Попробуем продолжить разговор, начатый накануне. Судя по комментариям, тема Вас заинтересовала:
Одежда чалдонов
Первыми в Сибирь приехали люди, одевавшиеся в европейской России, — казаки, купцы, воеводы.
В то время в нашей стороне было много разноцветных, покупных тканей, их везли из Монголии, Китая иностранные купцы, а сибиряки охотно покупали, так как нередко жили богаче европейских россиян.
Зимой стояли такие морозы, не в пример нынешним, что вороны на ветру замерзали. Богатые сибирские поселенцы носили лисьи и собольи шубы. Также - зипуны и кафтаны ярких цветов
Люди попроще надевали бараньи, овчинные шубы, все они были крытыми, то есть обшиты тканями..
В разговоре можно было услышать: «Как он баско одет», то есть красиво.
Бабушка Татьяна была знатной портнихой, обшивала и свою родню, и подруг и знакомых.
У неё была амбарная (большая) тетрадь заказов, мне иногда доверялось делать там записи – «мерки».
Самое интересное в бабушкином «швейном» уголке – это коробочки и шкатулки с Тюрючками ниток (Катушками). Каких там только не было цветов! Вся радуга! И сами тюрючки отличались формой, толщиной, ростом, и … возрастом!!! Встречались и голыши, про которые бабушка говорила «Намотай на тюрючок эту нитку». И мы с братом наперегонки выполняли,
Какие интересные игры можно было придумать с тюрючками. Выстраивали целые баталии, шёлковые с золотыми пуговицами – были царями и воеводами, яркие – принцессами, старенькие, серенькие – слугами.
А, если в это время Николай Литвинов читал по радио какую-то сказку или рассказ Пришвина – мы тут же всё представляли в лицах…
Дорогая моя Татьяна Сидоровна всегда ходила в платьях, благо нового "товара" – (так раньше называли ткань) всегда было две или три полки в шкафу.
Как-то уже писала об этом, что она вела не только переписку со всей близкой и дальней родней, раскиданной по всей стране, но и обменивалась посылками. Так что «товар» был и простой ситец\сатин, и изысканный штапель, и бухарский шёлк. Заходит ее подруга и говорит: "Таня, вот купила три метра красного товару, что мне пошьёшь?"
У других моих бабушек и их подруг, платье было связано с торжеством. Повседневный наряд - юбка с кофточкой и обязательно - запон (кухонный фартук). Но и кофточки были такие разные. Одну, у бабы Ксеньи, помню до сих пор. Темно-зелёная ткань (похожая на шёлк, может крепжоржет) с кружевными рюшами.
Как тогда могли про наряды и причёски говорить, например, про одну нашу знакомую:
«ох, и Фендибоберная эта Маша» т.е. расфуфыренная и на голове Чё попало Трёхэтажное, и про неё же – «вся она ФельдипЁрстовая»- это уже как похвала, что одета с изюминкой, необычно.
Верхней одеждой чаще была Жакетка, - плюшевая, с подстёжкой на ватине или на меху. Доха или Дошка — праздничная женская одежда из шкур собак, диких коз.
На голову сибирячки чаще всего повязывали платки и косынки из шелка или ситца. Множество видов платков вязали из шерсти: Полушалок праздничный— из Гарусной шерсти, вЯзанка (шаль из шерсти, или пуха –повседневная).
Бабка Сусанна скажет, например: «Тётка Аксинья, у тебя опять полушалок новый! Сын привёз или сама связала??». Моя бабушка Ксенья: «Мороз на улице, вЯзанку туже повяжи!». Бабушка Таня выводит частушку: «Шаль пуховую надену, пойду в гости чай попить».
Хотя все трое говорят о большом вязаном платке)))
Историк А. П. Щапов писал примерно в 1870 году: «Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодёжи. Сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!»
Я помню, что прабабушка Прасковья любую обувь называла – обутки.
Весной - осенью почти все носили Чуни – такие мягкие меховые тапочки, иногда с небольшой голяшкой.
Можно было услышать: «Сымай галоши, а чуни надень, чтобы ноги не замёрзли!»
Зимой, конечно, Пимы– (Валенки). — бабушки могли сказать: «Пимы голиком (веником) ладом обмети на крылечке», т.е. сделай аккуратно, правильно.
Вот ещё такие словечки были у нас в ходу:
-Лопотинка– куртка или пальто, другая верхняя одежда.
- Шаболы - так говорили про поношенные наряды.
Баня
На Руси всегда считалось, что баня укрепляет дух. Славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства.
Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.
Баню на Руси почитали издавна, особенно в Сибири и на севере, там, где зимы похолоднее.
Первые бани топились «по-чёрному», трубы у печи не было, дым выходил на улицу через дверь и окошко.
Топить ее надо было умело, чтобы не угореть во время мытья.
Позднее широкое распространение получила баня-каменка, где печь ставилась с трубой.
Рядом с печью находились кадки с холодной водой. Специальное место отводилось для вехоток (мочалок) из лыка, ароматных трав (полыни, донника, мяты) и веников.
Хорошая сибирская баня – та, где дышится легко и можно как следует пропотеть. В бане не допускали чрезмерного жара и сухого воздуха.
Что я могу вспомнить про баню?
Своей у нас никогда не было, да и в частном доме никогда не жили (Но, сколько себя помню, всегда мечтала именно о Своём доме).
Когда ездили в деревню к бабушкиной сестре, там нас всегда ждала натопленная банька. Но тётка Маня всё равно брала беремя (охапку) дров, и подкидывала в печь.
Было так жарко, что казалось волосы, трещат, а бабушка говорила: «Ну-ка Бздани на печку, чтоб погорячее стало! (т.е. Поддай пару).
Мылись из Шайки - (таз), у каждого своя любимая вехотка,- Настоящий сибиряк никогда не скажет мочалка!
Да и к бабушке обращались обычно уважительно – Баушка!!
"Раздельная общественная баня в России появилась только в 1743 году по указу императрицы Екатерины Великой, запрещающему совместный помыв мужчин и женщин, кроме детей до семи лет.
Например, в Новосибирске такие Бани появились в начале 1900-х (да и сам город - в 1893), а позже они были и в небольших посёлках."
Ходили мы в баню общественную чаще с бабушками, то с одной, то с другой. Почему-то вместе сватьи не встречались почти никогда.
Ходили целыми компаниями, интересно было, как по-разному Баушки говорят об одном и том же.
Например, баба Ксенья всегда просила: «КрЫльца (лопатки) потри шибко (очень)».
А бабка Сусанна: «Пошоркай (потри), чтобы баско (краснО) было!
Из «помывочной» обязательно шли в буфет, баба Таня говорила: «Возьми мелочь в гомонке (кошелёк). — Рассчитайся за сок.
Буфетчица разливала по стаканам томатный сок, а рядом стояла в баночке соль и все, общей ложкой добавляли в свои стаканы.
Как же вкусно было!!
Баня- это место не только очищения, но и обновления тела и души, и – это только положительные эмоции.
На сегодня Историю заканчиваю, итак «Буквав» много написала, надеюсь, прочитаете.
Но я с Вами не прощаюсь, и совсем скоро продолжу.
Все фотографии - архивные, из открытых источников, но все очень похожи с личными, которые не публикую, это моя семья)
Всем доброго дня!
Жду комментарии и
Ваши истории.
И, конечно, лайки –
это комплименты -Автору)
Елена, 03 февраля 2025