"Последнее, что ты услышишь"
Находка февраля: дебютная работа испанца Педро Мартина Калеро, получившая приз за лучшую режиссуру в Сан-Себастьяне (испанский аналог "Канн"), под кричащим названием "Вопль".
По версии сайта для синефилов Letterboxd фильм вошел в топ лучших хорроров 2024 года.
Действие картины происходит в двух временных отрезках. В 2022 году мы наблюдаем за студенткой Андреа в Мадриде, а в 1998-м уже в аргентинском городе Ла-Плата за Камилой, которая учится на режиссёрских курсах, и Мари, любящей выпить и повеселиться.
Андреа случайно узнаёт о своём удочерении и выясняет, что её мать, осуждённая за убийство, совсем недавно умерла в тюрьме. В это же время на видео, которое героиня отсылает своему парню Пау, появляется странная (и страшная) фигура старика на заднем плане. Девушка начинает чувствовать присутствие чего-то потустороннего. Увидеть "это" можно только через камеру телефона или ноутбука.
Во время одного из видеозвонков девушка становится свидетельницей того, как Пау убивает тот самый старик... Андреа впадает в депрессию и перестаёт выходить из своей комнаты.
Переносимся в 1998 год. Перед нами Камилла - единственная девушка в режиссёрской группе документального кино. Преподаватель разносит её работы в пух и прах. В поисках сюжета она берёт камеру и идёт в город. В объектив Камиллы попадает красивая и отстранённая девушка Мари, у которой точно есть какая-то тайна... Постановщица на столько заинтригована героиней своей документалки, что знакомится с ней. А отсматривая плёнки, видит рядом с Мари того самого ужасного старика.
"Вопль" - это слоубёрнер, который не старается исследовать паранормальное и дать зрителю какие-то ответы, а погружает его в тягучую, напряжённую и жуткую атмосферу. Картина напоминает ставший культовым хоррор "Оно приходит за тобой" Дэвида Роберта Митчелла. Зло всегда рядом, но по-настоящему увидеть его не так просто. Ещё сложнее доказать остальным, что оно преследует тебя. И здесь мы подходим к главному...
О чём кино?
Калеро снял хоррор об уязвимом положении женщины, замалчивании абьюзивных отношений и домашнего насилия, которое часто передаётся из поколения в поколение. О том, что словам жертв насилия просто не верят, а женщин вообще считают особами истеричными и преувеличивающими происходящее. Нередко их клеймят ментально нездоровыми, что гораздо проще.
Дед, который преследует героинь, будто не несёт смертельной угрозы для своих "подопечных". И тут уже можно рассмотреть метафору созависимости и женского страха быть одной в этом суровом патриархальном мире. Потустороннее нечто по-своему даже "защищает" девушек, правда иногда бьёт их лицом о стены, столы, но не убивает их... они сами делают это от безысходности.
Фильм, конечно, особенно понятен и близок будет именно женщинам, ведь мы живём в состоянии перманентной угрозы и никогда не чувствуем себя в полной безопасности. Даже сейчас, когда у всех есть телефоны с выходом в интернет и камерами.
Картина "Вопль" пугает гораздо сильнее, если над ней серьёзно подумать. Такой глубокий социальный и психологический подтекст характерен для хорроров новой волны. При этом она доставит удовольствие и тем, кто просто любит состояние саспенса, тягучие и напряжённые слоубёрнеры.
"Я задумывал "Вопль" как жанровую картину, в центре которой находятся яркие эффектные персонажи. Три молодые женщины ищут своё место в мире. И хотя их истории происходят в разные временные промежутки, все они проходят через один тот же этап: взросление и поиск собственной идентичности. Именно в этот момент в жизнь девушек врывается страшная сила, которая радикально меняет их реальность и объединяет судьбы".
Режиссёр Педро Мартина Калеро
И ещё одна важная мысль, отражённая в картине: именно кино может подсветить и показать то, что не видно невооружённым взглядом. Ведь не зря того самого страшного деда героини (и зрители) могут увидеть только через объектив камеры, телефона, ноутбука. Кстати, с точки зрения кинематографии "Вопль" снят изобретательно и очень стильно. Игра с цветом и светом, интересные художественные решения (например, визуальное встраивание переписки Андреа и её парня Пау), камера в камере и экран в экране (что отображает многомерность и многослойность нашей реальности), а также отличный саундтрек.
Многие зрители ругают финал картины, но, как по мне, именно он оставляет зрителя в том состоянии безнадёжности и опустошения, которого и хотел добиться Калеро. Есть проблемы в этом мире, о которых нужно кричать, но похоже, что они всегда будут с нами. От них нельзя сбежать, нельзя укрыться.
Друзья, на своём канале я рассказываю не только про кино. Если вы хотите быть в курсе новостей и тенденций в литературе и культуре, читать отзывы на интересные книги, фильмы и сериалы, то присоединяйтесь к Mermaid's Talks
А ещё, здесь я много говорю о женщинах в искусстве - выдуманных и настоящих.
Не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья - это помогает в её продвижении.
Тоже интересно: