Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Буддийская скульптура из собрания Эрмитажа на выставке "Твердыня пламенная".

"И щедра Азия. Сама пустыня наполнена красотою. А в Гималаях, в их горной державе, заключен магнит прекрасный. Никакая книга не передаст этих очарований. Сам прикоснись!" (c) Н. К. Рерих. Долой осудительство! 1941 г. На выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе Государственного Эрмитажа "щедрость Азии" блистает красками раритетных танок и позолотой скульптур. Среди них представлены выдающиеся образцы тибето-китайских художественных традиций из собрания Государственного Эрмитажа. Три скульптуры относятся к коллекции Эспера Эсперовича Ухтомского (1861-1921). "Э. Э. Ухтомский собрал уникальную по своей ценности и разнообразию содержания коллекцию буддийских предметов (более 2000), в основе комплектования которой лежал строгий научный подход. По оценке специалистов того времени, она являлась наиболее полным музейным собранием предметов религиозного культа северного буддизма. В 1900 г. коллекция Э. Э. Ухтомского экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую меда
"И щедра Азия. Сама пустыня наполнена красотою. А в Гималаях, в их горной державе, заключен магнит прекрасный. Никакая книга не передаст этих очарований. Сам прикоснись!" (c)

Н. К. Рерих. Долой осудительство! 1941 г.

Выставка "Твердыня пламенная" в Государственном Эрмитаже (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Выставка "Твердыня пламенная" в Государственном Эрмитаже (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.

На выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе Государственного Эрмитажа "щедрость Азии" блистает красками раритетных танок и позолотой скульптур.

Среди них представлены выдающиеся образцы тибето-китайских художественных традиций из собрания Государственного Эрмитажа. Три скульптуры относятся к коллекции Эспера Эсперовича Ухтомского (1861-1921).

Зелёная Тара (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-933. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 263. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465503?lng=ru
Зелёная Тара (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-933. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 263. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465503?lng=ru

"Э. Э. Ухтомский собрал уникальную по своей ценности и разнообразию содержания коллекцию буддийских предметов (более 2000), в основе комплектования которой лежал строгий научный подход. По оценке специалистов того времени, она являлась наиболее полным музейным собранием предметов религиозного культа северного буддизма. В 1900 г. коллекция Э. Э. Ухтомского экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль. Она послужила основным материалом для классического исследования А. Грюнведеля по буддийской мифологии. В 1902 г. коллекция Э. Э. Ухтомского была выкуплена Николаем II и подарена Этнографическому отделу Русского музея. В 1930-е гг. большая часть коллекции была передана в Государственный Эрмитаж". (c)

Источник: Российский этнографический музей (РЭМ), Санкт-Петербург.

Зелёная Тара (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-933. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 263. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465503?lng=ru
Зелёная Тара (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-933. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 263. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465503?lng=ru

Например, цинская Зелёная Тара, которая иллюстрирует увлечение придворных мастеров инкрустацией кабошонами. Подобное декоративное оформление встречается в тибетской буддийской скульптуре периода наивысшего расцвета.

Бирюза, жемчуг, малахит, а также другие камни и минералы традиционно фигурируют в украшениях буддийских божеств. Причём, это можно увидеть и в живописи.

Вершину причёски богини украшает миниатюрная голова Будды Амитабхи - это один из отличительных атрибутов Зелёной Тары, который довольно редко встречается в скульптурах.

Зелёная Тара. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-933. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 263. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465503?lng=ru
Зелёная Тара. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-933. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 263. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465503?lng=ru

Тибетский буддизм являлся официальной религией императорского двора Китая периода правления династии Цин (1644-1912), поэтому в производстве буддийской скульптуры были задействованы лучшие мастера. Цинское прочтение тибетского изобразительного канона буддийской скульптуры - это стремление к изяществу форм и максимальной детализации всех внутриконтурных объёмов.

Пьедестал с лентами и лепестки, украшенные тройными завитками, - это детали, которые позволяют отличить минскую и цинскую скульптуру, например, от тибетской или непальской.

Выставка "Твердыня пламенная" в Государственном Эрмитаже (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Выставка "Твердыня пламенная" в Государственном Эрмитаже (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.

Цинская Белая Тара также выполнена со всем вниманием к деталям. Она изображается с семью глазами, которые позволяют ей не терять из виду ни одного страждующего.

Белая Тара. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-923. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 253. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465493?lng=ru
Белая Тара. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-923. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 253. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465493?lng=ru

Дополнительные глаза находятся на лбу, ладонях и ступнях. Здесь они выполнены не менее живо, чем основная пара.

Выставка "Твердыня пламенная" в Государственном Эрмитаже (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Выставка "Твердыня пламенная" в Государственном Эрмитаже (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.

Несмотря на строгую нормативность буддийских образов, у мастеров остаётся поле для стилистических экспериментов. Индивидуальный подход может выражаться в декоративных деталях и портретных ликах, стилизованных под монголоидный тип.

Белая Тара. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-923. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 253. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465493?lng=ru
Белая Тара. Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-923. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 253. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465493?lng=ru

Белая Тара и Зелёная Тара - наиболее популярные ипостаси главного женского персонажа пантеона тибетского буддизма. Обе появились из слёз бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, когда он оплакивал страдания мира.

Белая Тара (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-923. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 253. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465493?lng=ru
Белая Тара (фрагмент). Китай, династия Цин, XVII-XVIII вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-923. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 253. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/465493?lng=ru

Сам Авалокитешвара присутствует на выставке в одной из своих наиболее впечатляющих форм, в которой бодхисаттва предстаёт повелителем мира, настолько сострадающим всему сущему, что его голова раскалывается на одиннадцать ликов.

Сахасрабхуджа Локешвара (IAST sahasra - тысяча, bhuja - рука, loka - мир, пространство, измерение, isvara - повелитель) иллюстрирует тысячерукую ипостась бодхисаттвы. Пересчитывать не будем.

Авалокитешвара. Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru
Авалокитешвара. Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru

Скульптура высотой 97 см изготавливалась по частям. Основные объёмы - в технике выколотки, отдельные части тела, например, кисти рук выполнены в технике литья.

Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru
Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru

Здесь задействованы как золочение, так и серебрение. Некоторые детали (короны, серьги, ленты, локоны волос) зафиксированы при помощи металлических креплений.

Подобные произведения характерны для Долоннора. В XVIII веке в этом городе на территории Внутренней Монголии было развёрнуто массовое производство буддийской скульптуры под патронажем цинского императорского двора. Смешаная техника позволяла создавать эффектные скульптуры под любой запрос.

Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru
Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru

В данном случае очевидно, что в скульптуру вложены значительные ресурсы и она была изготовлена по особому заказу.

Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru
Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru

Центральным элементом ожерелья бодхисаттвы является крупный камень бирюзы. В минерале есть сквозное отверстие, поэтому можно предположить, что когда-то это была бусина. В Тибете бирюза символизирует благочестие, ей приписывают защитные и лечебные свойства. Поэтому крупные бусины бирюзы могут встретиться в разнообразных тибетских украшениях.

Среди отличительных атрибутов Авалокитешвары фигурирует аджина (IAST adjina) - шкура чёрной антилопы, накинутая на правое плечо. Этот атрибут так же встречается у Майтреи в его аскетической ипостаси.

В своей тысячерукой форме Авалокитешвара держит в основных парах рук ряд атрибутов. Здесь среди них сохранился только один. Чётки н-н-н-нада?

Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru
Авалокитешвара (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XVIII-XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: у-789. Публикация: Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/460255?lng=ru

На выставке "Твердыня пламенная" экспонируется ещё один выдающийся образец школы Долоннора. Это храмовая скульптура Майтреи высотой около 170 см, в которой будда и бодхисаттва будущего изображён практически в человеческих габаритах.

В марте 2024 года она была представлена в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа "Старая деревня". Посетители выставки обладают уникальной возможностью увидеть её не в конце фиолетовой ветки в Главном штабе на Дворцовой площади.

Майтрея. Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Майтрея. Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.

Скульптура происходит из коллекции Феликса Евгеньевича Вишневского (1902-1978), основателя Музея Тропинина в Москве. Скульптура была приобретена Эрмитажем в 1999 г. Состояние сохранности требовало комплексной реставрации.

"Художником-реставратором высшей категории Лаборатории научной реставрации осветительных приборов и нового металла Алексеем Ивановичем Бантиковым были проведены следующие работы: полностью разобрана скульптура, удалены коррозионные наслоения и сильные загрязнения, исправлены многочисленные деформации и изломы. Были изготовлены новые металлические элементы обшивки престола и пьедестала. В современных реставрационных материалах восполнены декоративные накладки в виде слонов, а также утраченные пальцы правой ножки статуи. Проведены гальваническое золочение и серебрение поталью восполненных фрагментов, тонировки многочисленных утрат красочного слоя, произведена консервация. Помощь в реставрационных работах оказывали сотрудники различных лабораторий Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. В Лаборатории научной реставрации мебели были изготовлены новые деревянные основание престола и скамеечка, которые выполнил художник-реставратор II категории Михаил Константинович Васильев". (с)

Источник: Новости Эрмитажа.

Майтрея восседает в позе бхадрасана (также праламбападасана), которая выражает готовность спуститься на землю. А его руки сложены в жесте дхармачакраправартана-мудра, символизирующем первую буддийскую проповедь.

Золочение и серебрение в данном случае разграничивают, собственно, Майтрею и то, что на него надето: золотом выделены одежды и украшения.

Майтрея (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Майтрея (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.

Среди интересных деталей можно отметить верхнюю полоску ожерелья, которая характерна для долоннорских скульптур (Деменова, 2017, с. 9).

Майтрея (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Майтрея (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.

И, конечно, ноготочки.

Майтрея (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Майтрея (фрагмент). Внутренняя Монголия, Долоннор, XIX в. ГЭ, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1634. Выставка "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025). Фотография автора.
Выставка "Твердыня пламенная" в Эрмитаже. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен