уровень владыки ситов Бейновой династии. Мол обладал мотивацией, но сила его личности явно не дотягивала, и Дарт Сидиус это знал, что хуже - его это полностью устраивало.
Графа Дуку, который просто разочаровался в джедаях, как структуре, попросту пустили в расход, чтобы качнуть Энакина (не только, но это был важный этап). Несмотря на присвоение титула Дарт и определения нового имени - Тиранос, Палпатин не видел и в нем наследника. Дарт Тиранос был нужен затем, чтобы противоборствующая сторона в клонической войне была убедительной. Что может быть убедительнее в роли врага джедаев и Республики, чем Темный повелитель Ситхов? Вот то-то и оно.
Ну, а с Энакином все еще проще: он был испуганным мальчиком, которому Палпатин заменял отца во многих смыслах, его мотивацией была аффилированность, причастность, любовь. Он не стремился к реальному могуществу, власти и прочим вещам. Разумеется, что увидев сына, а потом еще и узнав, что у него есть и дочь (чью планету он радостно кокнул, хотя вообще он просто рядом стоял, так что - не возражал), родившихся от любви всей его жизни, во многом заменившей мать, желание спасения которой было одной из ключевой вех его перехода на Темную сторону, хоть и не единственной, он поплыл. Технически он не вернулся к Свету, он просто не сумел принять Тьму.
Огромный потенциал в Силе, которым он обладал не помог ему принять Темную сторону по-настоящему, превратить её в могущественного союзника, он был к ней причастен отчасти. Он больше похож на темного джедая, чем на ситха, он с самого начала не был достоин попасть в Орден, и не был бы способен бросить вызов Императору в одиночку, убив его ради титула мастера.
Палпатин конечно же знал это, даже до увечий, у Энакина не хватило бы внутренних сил действительно превзойти учителя, потому что мощь в Силе - это еще не все, Палпатин был мастером манипуляций, и Энакину не хватило бы мозгов его перехитрить. Даже по принципу транзитивности: Палпатин победил Йоду, а Энакин - проиграл Обивану, Обиван слабее Йоды, следовательно, Энакин не одолел бы Палпатина даже до костюма.
Это все было бы простительно Палпатину, если бы он был бессмертен, но ведь он продолжал стареть, а вместе с ним угасала надежда на продолжение рода в Ордене. Люка он завербовать пытался, потому что случайно узнал о нем, а значит - он не искал себе ученика.
Получив власть над галактикой, его предательство идеалов Ордена достигло самой его глубины - он предал не только Правило двух, лишив династию будущего, он отказался от Кодекса - основы ценностного ориентира ситхов не только Бейновой династии, но и всех ситхов, что были до неё, за сотни и тысячи лет.
Ведь покой - это ложь, а он его выбрал вместо страсти, силы и мощи, он решил, что воцарение Галактической империи - это победа, разорвавшая оковы. Но в реальности это было не так, джедаи, возглавлявшие совет выжили, потенциал создания нового ордена сохранился, недовольных режимом было так много, что это потянуло на целую гражданскую войну, а сам он продолжил стареть, не победив оковы нименуемой смерти. Силовой аппарат, созданный для поддержания мира в галактике жёсткой рукой тоже расходился с видением как Бейна, ведь работа с повстанцами и джедаями должна была вестись через интриги и коварство. Подобно тому, как джедаи пали жертвой этой силы, все повстанческие элементы выводились через коррупционные и иные скандалы, а совсем буйных устраняли бы тихо.
Бейн, Занна, Плэгас стремились к тому, чтобы галактика приветствовала власть ситхов овациями, страх не работает на долгосроке. Как результат, Орден был уничтожен, а империя сокрушена.
Почему так сложилось? Плэгас, когда вербовал Палпатина спрашивал его, чего тот хочет, и в ответ услышал "власти". Тогда ответ удовлетворил повелителя ситхов, возможно поэтому он решил, что нового ученика устроит поделить её пополам, если взамен он получит вечную жизнь - власть над смертью. Однако очевидно, что в воспитании, дарт Плэгас не привил ученику важности сохранения Ордена, не предусмотрел стратегии выхода на случай, если реформация Правила двух провалится, и к нему придётся вернуться. Так что отчасти он виноват в предательстве Палпатина.
Итак, какие выводы мы можем из всего этого сделать?
- Во-первых, любая, даже самая могущественная цивилизация нуждается в будущем, которое нужно предвидеть на несколько шагов, а может даже перебежек, вперёд.
- Во-вторых, основа защиты будущего - это воспитание, в основе которого, в свою очередь должны лежать основополагающие ценности объекта, чьё будущее мы защищаем. Здесь речь и о стране, и об Ордене, и о семье, и компании - о любом важном объекте для человека.
- В-третьих, ценности - основа стратегии. Орден ситхов менялся множество раз, но его основополагающие ценности, зафиксированные в Кодексе всегда были его основой, в какой формации он бы не находился. Разумеется, это касается не только Ордена. Если мы забываем, кто мы, что нас отличает, что связывает, что для нас свято, что любимо - мы сами лишаем себя будущего.
- В-четвертых, стратегия - основа выживания, мир постоянно меняется, и как показывает приведенный пример, то, что сейчас кажется победой, на деле может быть началом конца. Стратегия должна базироваться на ценностях, которые определяют интересы, которые, в свою очередь - являются основой стратегических приоритетов. Каждый приоритет должен быть обеспечен конкурентными преимуществами, и помимо интересов - базироваться на глубоком понимании трендов, а также своих сильных и слабых сторон. Это значит, что наметив стратегические ориентиры, от них нельзя отходить и распыляться, потому что это ставит под угрозу будущее. Этот абзац будет полезно несколько раз перечитать любителям призывать к мобилизации, ядерным ударам и другим гениальным идеям.
- В-пятых, и ценности, как её основа, и стратегия, как феномен и образ жизни должны быть неотъемлемой частью воспитания новых поколений, которое должно понимать частью чего оно является, и куда ему следует двигаться. Способы реализации стратегии могут быть любыми, приоритеты могут меняться, но ценности, как основа социальной группы, их глубинная часть, должны всегда оставаться в основе. Это вопрос выживания.
Прежде, чем перейти к последнему пункту, покажу такую картинку - этапы разработки стратегии.
- Итак, в-шестых, в каждой стратегии должны быть предусмотрены как меры реагирования на чрезвычайные ситуации и периоды, так и наборы тактик, позволяющие перемещаться между стратегическими сценариями при изменении обстоятельств. Но главное - должны быть предусмотрены стратегии выхода, позволяющие кардинально изменить ситуацию, до неузнаваемости.
Как видите, несмотря на то, что сказочные персонажи, о которых мы говорили воплощают философские крайности - у них все равно есть, чему поучиться, ведь в крайности мы видим философию без прикрас. А это даёт немало пищи не только для возвышенных, но и мирских размышлений. Всем добра.