Найти в Дзене
Лахта Центр

ФАРФОРОВАЯ ЛЕТОПИСЬ РОССИИ. «ДОМАШНИЕ» СЕРВИЗЫ

В конце XVIII века фарфор стал главной церемониальной посудой императорского двора наравне с золотом. А вот серебряная посуда стала использоваться реже.

В России это время правления императора Павла I, который был очень увлечен фарфором. Именно благодаря ему фарфоровая посуда стала более «домашней». Если при Екатерине II сервизы изготавливались многопредметными комплектами, то в павловские годы наборы из «белого золота» стали более камерными — на 8, 14, максимум 20 персон. Павел не любил большие и роскошные трапезы, какие устраивала его мать. Он предпочитал тесный круг друзей, много времени проводил с супругой в пригородных дворцах. Поэтому и фарфоровые ансамбли стали «интимными».

В моду вошли сервизы на одну или две персоны.

Солитер

Так называется чайный или кофейный сервиз на одну персону. Слово появилось в фарфоровой азбуке от французского solitaire — ‘одинокий’, ‘отдельный’. Иногда такой куверт, то есть набор посуды на одного человека, называли еще «эгоистом».

Чайный сервиз на одну персону. Фото: Императорский фарфоровый завод, vk.cc/cIzbcm
Чайный сервиз на одну персону. Фото: Императорский фарфоровый завод, vk.cc/cIzbcm

«Солитер» давал возможность красиво наслаждаться чаем или кофе в одиночку. В комплект обычно входил поднос, кофейник, молочник, сахарница и чашка с блюдцем. Иногда сервиз был совсем небольшим: только два предмета — чашка и поднос-блюдечко.

Дежене

Название произошло от французского слова déjeuner — ‘завтрак’. Сервиз на двоих предназначался для завтраков, кофе и чая наедине с друг другом.

Чайный сервиз-дежене на две персоны с видами Павловска. 1799. ИФЗ. Фото: vk.cc/cygN6S
Чайный сервиз-дежене на две персоны с видами Павловска. 1799. ИФЗ. Фото: vk.cc/cygN6S

Такой тет-а-тет обязательно имел поднос, на который должен был уместиться весь сервиз: две кофейные (или чайные) пары, кофейник (или чайник), сахарница. Молочник, две пирожковые тарелки, конфетница — предметы необязательные, но вполне возможные, если поднос большой.

Фарфоровые формы

Формы сервизов в это время упрощаются, тяготея к правильным геометрическим контурам, линии выпрямляются. И от этого «веет сухостью», как писал в 1906 году барон Николай Вольф, директор завода, в своей книге «Императорский фарфоровый завод. 1744–1904». Чашки, например, меняют форму и становятся «стаканчиками», а не «розанами», как при Екатерине II. Чайники и масленки тоже превращаются в цилиндр.

Чашка «стаканчиком» из сервиза-дежене с видами Павловска. ИФЗ. Около 1799. Фото: vk.cc/cygNvT
Чашка «стаканчиком» из сервиза-дежене с видами Павловска. ИФЗ. Около 1799. Фото: vk.cc/cygNvT

Модно, дорого, по-домашнему

Фарфоровые дежене стали популярны в России именно с подачи императора Павла I, большого любителя фарфора, человека, нелюдимого по характеру, очень ценившего частную жизнь.

Чайный сервиз «солитер» с портретом князя А. А. Вяземского. ИФЗ. 1792. Фото: vk.cc/cygNSd
Чайный сервиз «солитер» с портретом князя А. А. Вяземского. ИФЗ. 1792. Фото: vk.cc/cygNSd

Из производства ИФЗ практически исчезли модные некогда табакерки, зато количество камерных, малых сервизов для завтрака возросло в разы. Так изделия из фарфора стали появляться в домах — конечно, пока очень состоятельных — и прочно вошли в быт российских аристократов.

Дежене делали по заказу императорского двора и для дорогих подарков — дипломатических, на праздники, за верную службу. Причем многие фарфоровые изделия имели ювелирное исполнение, на них воспроизводились портреты царствующих особ или членов семьи заказчика, монограммы, копии картин известных художников. В декоре парадных ансамблей использовались геральдические мотивы.

Кобальтовый сервиз «тет-а-тет» с монограммой. Фото: Порцелиновый фан / dzen.ru, vk.cc/cygOgn
Кобальтовый сервиз «тет-а-тет» с монограммой. Фото: Порцелиновый фан / dzen.ru, vk.cc/cygOgn
Поднос из сервиза на две персоны с монограммой «САТ». 1796–1801. Фото: vk.cc/cygOTw
Поднос из сервиза на две персоны с монограммой «САТ». 1796–1801. Фото: vk.cc/cygOTw

Зачастую это была уже не просто посуда, а изысканная и дорогая интерьерная вещь. К некоторым особо дорогим дежене прилагались столики, также созданные на фарфоровом заводе.

В павловские времена на Императорском фарфоровом заводе начали изготавливать и сложные большие туалеты. В туалетный прибор императрицы Марии Федоровны входили не только кувшин, баночки для крема и пудреница, но и дежене с чашками, чайником, кофейником, сливочником и вазочками.

Считается, что последним сервизом ХVIII века стал сервиз с видами Михайловского замка, заказанный Павлом I. По воспоминаниям камер-пажа, «...Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни». К сожалению, этот сервиз бесследно исчез.

Столик круглый с деревянными выгнутыми белыми с позолотой ножками и круглой фарфоровой столешницей с цветочками вразброс. Фарфор, дерево; роспись надглазурная полихромная, белила, позолота. ИФЗ. Втор. пол. XVIII в. Фото: vk.cc/cygPxV
Столик круглый с деревянными выгнутыми белыми с позолотой ножками и круглой фарфоровой столешницей с цветочками вразброс. Фарфор, дерево; роспись надглазурная полихромная, белила, позолота. ИФЗ. Втор. пол. XVIII в. Фото: vk.cc/cygPxV
Туалетный прибор императрицы Марии Федоровны. Все предметы сделаны на Императорском фарфоровом заводе. 1801. Фото: Fotograf, vk.cc/cygPRH
Туалетный прибор императрицы Марии Федоровны. Все предметы сделаны на Императорском фарфоровом заводе. 1801. Фото: Fotograf, vk.cc/cygPRH
Чашка с блюдцем. ИФЗ. 1796–1801. Фото: vk.cc/cygQhk
Чашка с блюдцем. ИФЗ. 1796–1801. Фото: vk.cc/cygQhk