Найти в Дзене

Педагогическая психология - «Психология диалогического общения в системе В.С. Библера»

Оглавление

Психология Педагогика

ЭССЕ©

Посвящается всем Учителям прошлого, настоящего и будущего. Гуру – это океан знания. В этом океане один ученик выбирает камни, а другой жемчуг, и этот выбор зависит от ученика.

Шива Пурана

«Если я обращен к человеку как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я – Ты, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей»

Мартин Бубер

В 1976 году советский и российский философ, культуролог, историк культуры Владимир Соломонович Библер выступил с докладом

«Ах, какой воспитанный, образованный, просвещенный, культурный человек!.. (Об историческом, личностном и педагогическом споре этих определений)».

Как пишет в своих заметках сам автор: Это – различные формы воздействия «отцов» на «детей», различные формы превращения связи «история» – «индивид» – в связи «субъект» (воспитания, образования, просвещения…) и – «объект» (воспитания и т.д.), в связи: одна часть общества – и другая часть общества, в связи (одновременной) воспитатель – воспитуемый, образователь – образуемый, просветитель – просвещаемый…[1] Как можно понять такие замечания автора? Какую основную мысль хотел донести до своих слушателей В.С. Библер?

Сложные и одновременно столь знакомые всем понятия «образование», «воспитание», «просвещение» зачастую воспринимаются большинством как, если не одинаковые, то крайне похожие. В течение длительного времени основной задачей обучения считалась передача определенной суммы знаний учащемуся (ученику школы, студенту ВУЗа и так далее) с целью обогатить человека достаточным запасом разнообразных знаний, то есть способствовать становлению образованного человека. Между тем сам по себе запас знаний не может свидетельствовать о степени развития культуры человека, то есть совокупности характеристик, которые открывают его с этической точки зрения. Владимир Соломонович в своих докладах раскрывает эти понятия по-новому, отрицая их синонимичность. Библер создал принципиально новую концепцию – концепцию Школы диалога культур.

В основе психолого-педагогической концепции Школы диалога культур лежит представление о кризисе современной школы 20 века, заключающемся в том, что главная цель школы в взращивании «человека образованного» признана устаревшей и на смену ей должна прийти иная цель – способствовать становлению «человека культуры», который в своем мышлении и свой деятельности должен использовать совершенно разные культуры – от Античности и Средневековья до современности[2]. Получение знаний уже не ставится во главу угла. Основой становления человека нового времени Библер называет умение активно работать со своими собственными навыками, знаниями; изменять и обогащать их при необходимости. Это означает, что прежняя система образования, как способа получения и закрепления суммы знаний должна смениться новой, принципиально иной системой образования. Средством и одновременно целью Владимир Соломонович называет общение посредством диалога, как способа обмена информацией.

Если мы обратимся к самому понятию «диалог», то найдем множество его определений. Одно из наиболее полных: попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. Диалог был распространенной формой философских и научных произведений в античности и в Новое время (Ксенофонт, Платон, Г. Галилей, Н. Мальбранш, Д. Дидро и др.). В психологии исследования диалоги, связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в. (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, интеракционизм, психоанализ, теория Ж. Пиаже, работы М.М Бахтина и др.). Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют психологические проблемы диалога человека с ЭВМ. Значение диалога для психологии заключается в том, что у ребенка диалог (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно связанная с действием) представляет собой структурно-генетически исходную, а затем — в течение жизни человека — универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика диалога (высказывание) — единица речи индивида — имеет предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Диалог, онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом[3].

Диалог, как форма общения, существует столько, сколько само человечество. Посредством диалога люди передают и получают новую информацию, делятся мыслями и эмоциями, устанавливают взаимоотношения и разрывают их. Диалог просто жизненно необходим человеку, как существу социальному. И, если диалог, существует столько же, сколько и сам человек, то логично взять его за основу преемственности поколений.

Но если предположить, что становление человека через общение в форме диалога, который предлагает в своей концепции В.С. Библер, а также увлеченные этой идеей практикующие педагоги Сергей Юрьевич Курганов и Вениамин Федорович Литовский, является наилучшим вариантом развития, то как можно это объяснить? Библер дает своим слушателям и последователям еще одно понятие, являющееся очень важным для понимания его концепции. Это понятие «культура».

У Всеволода Соломоновича это не только и даже не столько сумма знаний, деятельность разума человечества. Культура для Библера – это исключительно философское понятие; это основа и начало; это «способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне», «формирование общения между мной и культурой Античности или Средневековья, как чего-то принципиально «не снимаемого», как диалога»[4]. По В.С. Библеру, в обучение необходимо включение диалога культур, «общающихся между собой … в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума»[5].

Самодетерминация личности с помощью культуры — это процесс раскрытия в самом себе всей истории человечества, это голос поколений, который слышен через тебя. Культура, по Библеру, заключена в человеке по праву рождения; культура предопределяет появление на свет и сопровождает человека всегда, «подхватывая» все новые жизни, соединяя их, как нитью сшивает костюм умелая швея. В понимании В.С. Библера, культура человека состоит из норм, ценностей и способов мышления, и раскрывается в творческом процессе и его результате. И только свободный диалог на равных будет способствовать звучанию не только личности конкретного человека, но культуры, заключенной в нем.

Концепция В.С. Библера

подразумевает наличие постоянного диалога в сознании как ученика, так и учителя, диалога между условными теоретиком и художником, что является основой развития творческого мышления.

Каждый человек – носитель культуры. Это культура человечества, поколения, конкретного человека. Каждый – индивидуален, неповторим. И можно предположить, что в таком случае непременно возникнет конфликт различных культур. И здесь важно подчеркнуть, что диалог в концепции В.С. Библера не ставит своей целью выявление противоречий. Напротив! Задачей диалога является общение различных форм пониманий, сосуществование и взаимодействие различных форм сознаний. В.С. Библер считал, что современное мышление предполагает диалогическое общение высших достижений человеческого ума, сознания, бытия нашего времени с достижениями предшествующих времен и эпох. Владимир Соломонович рассуждает, что сама истина, равно как и человеческое сознание, является диалогичной, ее постижение возможно только в переплетении, а не в отчуждении. «Сознание (и деятельность) индивида расположены в некоем «пространстве» между двумя границами. Одна граница – «последние вопросы бытия» (в определении М.М. Бахтина), это – детерминация нашего сознания, наших поступков свободой (волей) перерешить свою жизнь, свою судьбу. Такую свободу нам дают идея личности и идея разума (…) Другая граница – детерминация нашего сознания внешними силами, физиологией и социальной необходимостью, целесообразностью и обстоятельствами, профессией и характером (его роком). Думается, что каждый человеческий поступок есть феномен встречи в нашей душе и в нашей деятельности двух этих детерминаций, напряжен их противостоянием»[6]. В таком глубинном процессе проявляется динамика поступков человека. И здесь мы уже видим психологический анализ деятельности человека, который наполнен глубоким философским смыслом. «... любое решение - это всегда его собственное решение, а собственное решение - это всегда формирование своего Я»[7] говорит нам экзистенциальный психолог Виктор Франкл. Таким образом, можно сказать, что человек формирует самого себя посредством своих поступков, которые он совершает после процесса внутренней борьбы, обусловленной самой природой человека.

Итак, человек по В.С. Библеру, это динамическая система, обладающая по праву рождения всеми результатами творческой деятельности человечества, способная, благодаря таким свойствам, к самодетерминации и стремящаяся в процессе жизнедеятельности к свободному диалогу с такими же системами.

Какие же идеи формулирует В.С. Библер, для развития концепции Школы диалога культур?

Основные положения следующие:

  • Первичность идеи «человека культуры» по отношению к идее «образованного человека». Данное положение подразумевает, что человек нового времени должен уметь работать со своими знаниями и умениями как с Кубиком Рубика: вращая грани своих знаний, изменять, выстраивать новое, переформировывать старое;
  • Принцип общения и обучения заключен в Диалоге, посредством которого можно уловить «суть самой мысли». Диалог неразрывно связан с Культурой, которая находит свое отражение в каждой личности;
  • Настройка на мышление человека, предполагающее постановку вопросов: что такое Бытие? Что такое Слово? Кто Я такой?
  • Основное содержание школьного курса — это диалог сознаний, культур, пониманий, охарактеризованный обоснованием и взаимообогащением этих культур.

Концепция, разработанная В.С. Библером, безусловно была революционна в том понимании, что в ней заключена идея полной смены устоявшихся взглядов на образование. Есть в Школе диалога культур очень интересные идеи, ценные моменты. Необычный или скорее непривычный взгляд на организацию самого процесса обучения, на условное деление классов, где изучаются предметы исключительно в проекции определенных Культур:

  • 1-2 классы: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания;
  • 3-4 классы. Античная культура;
  • 5-6 классы. Культура Средневековья;
  • 7-8 классы. Культура Нового времени (XVII-XIX вв);
  • 9-10 классы. Культура современности;
  • 11-Й класс. Класс специально диалогический – диалоги между классами.

При этом, стоит отметить, что данную концепцию В.С. Библер писал изначально в отрыве от педагогической практики.

Ребенок обучается и формируется не только в школе, не только среди своих сверстников, среди педагогов. Человек – существо от природы свободное, любопытное. Исчерпав запас вопросов по определенным заданным темам в пределах одной Культуры, ребенок, непременно, начнет искать новых знаний, будет всеми силами разрывать обозначенный ему круг, что само по себе естественно для детей.

Школа диалога культур — это продукт философский, идеалистичный, красивый, но, по моему мнению, слишком утопичный для современного мира. ©

Данный материал является авторским, а потому любое копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данную статью.

Список используемых источников

1. Библер В.С., «АХ, КАКОЙ ВОСПИТАННЫЙ, ОБРАЗОВАННЫЙ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК». [Электронный ресурс] // Библер и вокруг : сайт. URL: https://www.bibler.ru/bik_ah_kakoy.php

2. Библер В.С., «Основы программы Школы диалога культур» [Электронный ресурс] // Библер и вокруг : сайт. URL: https://www.bibler.ru/bik_ah_kakoy.php#

3. Воспитательная система: Теоретические основы и опыт создания в современном образовательном учреждении. Макарова Т.Е. [Электронный ресурс] // Материалы в помощь студенту педвуза, изучающему курс: «Теория и методика воспитания». – Самара, 2011. – 8 с. URL: https://studopedia.ru/12_195187_vospitatelnaya-sistema-shkoli-dialoga-kultur.html

4. Мордовцева Т.В. Идеи диалогики В.С. Библера в философии и гуманитарном знании» [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2005.- № 2. - С. 53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-idei-dialogiki-v-s-biblera

5. Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, 2005 [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба : сайт. URL: https://vocabulary.ru/termin/dialog.html

6. Франкл В., «Человек в поисках смысла» [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека : сайт. URL: https://mir-knig.com/read_228014-6

[1] Библер В.С., «АХ, КАКОЙ ВОСПИТАННЫЙ, ОБРАЗОВАННЫЙ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК». [Электронный ресурс] // Библер и вокруг : сайт. URL: https://www.bibler.ru/bik_ah_kakoy.php (дата обращения: 01.12.2021)

[2] Библер В.С., «Основы программы Школы диалога культур» [Электронный ресурс] // Библер и вокруг : сайт. URL: https://www.bibler.ru/bik_ah_kakoy.php#

[3] Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, 2005 [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба : сайт. URL: https://vocabulary.ru/termin/dialog.html

[4]Библер В.С. «АХ, КАКОЙ ВОСПИТАННЫЙ, ОБРАЗОВАННЫЙ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК» [Электронный ресурс] // Библер и вокруг : сайт. URL:https://www.bibler.ru/bik_ah_kakoy.php

[5] Библер В.С. «Основы программы Школы диалога культур» [Электронный ресурс] // Библер и вокруг : сайт. URL: https://www.bibler.ru/bik_ah_kakoy.php#

[6] Мордовцева Т.В. Идеи диалогики В.С. Библера в философии и гуманитарном знании» [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2005.- № 2. - С. 53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-idei-dialogiki-v-s-biblera

[7] Франкл В., «Человек в поисках смысла» [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека : сайт. URL: https://mir-knig.com/read_228014-6