Найти в Дзене

Рекомендации ФНС по выявлению дробления бизнеса – а что это за документ!?

О правовом статусе документа. Как вы знаете, в середине октября 2024г. на сайте ФНС РФ появился документ — Рекомендации ФНС по применению налоговой амнистии дробления бизнеса (далее — Рекомендации). Давайте попробуем разобраться — каким правовым статусом обладает данный документ. С точки зрения юридической силы в рамках налогового ведомства существуют следующие документы: - приказы ФНС, в том числе утверждающие инструкции, рекомендации и т.п. документы. На них можно ссылаться и они обладают, как правило, обязательной юридической силой; - официальные письма ФНС; - разъяснительные письма ФНС; - ответы ФНС на поставленные вопросы. Документы, подобные Рекомендациям, обычно утверждаются приказами ФНС и точно не относятся к остальным типам документов. Однако, внимательно изучив Рекомендации, мы не найдем там ни одного признака нормативного акта: он не утвержден приказом, у него отсутствует подписант, номер и дата документа, а также факт регистрации его в МинЮсте. Так что же это за документ!?

О правовом статусе документа.

Как вы знаете, в середине октября 2024г. на сайте ФНС РФ появился документ — Рекомендации ФНС по применению налоговой амнистии дробления бизнеса (далее — Рекомендации). Давайте попробуем разобраться — каким правовым статусом обладает данный документ.

С точки зрения юридической силы в рамках налогового ведомства существуют следующие документы:

- приказы ФНС, в том числе утверждающие инструкции, рекомендации и т.п. документы. На них можно ссылаться и они обладают, как правило, обязательной юридической силой;

- официальные письма ФНС;

- разъяснительные письма ФНС;

- ответы ФНС на поставленные вопросы.

Документы, подобные Рекомендациям, обычно утверждаются приказами ФНС и точно не относятся к остальным типам документов.

Однако, внимательно изучив Рекомендации, мы не найдем там ни одного признака нормативного акта: он не утвержден приказом, у него отсутствует подписант, номер и дата документа, а также факт регистрации его в МинЮсте.

Так что же это за документ!? При здравом размышлении мы приходим к выводу — раз его опубликовали на сайте ФНС, то документ весьма полезный: он дает понимание текущего подхода налогового органа к данному вопросу, по нему видны основные направления подхода налогового органа, а также в целом это весьма уважаемый документ.

За одним «НО»: ссылаться на него нельзя (это не нормативный документ), налоговый орган его придерживаться не должен (по тем же признакам), применять его можно — но только без «уверенности в завтрашнем дне». Иными словами, на данный момент это — наиболее популярная статья от ФНС (если он от этого не откажется) о его понимании Закона №176-ФЗ по вопросу налоговой амнистии и смежным положениям.

Теперь — о чувстве юмора в данном документе.

Для тех, кто внимательно читал (или не читал вообще) — направим ваше внимание на отдельные положения:

1. Относительно понятия налоговой амнистии в Рекомендациях — рекомендуем почитать нашу статью по данному вопросу.

2. Что такое дробление бизнеса — так тут и вовсе возникает больше вопросов, чем Рекомендации дают ответов. Смотри нашу статью.

3. В разделе 3 Рекомендаций указывается, что «использование понятия «единая предпринимательская деятельность» не свидетельствует о применении нового подхода к определению признаков дробления бизнеса», и вообще Закон №176-ФЗ «не устанавливает новых правил, касающихся стандарта доказывания в налоговых спорах фактов дробления бизнеса». Так это хорошо: как-то упоминавшаяся статья 54.1 Налогового Кодекса РФ (о налоговой выгоде) уже есть, судебная практика по вопросу также уже сложилась. Так зачем нам статья 6 Закона №176-ФЗ про дробление. И вот тут-то и получается, что:

А) контролирующие лица-то уже были описаны,

Б) а вот понятие и признаки «единой предпринимательской деятельности» — «пока науке не известны». Нет, ну есть конечно указание на «все в одном офисе» и на «единые расходы». Правда, нет систематизации в подходе.

В) ну а про налоговую выгоду вообще забыли — то ли это столь очевидно, то ли не обязательно.

В общем по данному вопросу лучше дождаться официальных разъяснений налогового ведомства, тогда и говорить будет о чем.

4. Раздел 6 Рекомендаций очень правильно озаглавлен — «Чем руководствуются налоговые органы, доказывая дробление бизнеса». Заметьте: ни чем регулируется понятие дробление бизнеса, ни какова судебная практика по данному вопросу. А именно: два ключевых письма по критериям дробления бизнеса по мнению налогового органа, судебная практика в пользу налогового органа. Хотя чего мы придираемся — вот если б Рекомендации писал налогоплательщик, тогда бы и он «тянул одеяло» в свою сторону.

5. В разделе 8 Рекомендаций указаны случаи, на которые механизм налоговой амнистии не распространяется. Один из таких случаев это если дробление бизнеса выявлено за периоды 2021г. и ранее. Вот с 2021 годом все понятно — время сдачи налоговой отчетности за 2024г. не закончилось, следовательно 2021г. проверять можно (т.к. налоговая проверка возможна исключительно и только за последние три года (в смысле налоговых периода по налогу на прибыль или приравненных к нему по налоговому периоду налогов). И только раздел 10 Рекомендаций дает нам ответ на этот загадочный вопрос — когда речь заходит о таком понятии как решение по налоговым периодам. То есть в итоге, когда автор Рекомендаций пишет о налоговых периодах 2021г. и ранее, то имеется ввиду ситуация по этим периодам, когда проверка состоялась (или еще не закончилась), но решение по ней еще не принято. Иными словами, отличие следующее: если по проверкам за 2022-2024г. на момент принятия Закона №176-ФЗ решение о привлечении к налоговой ответственности не вступило в силу, то такое решение приостанавливается. А вот по налоговым проверкам за более ранние периоды решение может быть принято и после вступления Закона №176-ФЗ в силу, но такие решения не приостанавливаются, а применяются в обычном порядке. В общем смутило одно — забыли, что выездная налоговая проверка может тянуться годами (поэтому трехлетний период здесь ни при чем).

6. Интересен и раздел 14 Рекомендаций, в котором говорится, что «законом не предусмотрена обязанность уведомлять налоговый орган об отказе от дробления бизнеса». Но «при этом налогоплательщики не ограничены в праве информирования налогового органа по данному вопросу». Чистосердечное признание смягчает наказание — правда, не в данном случае.

Итак, мы прошлись с чувством юмора по отдельным положениям Рекомендаций и улыбнулись! А теперь давайте сделаем разумные выводы:

- не взирая на статус данного документа он несет в себе позицию налогового органа по проведению разъяснительной работы для целей понимания нового закона. Вероятно, в течение 2025г. еще выйдут соответствующие детализирующие приказы и инструкции. Однако данный документ (Рекомендации) своевременно дал налогоплательщикам разъяснения по основным положениям нового закона и порядку их применения;

- критиковать всегда легче. Поэтому, хотя Рекомендации и имеют определенные недостатки, но указывают вектор движения;

- ну и наконец, да, налоговый орган описывает ситуацию сквозь призму собственного восприятия. Тем не менее, налогоплательщик вправе проявить сообразительность, аналитические и поисковые навыки, дабы уравновесить подход налогового органа объективной реальностью.

Подписывайтесь на наш телеграмм-канал «Налоговый консалтинг», где мы делимся ежедневными новостями в мире налогов и экономики.

#дроблениебизнеса #налоги #ФНС #судебнаяпрактика #судебнаяпрактикаверховногосуда #налоговыйконсалтинг #налоговаяпроверка #выезднаяналоговаяпроверка

Статья выпущена 14.02.25 г.