Найти в Дзене

«Из чайлдфри - в маму четверых детей»

Я — многодетная мама, живущая в данный момент на Кипре. Здесь я развелась с отцом своих детей, здесь же в 40 лет вышла замуж за человека, который стал настоящим папой всем четырем детям.  

Сейчас я реализую себя в личностном развитии, исполняю свою детскую мечту — работаю учителем. Все больше переосмысливаю ценности и жизненные приоритеты, осознавая, что нет ничего дороже семьи. Хлопоты по дому — не такие уж безинтересные и скучные: это настоящий творческий процесс, где тебя не уволят и не оштрафуют.  

Начало.

Несмотря на то что я выросла в многодетной семье (я средний, второй ребенок из трех), особо домашними обязанностями обременена не была. Помыть посуду, помочь с уборкой — да, но нянчиться с младшим братом, шить, готовить — это было не мое. С братом я больше играла, проводила с ним интересно время.  

Анастасия с сестрой и братом, 1993 год
Анастасия с сестрой и братом, 1993 год

Сказать, что я любила детей вообще, не могу. Для меня это были чужие люди, а как можно любить чужих, если ты их не знаешь?  

То же самое и с готовкой: зачем уметь готовить, если этим и так занимались мама и сестра?  

К моменту окончания института почти все мои одноклассницы уже были замужем, родили детей (и не по одному), а некоторые даже успели развестись. Глядя на их суетную семейную бытовуху, я нарисовала себе автопортрет в образе чайлдфри-бизнесвумен. Так и говорила маме: "Рожать боюсь настолько, что почти уверена — умру. Не мое это все. Поэтому я буду бизнес-леди и удочерю девочку, из которой сделаю крутую теннисистку."

Но у Бога были на меня другие планы.  

Я встретила своего бывшего одноклассника.  

Почему решила встречаться с ним? Наверное, это просто в генах: мои родители тоже были одноклассниками. Опыт общения с молодыми людьми на тот момент у меня отсутствовал, а тут было спокойно — не нужно заново знакомиться, казалось, что я уже знаю человека...  

Но потом оказалось, что не знала его совсем.  

Мы родили дочку и сына в России, затем переехали на Кипр, где у нас подряд появились еще две дочки. Я научилась готовить, шить, вязать...  

Дела, которыми занимался муж, начали прогорать. Но хуже всего то, что весь бизнес с налогами и кредитами был оформлен на меня.  

Я сбежала с детьми из дома из соображений физической безопасности. Это отдельная история.  

Друзей особо не было. Ни жилья, ни родных, ни денег, ни работы.  

Анастасия со всеми детьми возвращается с работы в 10 вечера
Анастасия со всеми детьми возвращается с работы в 10 вечера

Нас приютили мамы девочек, с которыми старшая занималась гимнастикой. Там, в чужой квартире, в бегах, мы "отметили" годик младшей дочки. Другим детям на тот момент было два с половиной года, пять лет и почти девять.  

Затем я вынуждена была освободить чужое жилье, и нас приютила свекровь, которая полностью была на стороне сына. Я устроилась на работу с таким графиком, чтобы максимально освободить свекровь от забот о детях. Работала хостес в ресторане, официанткой, мыла туалеты, часто брала детей с собой (двух младших — в двойной коляске), совмещая это с подработкой в юридической фирме (пригодились-таки мои дипломы и знание английского), а затем — в девелоперской компании.  

Удалось снять двушку, но на няне я экономила — оставляла троих маленьких детей на 11-летнюю старшую дочку, потому что муж часто отказывался с ними сидеть. Зато его любовница регулярно вызывала службу опеки, как только я выходила из дома (а здесь больше всего работы как раз в выходные).  

А садиков и яслей для таких маленьких детей на Кипре нет — только частные, очень дорогие.  

Предвосхищая вопросы о помощи со стороны моих родных, скажу: мама тогда столкнулась со страшным диагнозом, который был для меня как знак — со своими бедами я должна справляться сама. И я считаю, что правильно сделала, что не полетела к ней со своими проблемами. Зато сейчас она жива и, дай Бог, здорова. Как могла, она помогала мне финансово и морально, слушая мои ежедневные рыдания...  

Семья, в которой росла Анастасия
Семья, в которой росла Анастасия

Казалось тогда, что время стоит на месте, что дети вечно будут маленькими, что я не смогу нормально работать, потому что нас поставили на учет в опеке, и с острова мы были невыездными. В суд по долгам мужа я ходила как по расписанию.  

Масла в огонь подлила пандемия: начались массовые увольнения, и меня тоже сократили.

Но Господь не оставляет детей никогда!  

Как не оставил нас в детстве, так и теперь.

Находились добрые люди, которые помогали едой, оплатой жилья, одеждой — всем, чем могли. Волонтеры благотворительного фонда даже скинулись на автомобиль для нас, потому что здесь транспорт не развит, и ходить пешком нереально — из-за перепадов высот.  

Старые друзья детства помогли дистанционно с разводом, так как на тот момент муж уже улетел в Россию. На Кипре я бы не смогла оформить развод, тем более что это дольше и гораздо дороже.  

Я часто вспоминала свою маму — как в трудные времена она сохраняла оптимизм (по крайней мере, при нас), всегда выглядела свежей, бодрой, ухоженной, создавала уют и настроение и из ничего делала лучшие праздники. И мне это передалось.  

Поплакать, накрыться пледом можно и даже нужно — мы не роботы. Но затем надо утереть слезы, привести себя в порядок и идти дальше. Верить. Вера никогда не покидала меня.  

«Да кому ты нужна с прицепом!»

Венчание Анастасии и Александром
Венчание Анастасии и Александром

И как промыслительно, что я приехала в храм на русскую службу в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и встретила там Александра, с которым была давно знакома. Сначала его отец поддерживал меня и детей, а спустя какое-то время подключился Александр. Все долги были закрыты.  

У Александра установился добрый контакт с детьми так быстро, что младшие дочки почти сразу назвали его папой. Своих детей у него нет. Если Господь пошлет нам — будем рады.  

Мы вместе планируем возвращение в Россию — там и его, и мои родители. Но теперь дети так крепко привязаны к образовательной системе, что прямо сейчас бросать ее нельзя.  

Роспись с Александром в Рос.Консульстве  на Кипре
Роспись с Александром в Рос.Консульстве на Кипре

Резюмируя, хочу сказать следующее:

- Нужно хорошенько узнать человека и его семью до того, как принять решение вступить в брак. (Мой первый муж — сын священника, и это не помешало ему вести себя так, с чем я не смогла справиться.)  

- Мы никогда не знаем, какие трудности ждут впереди, но нужно твердо верить, что жизнь не стоит на месте, что это полезный опыт, который чему-то нас учит, даже через ошибки. И важно не винить никого.  

- Мы никогда не знаем, какие хорошие события ждут нас в будущем. Наверняка они уже рядом. Поэтому в любых испытаниях нельзя терять веру, не нужно бояться просить о помощи, не стоит стесняться пробовать любые (экологичные) возможности, которые дает нам жизнь, судьба, Бог.  

«Никогда не говори никогда и счастье тебя всегда найдет»

В почти 40 лет я — мама четверых на чужбине, мама-разведенка, мама-одиночка — встретила свою родственную душу.  

Однажды, помню, одна киприотка, помогая мне затащить коляску по лестнице, увидела, что у меня четверо детей, и спросила: «Зачем?» А я не нашла, что ответить. И мне так жалко стало деток — что я не вступилась за них, а будто хотела оправдаться. Перед кем?  

И где сейчас та тетя?  

А теперь я понимаю: даже без чувства вины я не смогла бы найти ответ на этот вопрос. Единственное, что могу сказать — такой вопрос по отношению к семье и детям просто неуместен.  

А дети... Я осознаю, что это моя лучшая награда свыше, которой я и не достойна. Я самая счастливая мама и женщина на свете, бывшая когда-то чайлдфри.  

Старалась научить детей в каждом моменте находить радость
Старалась научить детей в каждом моменте находить радость

Меня часто спрашивают, что бы я изменила в своей жизни. Отвечу: ничего.  

За каждый день, за каждый час, за деток, за улыбки и слезы, за все — слава Богу!  

Текст подготовила Анастасия Грушина.

Редактор Полина Орлова