Найти в Дзене
Тут про e-learning

Macromedia Flash — конструктор мультимедийного контента, которого больше нет с нами.

Macromedia Flash, он же FutureSplash Animator, он же Adobe Flash — это такой комбайн по разработке контента, программа «3 в 1», появившаяся в 1996 году. В нем одновременно можно создавать векторную* графику, анимировать её и навешивать на всё это дело скрипты, создавая простые (и не очень) игры, приложения и интерактивные анимированные ролики. И всё это можно было без проблем интегрировать в веб. *Векторная графика — это способ представления изображений с помощью математических формул. Например, если вы нарисовали линию, то в памяти будет храниться информация о координатах её начала и конца, цвет и толщина линии, а также тип линии (например, сплошная или прерывистая). В растровой графике в памяти хранится информация о каждом пикселе. Из-за этого векторная графика (чаще всего) занимает ощутимо меньше места, и качество изображения не ухудшается при масштабировании. Функционал не очень большой (например, в Adobe Illustrator возможностей по работе с векторной графикой было значительно боль
Оглавление

Что это такое Flash?

Macromedia Flash, он же FutureSplash Animator, он же Adobe Flash — это такой комбайн по разработке контента, программа «3 в 1», появившаяся в 1996 году. В нем одновременно можно создавать векторную* графику, анимировать её и навешивать на всё это дело скрипты, создавая простые (и не очень) игры, приложения и интерактивные анимированные ролики. И всё это можно было без проблем интегрировать в веб.

*Векторная графика — это способ представления изображений с помощью математических формул. Например, если вы нарисовали линию, то в памяти будет храниться информация о координатах её начала и конца, цвет и толщина линии, а также тип линии (например, сплошная или прерывистая). В растровой графике в памяти хранится информация о каждом пикселе. Из-за этого векторная графика (чаще всего) занимает ощутимо меньше места, и качество изображения не ухудшается при масштабировании.

Функционал не очень большой (например, в Adobe Illustrator возможностей по работе с векторной графикой было значительно больше), но более чем достаточный как для новичков, так и для опытных пользователей.

Оставили всё основное и выкинули всё лишнее. Чтобы понять, как работает векторная графика и покадровая анимация, требовалось буквально 15 минут. При этом в умелых руках эти механики позволяли создавать сложные и интересные проекты. Отличная иллюстрация принципа «easy to learn, hard to master».

Важно отметить, что благодаря векторной графике проекты, собранные во Flash, занимали мало места*, что было крайне важно во времена модемов и скорости интернета в несколько килобайт в секунду.

*Здесь следует сделать очень важную оговорку: мультик (или какая-то анимированная интерактивность), собранные во Flash, занимали принципиально меньше места, чем GIF-анимация или видео. НО! По меркам 90-х, сайты, собранные с применением Flash (или полностью на нём), занимали неприлично много места; загрузка на таких сайтах вполне могла доходить до получаса (хотя, как правило, конечно, поменьше, но всё равно очень долго).

Flash-анимацию активно интегрировали в сайты, а иногда весь сайт делали на Flash. В вебе он открывал фантастические возможности для визуализации по сравнению с первыми версиями HTML и CSS.

Разработчики курсов тоже оценили преимущества программы и начали использовать Flash для разработки интерактивных образовательных продуктов. Разработать курс во Flash намного проще, быстрее и удобнее, чем писать код.

Масяня, популярность в России, и мой опыт

Несмотря на то что сам Flash появился в начале 90-х (тогда он еще назывался FutureSplash Animator), в России он обрел настоящую популярность только в 2002 году. И виной всему стала вот эта дама:

-5

Это Масяня, один из самых известных персонажей рунета 2000-х. Недолгое время мультики с Масяней даже показывали по НТВ. Сейчас снято около 200 серий мультфильмов, несколько игр, и Масяня все еще пользуется популярностью.

Благодаря ей я и узнал о Flash.

Я был невероятным поклонником Масяни, и меня просто шокировало, что такой мультик можно сделать на компьютере, и для этого нужно всего-то установить (изначально, по привычке, я написал слово «скачать», но какое скачать? 2002 год) и разобраться в программе.

Естественно, в ближайшие выходные я побежал искать CD с Flash.

Разобраться с графикой и анимацией было просто даже ребенку (мне тогда было 12), а вот с интерактивностью возникли сложности.

Рисуем изображения на слайде, добавляем новый кадр и изменяем изображение.
Рисуем изображения на слайде, добавляем новый кадр и изменяем изображение.

Во Flash используется язык программирования ActionScript (он очень похож на JS). У меня был совсем небольшой опыт работы с TurboPascal… понимание того, как всё работает, было смутным, а из-за существенных отличий совершенно не получалось переложить имеющиеся скудные знания.

Спустя пару лет, вот такая находка в книжном исправила ситуацию.

В левой книге почти 500 страниц. Автор не очень старался был лаконичным
В левой книге почти 500 страниц. Автор не очень старался был лаконичным

Обучение по работе в программе по бумажной книге сейчас воспринимается как что-то вызывающие вопросы…и это действительно неудобно. Но в комплекте с книгой был диск, что выручило. Можно сказать, что это моё первое знакомство с e-learning.

Кстати, недавно в книжном видел учебник по Tilda, очевидно, не все согласятся с тем, что разбираться с ПО по книге неудобно.

Результатом штудирования книги стали эти шедевры:

Футбол

Презентация школьного проекта

Falling object game (она же падалка)

Несмотря на ужасающий визуал, футбол получился относительно неплохим по механикам. Стрелками влево, вниз и вверх ты управляешь мячом. Нужно «обкрутить» все «стенки» и препятствия и забить гол. Можете попробовать, это не так плохо, как может показаться (я бы сказал, что что-то в этом есть). Вот тут можно скачать игру, а вот в этом сервисе её можно запустить.

Закат технологии

Еще 15 лет назад Flash использовался повсеместно, а сейчас запустить любой продукт — большая проблема. Почему так произошло?

В девяностых и нулевых Flash принципиально обыгрывал HTML по возможностям визуализации, но проигрывал по безопасности. При этом акцент на безопасности веб-технологий тогда не был столь актуален, как сейчас.

Со временем у Flash находили всё больше уязвимостей, в то время как HTML и CSS «прокачивались» в направлении визуализации.

К середине 2010-х современный стек технологий (HTML, CSS и JS) догнал и во многом перегнал Flash по возможностям создания визуально интересного контента.

В итоге многие браузеры стали отказываться от поддержки Flash, а мобильные устройства вообще эту технологию не поддерживали. В 2020 году компания Adobe полностью прекратила поддержку Flash, поставив крест на этой великолепной программе.

Иными словами, Flash просто проиграл конкурентную борьбу, но оставил очень яркий след (в прямом и переносном смысле) в истории технологий.