Нашу опеку, дорогие мои, без пулемета не победить. Иногда мне так кажется, во всяком случае - когда я сталкиваюсь с этим прекрасным институтом в судах.
Зачем они существуют, если честно, мне совершенно непонятно. Иногда кажется, что эту структуру у нас создали по лекалу наших западных друзей специально для того, чтобы под видом защиты прав детей как можно сильнее гадить родителям. Это мое оценочное такое мнение.
Пробовали когда-нибудь продать квартиру, в которой есть доли несовершеннолетних детей? Это адъ и Израиль, дорогие мои. С места вы не сдвинетесь, пока опека свое высочайшее согласие не даст на продажу такой квартиры - а шансов на то, что она его не даст, гораздо больше, чем на счастливую продажу.
А квартир с "детскими" долями у нас сейчас в стране - мама не горюй, потому что одной рукой нам государство материнский капитал дает, а другой рукой ставит нас за использование этого самого маткапитала в пятую позицию: получил деньги от государства на улучшение жилищных условий, использовал их - будь любезен всем членам семьи выделить доли.
Ситуация получается смешная. Например, в 2020 году у нас в стране семейство получало за рождение первого ребенка материнский капитал в размере 466617 рубликов. Многие этот самый маткапитал пустили на погашение ипотеки. Ипотеку выплатили? Молодцы. Теперь выделите всем в вашей ипотечной квартире доли - маме, папе и ребеночку, за которого вам государство от щедрот своих отсыпало.
Как доли выделять - это вам самим, дорогие мои, решать. Те, кто вперед вообще не смотрит, делят квартиру на троих поровну. им потом так аукнется, что мало не покажется.
Родители, которые немного поумней и разбираются в последствиях вот такого дележа, долю в квартире ребенку выделяют в пределах стоимости этого самого капитальца. Выглядит это так: квартира у нас нынче стоит, например, по рынку 5 миллионов (правда, в наших провинциальных палестинах вы за эти деньги сейчас купите, в лучшем случае, однушку, а в Москве одну треть от однушки). Капитал у нас делится на трех членов семьи, на выходе имеем на каждого по 155539 деревянных.
Соответственно, в квартире за 5 миллионов по закону ребеночку будет достаточно выделить 3,5/100 доли и на этом успокоиться. За каким фигом это делать - лично мне совершенно непонятно. Какая-то норма - ни уму, ни сердцу. Если предположить, что средняя площадь отечественной однушки примерно 35 квадратных метра, то получается, что у ребеночка в результате таких манипуляций в собственности оказывается чуть больше одного метра общей ее площади, что, конечно, обеспечивает его жильем по полной.
По сути, вся эта история в первую очередь обеспечивает его родителей первостатейным геморроем, потому что с этого момента без разрешения опеки они с этой квартирой не сделают ничего до тех пор, пока их чадо не станет совершеннолетним.
Хотите продать квартиру? Предоставьте опеке доказательства того, что за эти деньги вы купите другую, площадью не меньше, качеством не хуже, в районе не менее престижном, и ребенок в ней получит такую же долю или больше.
Ну, хорошо. Нашли люди такую квартиру, договорились обо всем с ее продавцом, а потом ему и говорят: абаждите, нам теперь надо разрешение опеки получить.
То есть, продавцу теперь надо ждать, пока опека даст свое разрешение на то, чтобы у него квартиру купили.
А может, и не даст. Потому что опека у нас - это что такое?
Правильно: это у нас муниципальный орган, в котором работают люди, которых их начальство и надзирающие органы могут использовать вместо средства индивидуальной защиты от заболеваний, передающихся неприличным путем, в любую секунду. Поэтому опеке, как и любому муниципальному органу, проще всего не брать на себя ответственность вообще ни за что.
Так что при любой возможности вам в чем-нибудь отказать - они вам откажут в обязательном порядке. Их за это ругать никто не будет. У них все основания для отказа в законе имеются.
Взять, к примеру, недавнюю историю в славном городе Орле, откуда ко мне семья обратилась с проблемой, которая, если разбираться в ней с точки зрения нормальной житейской логики, высосана из того места, которое люди по выходу из младенческого возраста не сосут (специально для команды модераторов Дзена уточняю: из пальца, дорогие мои, из пальца).
Щаз следите за математикой, а кто не умеет - возьмите куркулятор и считайте.
Итак, в семье двое детей. Одна девочка полностью совершеннолетняя и владеет 1/3 доли в квартире общей площадью 66,6 квадратных метра, то есть в ее собственности находится 22,2 квадратных метра благоустроенной жилплощади.
Второй мальчик несовершеннолетний, и в результате использования маткапитала он в другой квартире общей площадью 37,2 квадратных метра владеет 1/16 доли, что в переводе в абсолютные цифры составляет 2,352 квадратных метра - то есть, площадь, пригодную только для того, чтобы на ней кого-нибудь захоронить.
Родители решают квартиру отдать дочке полностью, потому что выросла, и произвести родственный обмен, в результате которого она полностью станет владелицей однушки. Соответственно, в том числе им нужно обменять доли между ней и ее малолетним братом.
Куркулятор взяли? Делим 22,2 квадратных метра, которые сестра отдает в результате такого обмена брату на 2,352 квадратных метра, которые брат отдает в результате такого обмена сестре. Все посчитали? Сколько получилось?
Правильно: в результате такого родственного обмена малолетнему брату достается в 9,44 раза больше, чем у него было. Улучшаются его жилищные условия в результате такого обмена? Кто сказал - нет? Выйди из класса!
Что нам говорит опека? А опека нам говорит: фиг вам, а не разрешение. Потому что имеется п. 3 ст. 37 ГК РФ, согласно которым опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. А еще у нас есть порядок предоставления муниципальной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан», который устанавливается административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Орла от 02.03.2022 № 945, и в этом самом административном регламенте, в пункте его за нумером 2.8 указано, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, осуществление сделки между несовершеннолетним и его законными представителями (родителями), их супругами и близкими родственниками.
Идите, говорят, в суд. Вот вам письменный отказ. Мы права вашего ребенка защищаем, между прочим, а не халам-балам какой.
Ы-ы-ы.
Давным-давно все вменяемые суды в таких случаях приходят к выводу о том, что ежели в результате вот такого родственного договора мены увеличивается площадь жилья несовершеннолетнего, то это полностью согласуется с требованиями пункта 3 этой клятой статьи 37 нашего любимого Гражданского Кодекса, потому что выходит, что увеличивается эта самая площадь жилья именно что безвозмездно. Было у ребеночка 2 квадратных метра, стало 22, денег он за это не платил, значит ему жилплощадь безвозмездно увеличили в 10 раз - и решения органов опеки об отказе в выдаче предварительного разрешения на родственный обмен в такой ситуации суды признают незаконными и отменяют.
Для опеки прийти к такому же выводу - только лоб наморщи и задумайся. Никаких сложностей не наблюдается - ан нет: мы, кабы чего не вышло вам отказываем, а вы идите в суд, оплачивайте государственную пошлину, платите представителю, получайте от суда решение, что отказ мы вам выдали незаконно - и мы тогда нарушения прав вашего ребеночка радостно устраним.
Правильно, а чего? У людей же денег много, судам же нашим заняться нечем: почему бы их не нагрузить?
Честное слово: в этот раз я обязательно взыщу с администрации города Орла и расходы на судебную пошлину, и расходы на себя, любимого. Может, хотя бы в отдельно взятом городе после этого в этом органе, который не пойми, зачем создан, начнут работу работать, а не просто бумажки штамповать.