Почему некоторые сериалы и фильмы, как говорится, ложатся на полку, вопрос интересный. Когда это делали в советское время, были разные причины, объективные и и не очень, но когда так делают в современное время, это ещё болле интересный вопрос, с учётом того, что никаких ограничений вроде бы нет. В то же время ответ на вопрос может быть, очень простым: отснятый материал показался руководителям каналов плохим и они его не взяли. В такой ситуации, наверно, обидно режиссёру и актёрам, получается, они зря снимались. Так произошло с сериалами «Территория» и «Уголь» (оба 8 серий) Теперь обо всём по-порядку.
Сериал «Территория» (не путать с одноимённым сериалом с Андреем Мерзликиным) рекламировали на Первом с 2017 года несколько раз, когда ещё не было онлайн-кинотеатров (не считая, естественно, разных неофициальных сайтов). По неофициальной информации в интернете сериал впервые появился в 2019 (по другим данным, в 2020). Потом сериал изъяли из интернета (да, такое, оказывается, бывает) и выпустили официально в 2022-ом. В прошлом году сериал показывали на канале ОТР (подозреваю, что не первый раз). Этот канал, как я уже говорил, без рекламы. Но на то, что показывали по ОТР практически никто не обратил внимания, а вот на то, что сериал со 2 февраля выходит на Первом по одной серии по воскресеньям в 23:00 интернет-издания обратили внимания, посчитав это официальной телепремьерой. Я посмотрел 1 серию в эфире Первого, (непреднамеренный каламбур) оставшиеся скачал и посмотрел до 8 февраля. (я до сих пор удивляюсь, что популярны платные онлайн-кинотеатры, хотя всё можно посмотреть или скачать бесплатно в отличном качестве).
Теперь о сюжете сериала: в неназванный среднестатистический город проезжает следователь из центра (Кирилл Пирогов). Дело в том, что в городе уже три нераскрытых убийства, совершённых с особой жестокостью. Как водиться, всё списывают на маньяка. Следователь знакомится с местным опером (Пётр Фёдоров) Сначала они недолюбливают друг друга, а потом по мере расследования, вместе выпутываются из передряг, и становятся друзьями, в лучших традициях фильмов о копах-напарниках. Вообще, понятно, что режиссёр-грузин Вано Бурдули вдохновлялся именно американскими фильмами. Другое дело, что по атмосфере, всё слишком мрачно и безнадёжно, как в советских перестроечных фильмах. В американских боевиках ощущения безнадежности нет, какие бы страшные и кровавые вещи там не происходили.
В советских же фильмах ощущения тоски и безнадёжности стало появляется уже в 1970-тых, усилившись в 1980-ых (может быть, поэтому это время потом назовут эпохой «застоя»), а в годы «перестройки»так вообще прорвало, приведя в итоге к распаду страны (тут всё в совокупности). Самый очевидный пример такого фильма: «Полёты во сне и наяву» (1982), не очень очевидные: «Старый новый год» (1980) и из перестройки: «Единожды солгав» (1987) Многие со мной не согласятся, но такие у меня сложились ощущения. Такие фильмы можно охарактеризовать как: «о кризисе среднего возраста», но это не только о среднем возрасте.
Но я отвлёкся от темы. Вернёмся к «Территории». Один из интересных и в то же время спорных ходов в сериале, это то, что люди не пользуются мобильными телефонами, хотя в первой серии мэру звонят по телефону, какие были ещё в 90-тые. И тут же показывают современные автомобили, а милиция уже полиция. Потом показывают «яблочный» ноутбук. К чему тогда отказ от мобильных телефонов. Кстати, мэра города играет Виктор Цекало, старший брат Александра Цекало, чья продюсерская компания производила сериал.
Тут тоже интересный момент: оба брата родились и выросли на Украине, наибольшего успеха они достигли в новой России, а сейчас они и их дети живут в США, продолжая снимать сериалы о том, как плохо жить в России. Ещё один спорный момент в сериале: банда подростков, у которых очень много оружия. Понятно, что за ними стоял взрослый дядя, но подростки слишком беспринципные. И тут возникает много вопросов, на которые сериал не даёт ответа.
А банда киллеров в костюмах клоунов, это уже какой-то сюрреализм. Ближе к концу ещё выяснилось, что начальник полиции города (Игорь Черневич) занимается наркоторговлей, прикрывая элитный клуб для богачей. Сдаётся мне, братья Цекало сами не раз бывали в таких клубах.
Приехавший следователь оказался вовсе не следователь, а ФСБшник под прикрытием, о чём зрителю намекали с самого начала. Но выйти на организаторов элитного клуба ему так и не удалось. И тут остаётся лазейка для продолжения, ведь дядю, руководящего бандой подростков, тоже так и не поймали.
Вообщем-то мрачная атмосфера сериала: одновременно и его минус, и его плюс. Говорят, что это опять-таки взято из американских сериалов, но всё равно должна быть надежда на то, что добро побеждает зло, а здесь её очень мало. А что же маньяк? спросит кто-то. Маньяк был, но кто он я не покажу. Это напомнило мне сериал «Хрустальный» (10 серий), который тоже снимала компания Цекало:
Такие сериалы подходят для НТВ, но даже там не было настолько жёстких. Там всегда добро с кулаками побеждает зло. А вот в сериалах Цекало такого нет. Интересно, если бы он снял такие сериалы про Америку, смог бы он дальше работать? Ещё одна деталь: режиссёр Вано Бурдули ещё в 2014-ом подписал письмо в поддержку Украины. При этом сериалы он почему-то снимает в России, а не на У, и даже не в Грузии.
Теперь перейду к сериалу «Уголь». Его судьба более простая, чем у «Территории». До 2023 года о нём никто не слышал, пока он не вышел онлайн. А ещё спустя полтора года сериал добрался до телеэкрана: с 3 по 13 февраля 2025. Про угольную промышленность у нас снимают не часто. Я даже сейчас не вспомню, когда я видел что-то похожее. Может быть, никогда. Да, в советское время были фильмы про шахтёров, но это тоже единичные случаи, и они настолько старые, что сейчас их смотреть никто не будет. Вот и с современным сериалом, видимо, подумали, что мало кому будет интересно и отложили. А спустя 6 лет всё же решили выпустить. О сюжете: действие начинается в 90-тых в шахтерском городе Ростовской области(снимали в разных городах Ростовской области). Зрителю показывают бунт шахтёров, которым не платят зарплату, а потом показывают директора шахты в малиновом пиджаке.
Владелец шахты по фамилии Макаров, которого играет Андрей Соколов, отказывается выделять деньги на зарплату, а директор угрожает закрыть шахту. Тогда Макаров приказывает своему подручному, которого играет Николай Козак убить директора, что он и делает, в лучших традициях 90-тых, расстреляв машину из автомата.
Только вот незадача: в машине помимо директора шахты, оказалась ещё и жена владельца шахты Макарова, любовница директора, о чём муж не догадывался. Попахивает мелодрамой для канала Россия, но всё-таки сериал интересно смотреть, в первую очередь, из-за хороших актёров и интересных примет времени. В момент расстрела машины главная героиня сериала Полина проезжала мимо на велосипеде и всё видела, но никому не сказала, и кто стрелял не разглядела. Как по мне, повела себя как дурочка. Расскажи она всё милиции, её жизнь пошла бы по-другому. Да, это риск, но попробовать стоило.
Далее на шахте случилась авария. Отец Полины получил травму позвоночника и сел в инвалидное кресло.
И тут Макаров-Соколов предлагает деньги на операцию в обмен на то, чтобы Полина вышла за него. У Полины уже есть жених Гена (Юрий Борисов, которого сейчас все хвалят), но так как перспективы у Гены-боксёра были туманные, а он ещё и с бандитами связался по глупости, мог в тюрьму сесть, поэтому Полина выбрала Макарова, который уладил проблемы Гены с бандитами. (опять плохая мелодрама, но куда же без неё).
Деньги на операцию отцу в итоге не понадобились: он умёр и тут зритель узнаёт, что это 1993 год, когда показывают даты на могиле. И тут же в 4-ой серии действие резко переносится спустя 20 лет: в 2013, а главную героиню уже играет не Юлия Хлынина, а Виктория Толстоганова. Сначала трудно было привыкнуть к такой замене, тем более, что актрисы не похожи, но финальные серии всё сгладили. Игра Толстогановой мне понравилась.
Хотя Макаров остался тот же самый Соколов. Полина уже 20 лет как его жена. У них сын, к которому шахта должна перейти по наследству. Она ещё и воспитала племянника, сына сестры, которая в 1993-ем вынуждена была уехать из города, спасаясь от братков, потом попала в тюрьму по ложному обвинению, а теперь работает проводницей в РЖД (в зрелом возрасте её играет Инга Оболдина, а в молодости Татьяна Палеева).
Её сын отслужил в армии, стал десантником, вернулся и тоже пошёл работать на шахту. Тут в город вернулся Гена (теперь его играет Александр Бухаров). Он приехал проверять шахту, а она толком не ремонтировалась эти 20 лет. Старые чувства между Полиной и Геной вспыхивают вновь.
Николаю Козаку одинаково хорошо удаётся играть роли бандитов и ментов, но чаще бандитов. За 20 лет Полина так и не догадалась, что это именно он стрелял тогда в директора шахты. А когда тот ей во всём признался была в шоке. Но в последних двух сериях персонаж Козака пропадает напрочь, после того, как убил своего хозяина Макарова. Видимо, он просто умер, по логике авторов, так как был болен раком.
А тем временем, на шахте происходит новое обрушение, как 20 лет назад и взрыв. Это происходит в тот момент, когда все мужские персонажи сериала туда спустились.
Последние 7 и 8 серии были очень эмоционально сильные, я реально переживал за героев: выживут они или нет, думал, будет худшее. Но всё закончилось, не так плохо, как ожидалось. Гена почти в последний момент узнал, что сын Макарова, на самом деле его сын. (ох, уж эти мелодрамы; сериал так и просился на канал Россия, возможно, изначально для него и был создан, но потом что-то пошло не так). Но всё-таки за последние 2 эпизода я готов простить сериалу все грехи. Думаю, в целом, шахтёрам сериал понравился. Ещё мне понравился в сериале роковый саундтрек, в том числе, с использованием инструментального варианта песни «Группа крови» Виктора Цоя. Что касается режиссера сериала Владимира Котта: его лучшими фильмами можно с натяжкой назвать трилогию про «Непослушника», а лучшим сериалом «Пётр Лещенко: всё что было» (выходил на Первом в мае 2017; снят был в 2013)
Что касается Юрия Борисова, я честно не понимаю, за что его номинируют на «Оскар» и «Золотой глобус». Ничего выдающегося я в нём не увидел, ещё когда смотрел в 2023 фильм «Бык» (2019), а потом сериал «Мир-Дружба-Жвачка» (оба тоже про 90-тые):
А в январе этого года посмотрел тоже на Первом фильм «Кентавр» (2023), который некоторые назвали лучшим российским фильмом 2023 года:
Ну не знаю, как по мне, да, хороший триллер, но не более. На месте Борисова мог быть любой другой актёр, фильм бы от этого хуже не стал. Что касается сюжета, то история с маньяком тут явно недоработана и не нова. Любой российский сериал на такую тему превосходит этот фильм.