Добрый день! Продолжаем нашу с мамой рубрику о храме Николы Мокрого в Ярославле рассказом про иконы.
Другие статьи о храме:
Начнем мы с иконы Николая Чудотворца:
Название нашего храма - Никола Мокрый - пошло от особого покровительства Святого терпящим бедствие на воде.
История началась в Киеве в XII веке.
По Днепру плыла лодка, в которой сидела семья с грудным ребенком. Мама заснула и ослабила свои объятия, ребенок упал в воду. Проснувшись и осознав ужасную трагедию, они начали молиться, подплыли к берегу и направились сразу в Софийский собор.
Подбежав к иконе Николая Чудотворца, они увидели около нее своего младенца, завернутого в мокрые пеленки. После такого чудесного события и была написана икона Николы Мокрого, где Святитель держит на руках запеленованного младенца. Данный образ был помещен на хорах Софийского собора в Киеве.
Хор в церкви - верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).
К сожалению, чудотворная икона исчезла во время оккупации Киева в период Второй Мировой войны.
В наш храм в Ярославле совершенно случайно попала уменьшенная копия иконы. Привез ее Батюшка, приехавший из Крыма.
Восприятие Николая Чудотворца как спасителя тонущих нашло подтверждение и в записи из «Памятника событий» Дмитрия Серебренникова (книга, в которой автор оставил заметки о некоторых исторических событиях, связанных с Ярославлем); под описанием событий города в 1801 году можно прочитать:
«Мая, 9 дня (по старому стилю, в день Святителя Николая) было ненастье, погода немалая, от чего на реке опрокинуло лодку с осьмью человек, из которых было 5 маленьких детей да трое больших мужиков. Над этими детьми показалось тогда великое чудо, что выпавшие из ботика оные малолетние на верху плавали, волнами носимые. И когда увидели оную гибель, подъехала лодка и оных младенцев порозну собрали в лодку. И привезли в Толчкову. И сказывали, что они все плавали по верху без всякого движения, на спинах. И собрали их безвредно, только одна девочка захлебнулась, ее вытащили замертво, но на лодке ее откачали. Поскольку тонули напротив церкви Николы Мокрого на одном берегу реки Которосль и Николы Пенского - по другому.»
Дмитрий Серебренников заканчивает свою запись словами:
«Сие приключение можно было почесть за чудо, что Бог помиловал невинных младенцев ради Угодника Николая».
А чудо спасения младенца на Днепре запечатлено и на фресках в храме Николы Мокрого, находится над южным входом в сам храм.
Вообще нашему храму очень повезло с уцелевшими историческими документами. Более подробную информацию мы находим в описи церкви, составленной в 1879 году. Из нее мы узнаем о расположении икон в иконостасе, на столпах и стенах.
В Двинской летописи имеется упоминание о росписи Спасо-Преображенского монастыря в городе Холмогоры.
Двинская летопись — летопись истории Поморья. Сохранилась в списках XVII–XVIII веков.
Так вот, в этой летописи впервые было обозначено имя Симеона Спиридонова Холмогорца. Он был самым молодым в артели, которая расписывала собор в Холмогорах. Но уже через несколько лет становится ее главой. Вдруг его артель вызывают в Москву для написания икон в Кремле. Пробил звездный час Симеона Спиридонова Холмогорца.
Его приглашают также в Оружейную палату, которую возглавлял Симон Ушаков.
Симеон Холмогорец работал на износ, и, начиная с 70-х годов XVII века, стал выдавать шедевр за шедевром. О нем заговорила вся Москва.
В 1677 году в Оружейной палате встречаются два человека, которых на века объединит храм Николы Мокрого: Гурий Никитич Кинешемцев (знаменщик храма, мы о нем писали в одной из предыдущих статей) и Симеон Спиридонов Холмогорец.
Однажды к Холмогорцу явились ярославские купцы, которые начали наполнять иконами уже построенный храм Николы Мокрого.
Их предложения казались очень заманчивыми. Новые заказчики предлагали написать сюжеты икон только с одним условием, чтобы были они «красивее и лучше, чем у других в Ярославле».
Симеон Холмогорец соглашается и едет в Ярославль, где и живет 13 лет. Мастер создал в храме Николы Мокрого все свои шедевры, которые будут потом признаны лучшими иконами, а Холмогорец - лучшим иконописцем XVII века.
Очень интересна история иконы Пророка Илии.
Ярославский купец Лузин, после отъезда Симеона из Холомогор в Москву, приезжает к нему и видит икону Пророка Илии, которую Симеон начал делать для других. Купец перекупил ее. Так как иконостас был уже заполнен, ее повесили на южную сторону южного столпа. Искусствоведы говорят, что эта икона имеет такую же художественную ценность, как и творения Андрея Рублева.
В чем же особенность икон письма Холмогорца?
В том, что он тщательно, ювелирно, даже с микроскопической точностью, прорабатывал изображения клейм на каждой иконе.
Клеймо в иконе — это прямоугольник, расположенный сбоку, сверху или снизу от центральной её части (где представлено изображение главного сюжета иконы). Клейма содержат сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции.
В клейма Холмогорец умещал практически все события из жизни того, кто был изображен на иконе.
Очень жаль, что такой иконописец практически не известен. Его современника Рембрандта все знают, а вот Холмогорца - нет..
Для храма он написал 80 икон, из них до нашего времени сохранилось только 9.
Все они находятся в музеях: в Санкт-Петербурге в Русском музее и в Митрополичьих Палатах в Ярославле.
Приход постарался сделать копии этих икон (с большим трудом) и повесить на те места, где располагались оригинальные иконы в XVII веке.
В иконостасе справа повешена икона «Спаситель на Престоле» (оригинальная, говорят, что выставлена сейчас в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге, надо будет посмотреть).
В Русском музее находится наша икона «Всех Скорбящих Радость» (не реставрирована, в запасниках).
Ранее на ее месте в иконостасе слева была икона Богородицы «Прежде Рождества Дева» - купец Лузин принял решение заменить одну икону на другую.
Также находились в храме иконы «Неопалимая Купина», «Василий Великий» - это первая написанная икона Холмогорцем для храма.
Икона «Воскресение - Сошествие во ад» (Третья четверть XVI века).
Воскресение Христово - главное событие новозаветной истории долгое время не изображалось на иконах, поскольку ни в одном каноническом евангелии это событие не описывается. Иконография сюжета складывается только к XI веку на основе апокрифического евангелия Никодима в виде композиции «Сошествия во ад», куда Спаситель спустился после воскресения для изведения из ада прародителей Адама и Евы, первородный грех которых был искуплен жертвой Иисуса Христа.
На ярославской иконе Христос изображен в центре композиции в миндалевидной «славе», попирающий врата ада. Он держит за руку Адама, помогая ему подняться из гроба, к его ногам припадает Ева, за ними в белых одеждах воскресшие, восстающие из гробов.
Вокруг Христа пророки, праведники и праотцы, шествующие в рай, изображенные в верхней части иконы. Внизу черная адская бездна с огромной красной головой - личиной ада (крайне редкая иконография).
Обращает на себя внимание большое количество текста, занимающего почти все фоны иконы - это описание изображенного события, т.е. фактически сюжет рассказан дважды - словами и изображением.
Была в храме и копия иконы «Тайная Вечеря», написанная Симоном Ушаковым (находится в запасниках Русского музея).
Холмогорец, написавший все иконы для иконостаса (в то время двухэтажного) превзошел самого себя.
В коллекции библиотеки Академии художеств в Санкт-Петербурге имеется фотография Борщевского иконы Холмогорца из иконостаса «12 Праздников».
Большая часть старинных икон не сохранилась. В 1929 году 155 икон (в том числе из храма Николы Мокрого) отправили на экспорт в Париж. Вернулись немногие. Часть икон были сожжены.
Есть мнение, что центральный иконостас из храма был отправлен в Эрмитаж.
Может быть так случится, что когда-нибудь иконы вернутся из музеев в храмы (только в Санкт-Петербурге в заказниках находятся около 5000 икон)..радует, что движение в этом направлении идет.
Спасибо, что дочитали! Надеюсь, что информация была Вам интересна.