Когда у молодых родителей — инженера и библиотекаря из Шахт - родилась дочка Леночка, они даже не думали, что их маленькое счастье навсегда останется небольшим. Кроха появилась на свет с ростом 50 сантиметров и весом три с лишним килограмма.
Девочка развивалась очень быстро: первые ее слова родители записали еще в полгодика. Но вот в срок малышка не пошла, а потом перестала расти. Позже врачи выявили у нее серьезные проблемы со здоровьем.
Сейчас рост Елены Куличенко 108 сантиметров. Несмотря особенности, она стала руководителем строительной фирмы, поэтом, художником и заядлой путешественницей.
ОТ РАДИАЦИИ ДО ЗАЩЕМЛЕНИЯ
- Обнаружив отставание в физическом развитии, родители стали возить меня по врачам. В Харькове им сказали, что у меня рахит, в Москве определили генетическую мутацию, какая была всего у дюжины детей на весь Союз. Хотя родители были здоровы, доктора предположили поломку гена из-за воздействия микродоз радиации, а мама с папой, когда меня ждали, жили возле железнодорожной станции, - рассказывает Елена «КП-Ростов-на-Дону». - Был и такой вариант: якобы из-за родовой травмы у меня защемило нижние позвонки. Специалист говорил, мол, привели бы девочку до трех лет, я бы все исправил. Но кто же это теперь проверит. В общем, точного диагноза до сих пор нет.
Лечения не было и за границей: мама с папой писали зарубежным светилам медицины — те лишь разводили руками. Но родители не отчаивались: даже переехав на Камчатку, возили дочь постоянно в Москву на осмотры, каждый год — на море, постоянно водили на массаж. На ноги малышка хоть и позже, но встала, вот только через несколько лет могла оказаться в инвалидной коляске.
- Врачи определили у меня вывихи тазобедренных и подвывихи коленных суставов: ходить становилось все больнее. Когда мне было девять лет, мы узнали о профессоре Гаврииле Илизарове с его чудо-аппаратом и поехали в больницу в Курган, чтобы вылечить хотя бы ноги.
ОЧЕРЕДЬ – ПОЧТИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ
В клинике «обнадежили»: очередь гигантская, ждать придется с десяток лет - как минимум до 18-летия.
- Но к 12-ти годам я уже хромала, мучилась от постоянных болей в суставах. Папе пришлось просить о помощи через минздрав СССР. Достаточно скоро меня вызвали на первую операцию. В больнице я провела больше года. Оказалось, что мой организм плохо усваивает кальций: рост костей и заживание были медленными.
В итоге вытянуть ногу не получилось. Но главное — врачи исправили вывих. И только через пять лет процедуру повторили и со второй ногой: еще девять месяцев Елена провела в стенах больницы.
- До этого меня просто не брали в стационар — не знали что со мной делать. У меня и сердце было не в порядке, и другие сложности имелись. Да и сама операция была очень болезненная: приходилось лежать в четырех стенах. Но я благодарна врачам в Кургане за то, что они взяли на себя ответственность и смогли что-то сделать. Благодаря этому сейчас я хожу сама, а не передвигаюсь на коляске!
НА КРАЮ СМЕРТИ
Несколько раз ростовчанке приходилось быть на краю смерти.
- У меня маленький объем легких, ослаблен иммунитет. Всякие болячки цепляются моментально. Поэтому я дважды перенесла сильный ковид. А в месячном возрасте дошло до двустороннего воспаления легких. В районной больнице, куда мы с родителями приехали, у меня остановилось сердце. Папа с мамой толком ничего понять не успели, как опытный врач в приемном покое выскочила со мной на мороз – был февраль – и стала делать мне искусственное дыхание. Я быстро задышала.
Второй раз девочка могла не пережить послеоперационный период.
- Поскольку у меня маленький вес, то и дозы лекарств врачи делят на два. После операции на ногу, когда закончилось действие мощных обезболивающих, мне назначили снотворное. А медсестра по ошибке развела полный флакон лекарства и поставила укол. Соседки по палате рассказали, что медсестра вышла, а я посинела и отключилась. Пациентки закричали. Медик, вернувшись на крик, увидела меня и бросилась бегом за реаниматологами. Помню, как стала приходить в себя, но еще не могла открыть глаза, а меня били по щекам: «Не спи! Не спи!»
Когда Лене было 14 лет, она лежала в больнице с аппаратом Илизарова, у нее родился младший братик. К счастью, здоровый как и родители. Девочка тем временем полюбила чтение – больше в палате делать было нечего.
НИКАКИХ НАСМЕШЕК В КЛАССЕ
- Господь, забрав у меня здоровье, дал феноменальную память. Я научилась бегло читать в три года и уже со второго прочтения запоминала страницы наизусть. Родители даже проверяли, не жульничаю ли я. В младшей школе сдавала предметы год за два, пока родители не настояли больше не перепрыгивать классы. Дома уроки практически не делала: устные моментально запоминала, письменные выполняла на переменках, и весь класс у меня списывал. Побеждала в олимпиадах по английскому языку. А годы в больничной палате научили усидчивости.
В больнице Лена скучала по школьным друзьям. Она совершенно не боялась насмешек. Первая учительница, заметив способности девочки, сама уговорила маму отдать дочку в школу пораньше. Она же подготовила класс к особенной ученице. Первоклашки, раскрыв рты, целый урок слушали новенькую, которая прочитала им интересную сказку и знала, казалось, ответы на все вопросы.
- Родители всегда говорили со мной как с обычным здоровым человеком, не делая трагедию из моей болезни, разрешали играть с детьми. Папа учил меня стрелять из рогатки, кататься на двухколесном велосипеде, ловить рыбу. Поэтому я пришла в школу хоть и с весом 15 килограммов и ростом трехлетнего ребенка, но с уверенностью, что у меня будет много-много друзей. Так и получилось. Когда мама предложила позвать самых близких на мой день рождения, даже не ожидала, что придут 30 человек — весь класс. Родителям пришлось выносить мебель из комнаты, мамины подруги помогали нам готовить, а соседка испекла огромный торт.
МАЛЬЧИШКИ ЛУПИЛИ ОБИДЧИКА
Без насмешек, к сожалению, не обошлось. В своем классе все с девочкой дружили, а дети из других пытались дразнить.
- Однажды обидел хулиган из параллели. А позже директор вызвала меня к себе и попросила как-то повлиять на одноклассников-мальчишек. Они все время пытались проучить моего обидчика.
Да и сама Елена с детства не дает себя в обиду.
- Помню, в больнице в Кургане к детям из соседней школы приходили учителя. Нам – аттестация, им – заработок. Попросила учительницу английского принять у меня дополнительную тему, а она на меня раскричалась. Я сказала ей выйти из моей палаты и больше никогда ко мне не приходить. Жалоба учительницы дошла до главврача, но я не пожалела о поступке. Ведь в моей семье родители никогда не повышали голос ни друг на друга, ни на детей. Я просто не понимала, как кто-то может на человека кричать.
Елену давно не задевают обидные замечания людей по поводу ее роста. Но, если она в настроении, за словом в карман не полезет.
- Как-то в Ростове стояла у пешеходного перехода в ожидании зеленого сигнала светофора. Какой-то мужчина рядом громко разговаривал по телефону и, глядя на меня, спросил у собеседника: «А не знаешь, к чему это - встретить карлика? Какая примета?» Люди вокруг напряглись, а я ответила: «А не знаете, случаем, к чему это - встретить глупого человека?» Не найдя поддержки у окружающих, «шутник» ретировался.
НА РАБОТЕ СДЕЛАЛИ МИНИАТЮРНУЮ МЕБЕЛЬ
После окончания школы с медалью девушка по настоянию родителей поступила в экономический университет. Зная о способностях студентки, знакомый позвал ее на работу в строительную фирму еще во время учебы — заниматься бухгалтерией. Елена оказалась ценным специалистом, и позже ее пытались сманить к себе разные работодатели.
- На самом первом месте работы мне даже на заказ сделали мебель по росту и диванчик рядом, чтобы отдыхать. Так что, несмотря на сложности со здоровьем, трудиться получалось. В Ростов из Шахт меня не хотели отпускать, но мне уже предложили должность главного бухгалтера в строительной кампании. Именно там через пару лет я стала исполняющей обязанности генерального директора. Сам руководитель, уехав за границу, оставил меня за главную. Так что, пришлось разбираться со всеми строительными тонкостями, с продажами. Благо, на каждом направлении были грамотные заместители – всему научили. Позже я открыла свою фирму. Нам даже доводилось осуществлять стройконтроль ростовских объектов Чемпионата мира по футболу. Так что, не привыкать ходить на согласования в высокие кабинеты, где мне поначалу искренне удивлялись, ожидая мужчину в солидном костюме.
Руководитель ростом 108 сантиметров и весом 37 килограммов в каждом коллективе завоевывала уважение подчиненных. Конечно, не обходилось и без тех, кто пытался подорвать авторитет женщины-начальника. Но Елена научилась поступать по-женски мудро.
- Кажется, у мужчин в подкорке сидит желание помочь женщине. Помощи и прошу. К тому же я всегда выслушаю советы, стараюсь мягко подвести человека к верному решению.
«ОЧЕНЬ ЕМУ ГОЛОС ПОНРАВИЛСЯ»
Не хватало бизнес-леди только счастья в личной жизни. Но уже через год в Ростове любовь нашла ее сама.
- Когда только училась работать с таблицами на компьютере, что-то не то нажала, и в документе пропали все данные. Тогда я задала вопрос на форуме в интернете, как все исправить. Мне позвонил мужчина из нашей области и предложил помощь. А потом попросил услышать мой голос еще раз. Причем я никогда не скрывала своей внешности в соцсетях, но его это не смутило. Мы с Костей живем душа в душу вот уже 19 лет, и он очень трогательно обо мне заботится.
Константин искренне и очень сильно гордится супругой. При нашей случайной встрече на улице, когда мы с Еленой познакомились и договорились об интервью, мужчина взахлеб рассказывал о жене. Показывал даже ее стихи, которые пользуются популярностью в интернете и регулярно побеждают в литературных онлайн-конкурсах.
- Лет десять назад написала стихотворение «Я русская». По роликам в интернете узнала, что дети из разных регионов читают его на классных часах. Теперь муж думает, что исполнитель Шаман вдохновился моими стихами, – улыбается Елена.
Еще активная ростовчанка пишет картины – в графике и акварели.
- Бывает, просто пальцы жжет, как хочется кисточки взять в руки. Люблю писать пейзажи, а больше всего – детей. У нас с ними особая связь – они меня очень любят. От племянников до незнакомых ребят. Когда путешествуем, детвора может подбегать обниматься и лепетать на другом языке. Такое было в Дубае, когда меня окружили семь или восемь детей индийской семьи. Мы тогда с трудом расстались.
«У НАС ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН ШАНС – НАША ГОЛОВА»
Некоторые такие встречи Елена считает вовсе неслучайными.
- Во время поездки в Израиль меня догнали две женщины. Они слезно просили поговорить с их 14-летней дочкой и племянницей. У ребенка, похоже, недуг как у меня. Она не хотела учиться и вообще дальше жить.
Елена общалась с мамой и тетей на английском языке, и они переводили девочке на иврит ее слова.
- Я сказала ей: «Посмотри на меня. У меня есть муж, бизнес, квартира, машина, которые я купила. Родителям дом построила, занимаюсь благотворительностью. И ты можешь так же. Но у нас с тобой нет здоровья: есть только один шанс – наша голова. Чтобы ее на полную мощность использовать, нужно учиться. Господь дал тебе жизнь – значит, ты должна к ней ответственно относиться и найти, как реализоваться. Учись – другого выхода нет, а дальше все будет хорошо». Женщины, слушали и рыдали. А я надеюсь, что помогла девочке.
С похожей проблемой обратилась к ростовчанке женщина из Объединенных Арабских Эмиратов.
- Она русская, вышла замуж за местного жителя. Они усыновили в пятилетнем возрасте девочку с похожей болезнью из Кении. Семья могла себе позволить нянек, гувернанток, репетиторов, но мама волновалась за будущую адаптацию ее в мире здоровых людей. Я подсказала: «Не надо ее настолько опекать – дайте ей почувствовать, что она такая же, как все. Позволяйте, например, самой доставать какие-то вещи с высоты». И рассказала им, как папа сделал мне для этого личную лесенку. Мы общаемся с ней до сих пор как сестрички: эта девочка учится отлично – ее за это даже наградил ноутбуком местный шейх. Она оказалась школьной заводилой, мечтает стать космобиологом. Впервые, провожая ее в школу, мама настраивала дочку не стесняться своего роста, а та успокоила родительницу: «Не переживай! У меня все будет нормально!»
СОН СБЫЛСЯ ТОЧЬ-В-ТОЧЬ
Ростовчанка признается: даже с ее оптимизмом, будучи юной, задумывалась, за что ей выпало жить с таким серьезным недугом.
- Еще школьницей я по-детски обиделась на Бога. Бабушка пыталась приучить меня к молитве, походам в храм, а я не хотела идти с ним мириться. Но со временем поняла: за что дается болезнь – это неправильная постановка вопроса, для чего - верная. Семья меня опекала, было много друзей, никто меня сильно не дразнил – росла тепличным ребенком. Но борьба за то, чтобы не сесть в инвалидную коляску, операции по шесть и девять часов, годы в больнице – это меня закалило. Еще ребенком я решила, что такие испытания мне даны, чтобы выработать характер, стойкость.
А много лет назад, когда ростовчанка была уже студенткой, ей приснился сон.
- Приснилось, как я летаю на воздушном шаре. Спустя какое-то время, в университете, стала участником дипломатической программы «Семья помогает семье». Жила в Германии, в семье профессора Мюнхенского университета и его супруги – преподавателя частной школы. Они и подарили мне полет на воздушном шаре. На высоте все было как в том сне. А вообще у меня сны часто сбываются, и всегда хорошие.
Жизнерадостная ростовчанка планирует и дальше трудиться, путешествовать, встречать новых друзей и вдохновлять других своим примером.
- Очень надеюсь, что моя история кому-нибудь поможет не опускать руки и полноценно жить, несмотря ни на что.
Уважаемые читатели!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. У нас еще много интересного!
Автор: Кристина КРУГОВЫХ