Твардовский Александр Трифонович когда-то говорил, рассуждая о поэзии: «Поэзия по своей природе и назначению — самый демократический вид литературы. Все самое большое, самое значительное в мировой поэзии и поэзии нашей отечественной всегда находилось в поле зрения большого читателя, входило в обиход духовной жизни народа». И хотя со времен его жизни прошло не одно десятилетие, изменился уклад быта, ментальность людей, их насущные проблемы и потребности и даже страна, в которой мы теперь живем, имеет другие границы и название, кое-что осталось прежним. Поэзия, как это было в двадцатом веке и раньше — в девятнадцатом, восемнадцатом и любом другом, — волнует сердца и воздействует на умы. Неравнодушные люди рифмуют свои мысли, и тысячи современников проникаются теми идеями, что несут им хорошие стихи.
Романтическая лирика, пейзажная, гражданская, философская — каждый поджанр продолжает развиваться, конечно же, впитывая в себя особенности нашего времени, его эстетику и особую, присущую только ему духовность. Какому из этих направлений и почему отдают предпочтение современные авторы? На этот вопрос корреспонденту пресс-службы издательства «Союз писателей» ответила поэт Татьяна Бирюкова — автор книги «Без камня за пазухой», участница ряда коллективных проектов, в том числе сборника «Одной тебе, тебе одной», презентованного в Москве 25 января.
«Я часто пишу о том, что ощущаю в той или иной ситуации, — признается Татьяна. — К романтической лирике с годами обращаюсь все реже. Она захватывала меня в юности, в периоды влюбленности, когда мысли теснили друг друга. Пейзажная лирика — да, имеет место в моем творчестве. Она возникает, когда дух захватывает от какой-нибудь красоты, будь то ветка на березе или отражение в луже. Слишком красиво поэтически я не напишу, видимо, сдержанность в характере проявляется и в стихах. Но учитывая то, что я занимаюсь живописью, это дает свои плоды. Большей частью рождается лирика гражданская, немного философской. Для меня это, можно сказать, чувствительные, живые темы как для писателя, так и для читателя».
Читатели, как, конечно же, и авторы, есть разные. Кому-то ближе стихи о любви, кто-то ищет на страницах книг ответы на загадки Вселенной, кто-то через слова познает мир и любуется его красотой, а кому-то интереснее читать о простых людях и их судьбах, героических подвигах и социальных трудностях. И все эти произведения, в точности как говорил Твардовский, становятся в итоге народными, так как отвечают тому глобальному запросу, который есть одновременно у большого количества людей, и первый из них — поэт, выражающий не только собственные эмоции, но и чувства многих других единомышленников.