В конце XVIII века фарфор стал главной церемониальной посудой императорского двора наравне с золотом. А вот серебряная посуда стала использоваться реже.
В России это время правления императора Павла I, который был очень увлечен фарфором. Именно благодаря ему фарфоровая посуда стала более «домашней». Если при Екатерине II сервизы изготавливались многопредметными комплектами, то в павловские годы наборы из «белого золота» стали более камерными — на 8, 14, максимум 20 персон. Павел не любил большие и роскошные трапезы, какие устраивала его мать. Он предпочитал тесный круг друзей, много времени проводил с супругой в пригородных дворцах. Поэтому и фарфоровые ансамбли стали «интимными».
В моду вошли сервизы на одну или две персоны.
Солитер
Так называется чайный или кофейный сервиз на одну персону. Слово появилось в фарфоровой азбуке от французского solitaire — ‘одинокий’, ‘отдельный’. Иногда такой куверт, то есть набор посуды на одного человека, называли еще «эгоистом».
«Солитер» давал возможность красиво наслаждаться чаем или кофе в одиночку. В комплект обычно входил поднос, кофейник, молочник, сахарница и чашка с блюдцем. Иногда сервиз был совсем небольшим: только два предмета — чашка и поднос-блюдечко.
Дежене
Название произошло от французского слова déjeuner — ‘завтрак’. Сервиз на двоих предназначался для завтраков, кофе и чая наедине с друг другом.
Такой тет-а-тет обязательно имел поднос, на который должен был уместиться весь сервиз: две кофейные (или чайные) пары, кофейник (или чайник), сахарница. Молочник, две пирожковые тарелки, конфетница — предметы необязательные, но вполне возможные, если поднос большой.
Фарфоровые формы
Формы сервизов в это время упрощаются, тяготея к правильным геометрическим контурам, линии выпрямляются. И от этого «веет сухостью», как писал в 1906 году барон Николай Вольф, директор завода, в своей книге «Императорский фарфоровый завод. 1744–1904». Чашки, например, меняют форму и становятся «стаканчиками», а не «розанами», как при Екатерине II. Чайники и масленки тоже превращаются в цилиндр.
Модно, дорого, по-домашнему
Фарфоровые дежене стали популярны в России именно с подачи императора Павла I, большого любителя фарфора, человека, нелюдимого по характеру, очень ценившего частную жизнь.
Из производства ИФЗ практически исчезли модные некогда табакерки, зато количество камерных, малых сервизов для завтрака возросло в разы. Так изделия из фарфора стали появляться в домах — конечно, пока очень состоятельных — и прочно вошли в быт российских аристократов.
Дежене делали по заказу императорского двора и для дорогих подарков — дипломатических, на праздники, за верную службу. Причем многие фарфоровые изделия имели ювелирное исполнение, на них воспроизводились портреты царствующих особ или членов семьи заказчика, монограммы, копии картин известных художников. В декоре парадных ансамблей использовались геральдические мотивы.
Зачастую это была уже не просто посуда, а изысканная и дорогая интерьерная вещь. К некоторым особо дорогим дежене прилагались столики, также созданные на фарфоровом заводе.
В павловские времена на Императорском фарфоровом заводе начали изготавливать и сложные большие туалеты. В туалетный прибор императрицы Марии Федоровны входили не только кувшин, баночки для крема и пудреница, но и дежене с чашками, чайником, кофейником, сливочником и вазочками.
Считается, что последним сервизом ХVIII века стал сервиз с видами Михайловского замка, заказанный Павлом I. По воспоминаниям камер-пажа, «...Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни». К сожалению, этот сервиз бесследно исчез.