Найти в Дзене

"Вопль" - нашумевший испанский хоррор, который гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд

"Последнее, что ты услышишь" Находка февраля: дебютная работа испанца Педро Мартина Калеро, получившая приз за лучшую режиссуру в Сан-Себастьяне (испанский аналог "Канн"), под кричащим названием "Вопль". По версии сайта для синефилов Letterboxd фильм вошел в топ лучших хорроров 2024 года. Действие картины происходит в двух временных отрезках. В 2022 году мы наблюдаем за студенткой Андреа в Мадриде, а в 1998-м уже в аргентинском городе Ла-Плата за Камилой, которая учится на режиссёрских курсах, и Мари, любящей выпить и повеселиться. Андреа случайно узнаёт о своём удочерении и выясняет, что её мать, осуждённая за убийство, совсем недавно умерла в тюрьме. В это же время на видео, которое героиня отсылает своему парню Пау, появляется странная (и страшная) фигура старика на заднем плане. Девушка начинает чувствовать присутствие чего-то потустороннего. Увидеть "это" можно только через камеру телефона или ноутбука. Во время одного из видеозвонков девушка становится свидетельницей того, как

"Последнее, что ты услышишь"

Находка февраля: дебютная работа испанца Педро Мартина Калеро, получившая приз за лучшую режиссуру в Сан-Себастьяне (испанский аналог "Канн"), под кричащим названием "Вопль".

По версии сайта для синефилов Letterboxd фильм вошел в топ лучших хорроров 2024 года.
Постер фильма "Вопль"  (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Постер фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

Действие картины происходит в двух временных отрезках. В 2022 году мы наблюдаем за студенткой Андреа в Мадриде, а в 1998-м уже в аргентинском городе Ла-Плата за Камилой, которая учится на режиссёрских курсах, и Мари, любящей выпить и повеселиться.

Андреа случайно узнаёт о своём удочерении и выясняет, что её мать, осуждённая за убийство, совсем недавно умерла в тюрьме. В это же время на видео, которое героиня отсылает своему парню Пау, появляется странная (и страшная) фигура старика на заднем плане. Девушка начинает чувствовать присутствие чего-то потустороннего. Увидеть "это" можно только через камеру телефона или ноутбука.

Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

Во время одного из видеозвонков девушка становится свидетельницей того, как Пау убивает тот самый старик... Андреа впадает в депрессию и перестаёт выходить из своей комнаты.

Переносимся в 1998 год. Перед нами Камилла - единственная девушка в режиссёрской группе документального кино. Преподаватель разносит её работы в пух и прах. В поисках сюжета она берёт камеру и идёт в город. В объектив Камиллы попадает красивая и отстранённая девушка Мари, у которой точно есть какая-то тайна... Постановщица на столько заинтригована героиней своей документалки, что знакомится с ней. А отсматривая плёнки, видит рядом с Мари того самого ужасного старика.

Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

"Вопль" - это слоубёрнер, который не старается исследовать паранормальное и дать зрителю какие-то ответы, а погружает его в тягучую, напряжённую и жуткую атмосферу. Картина напоминает ставший культовым хоррор "Оно приходит за тобой" Дэвида Роберта Митчелла. Зло всегда рядом, но по-настоящему увидеть его не так просто. Ещё сложнее доказать остальным, что оно преследует тебя. И здесь мы подходим к главному...

О чём кино?

Калеро снял хоррор об уязвимом положении женщины, замалчивании абьюзивных отношений и домашнего насилия, которое часто передаётся из поколения в поколение. О том, что словам жертв насилия просто не верят, а женщин вообще считают особами истеричными и преувеличивающими происходящее. Нередко их клеймят ментально нездоровыми, что гораздо проще.

Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

Дед, который преследует героинь, будто не несёт смертельной угрозы для своих "подопечных". И тут уже можно рассмотреть метафору созависимости и женского страха быть одной в этом суровом патриархальном мире. Потустороннее нечто по-своему даже "защищает" девушек, правда иногда бьёт их лицом о стены, столы, но не убивает их... они сами делают это от безысходности.

Фильм, конечно, особенно понятен и близок будет именно женщинам, ведь мы живём в состоянии перманентной угрозы и никогда не чувствуем себя в полной безопасности. Даже сейчас, когда у всех есть телефоны с выходом в интернет и камерами.

Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

Картина "Вопль" пугает гораздо сильнее, если над ней серьёзно подумать. Такой глубокий социальный и психологический подтекст характерен для хорроров новой волны. При этом она доставит удовольствие и тем, кто просто любит состояние саспенса, тягучие и напряжённые слоубёрнеры.

"Я задумывал "Вопль" как жанровую картину, в центре которой находятся яркие эффектные персонажи. Три молодые женщины ищут своё место в мире. И хотя их истории происходят в разные временные промежутки, все они проходят через один тот же этап: взросление и поиск собственной идентичности. Именно в этот момент в жизнь девушек врывается страшная сила, которая радикально меняет их реальность и объединяет судьбы".
Режиссёр Педро Мартина Калеро
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

И ещё одна важная мысль, отражённая в картине: именно кино может подсветить и показать то, что не видно невооружённым взглядом. Ведь не зря того самого страшного деда героини (и зрители) могут увидеть только через объектив камеры, телефона, ноутбука. Кстати, с точки зрения кинематографии "Вопль" снят изобретательно и очень стильно. Игра с цветом и светом, интересные художественные решения (например, визуальное встраивание переписки Андреа и её парня Пау), камера в камере и экран в экране (что отображает многомерность и многослойность нашей реальности), а также отличный саундтрек.

Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)
Кадр из фильма "Вопль" (реж. Педро Мартина Калеро, 2024 г.)

Многие зрители ругают финал картины, но, как по мне, именно он оставляет зрителя в том состоянии безнадёжности и опустошения, которого и хотел добиться Калеро. Есть проблемы в этом мире, о которых нужно кричать, но похоже, что они всегда будут с нами. От них нельзя сбежать, нельзя укрыться.

Друзья, на своём канале я рассказываю не только про кино. Если вы хотите быть в курсе новостей и тенденций в литературе и культуре, читать отзывы на интересные книги, фильмы и сериалы, то присоединяйтесь к Mermaid's Talks

А ещё, здесь я много говорю о женщинах в искусстве - выдуманных и настоящих.

Не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья - это помогает в её продвижении.

Тоже интересно: