Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Поезда с начальной / конечной станцией Сухуми в разные годы

То, что поезда на юг были у многих в нашей стране самыми любимыми - это неоспоримо. Ведь люди добирались на них к морю, к месту отдыха, и за это им очень многое прощалось. Многочасовые опоздания, например, вдоль берега Черного моря. Помню, что как-то приехали мы в Сочи в 80-е годы. Наверное, это был 1987 год. И на несколько дней установилась вот просто ужасная погода. За первые два дня ну просто проливного дождя я прочитал "Трёх мушкетеров", а мама вылечила все зубы по знакомству в санатории "Прогресс". Потом дождь прекратился, но море у побережья было такого цвета, что только полностью ненормальному пришла бы в голову идея в нем искупаться. И решили мы съездить в Гагру на электричке. Приходим на вокзал в Адлере, а нам говорят, что электрички все опаздывают на несколько часов, что пути то ли размыло, то ли подмыло, но если хотите, то вот скоро прибудет тоже опаздывающая на несколько часов Абхазия, и там, наверное, будут свободные места. И что-то было там это совсем недорого доехать из

То, что поезда на юг были у многих в нашей стране самыми любимыми - это неоспоримо. Ведь люди добирались на них к морю, к месту отдыха, и за это им очень многое прощалось. Многочасовые опоздания, например, вдоль берега Черного моря. Помню, что как-то приехали мы в Сочи в 80-е годы. Наверное, это был 1987 год. И на несколько дней установилась вот просто ужасная погода. За первые два дня ну просто проливного дождя я прочитал "Трёх мушкетеров", а мама вылечила все зубы по знакомству в санатории "Прогресс". Потом дождь прекратился, но море у побережья было такого цвета, что только полностью ненормальному пришла бы в голову идея в нем искупаться. И решили мы съездить в Гагру на электричке. Приходим на вокзал в Адлере, а нам говорят, что электрички все опаздывают на несколько часов, что пути то ли размыло, то ли подмыло, но если хотите, то вот скоро прибудет тоже опаздывающая на несколько часов Абхазия, и там, наверное, будут свободные места. И что-то было там это совсем недорого доехать из Адлера до известнейшего курорта Абхазии чуть ли не в общем вагоне. Вот так я единственный раз в жизни проехал именно на "Абхазии". Запомнилось мне, что на табличке было большими буквами написано "Абхазия". Назад же выбирались вообще на каких-то попутках до Веселого, а потом уже на городском автобусе. И купили мы там такую пластмассовую сумку-конструктор. С ними тогда половина побережья ходила. Она как бы состояла из нескольких частей в сеточку, и защелкивались они друг в друга.

Ну а поезда с конечной станцией Сухуми (ну не привык я говорить Сухум) были, наверное, с тех пор, как сюда вообще проложили железную дорогу. Например, уже в первый же послевоенный год Из Сухуми ходили поезда до Тбилиси и Батуми. Естественно, что мимо шел и проходящий Москва - Тбилиси (хотя в послевоенные годы он еще и через Баку тоже ходил). А еще был Ростов-Тбилиси через Сухуми.

Поезд на Тбилиси покидал Сухуми в 17:15, а на следующий день в 08:15 был уже в столице Грузии. В Батуми же же поезд наоборот уходил рано-рано утром.

В 1961 году из Сухуми было уже гораздо более развитое сообщение. За 39,5-41 час можно было добраться до Москвы на каком-нибудь из трех поездов. Шли они через Ростов, Кр. Лиман (или Лозовую) и Харьков. А отдельный поезд со временем в пути около 29 часов был просто до Харькова. Сохранялся ночной поезд в Тбилиси со временем в пути около 11 часов. И, наконец, был поезд Сухуми- Ленинград - время в пути аж 57 часов 20 минут. Причем уходил он из Сухуми еще до полудня, а в Ленинград прибывал через 2,5 дня вечером. Шел через Ростов, Харьков, Брянск, Лихославль.

К 1969 году поезда до Москвы ускорили до 34-39 часов, а вот на Ленинград - наоборот замедлили - 58 часов 03 минуты. В Тбилиси время осталось около 10 часов 45 минут.

В 1980 году в Москву было уже 4 поезда - от 35 до 39,5 часов. А в Ленинград стал еще медленнее - 58:18. Всё тало еще медленнее на 1-1,5 часа в 1989 году. Ну а затем там на долгие годы не до поездов стало. Восстановили сообщение лишь в 2004 году. Поезд приходил опять-таки из Москвы.

А вот в 2009 году очень интересно - Сухуми - Веселой. № 627/628. ну, видимо, через границу просто перевозил людей, чтобы было проще. Почему уж не пустили до Адлера?! Наверное, забита станция была.

В 2025 году в ходу два поезда. В Москву со временем в пути около 38 часов. Через Краснодар, Ростов, Воронеж, Рязань. Второй на Санкт-Петербург через Армавир, Ростов, Воронеж, Тулу, Москву. Время в пути около 59 часов. Но тут только на границе с Абхазией 1,5 часа. Ну и дальше еще несколько длинных стоянок, включая более чем часовую в Москве.

Вокзал в Сухуми, судя по фотографиям, привели в более менее сносное состояние. Два основных поезда запустили. Но восстанавливать там еще и восстанавливать.

Сухуми. Фото с сайта https://rossaprimavera.ru/article/d5896726. Взято с Яндекс.Картинки
Сухуми. Фото с сайта https://rossaprimavera.ru/article/d5896726. Взято с Яндекс.Картинки

Спасибо, что следите за каналом!