"И щедра Азия. Сама пустыня наполнена красотою. А в Гималаях, в их горной державе, заключен магнит прекрасный. Никакая книга не передаст этих очарований. Сам прикоснись!" (c)
Н. К. Рерих. Долой осудительство! 1941 г.
На выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе Государственного Эрмитажа "щедрость Азии" блистает красками раритетных танок и позолотой скульптур.
Среди них представлены выдающиеся образцы тибето-китайских художественных традиций из собрания Государственного Эрмитажа. Три скульптуры относятся к коллекции Эспера Эсперовича Ухтомского (1861-1921).
"Э. Э. Ухтомский собрал уникальную по своей ценности и разнообразию содержания коллекцию буддийских предметов (более 2000), в основе комплектования которой лежал строгий научный подход. По оценке специалистов того времени, она являлась наиболее полным музейным собранием предметов религиозного культа северного буддизма. В 1900 г. коллекция Э. Э. Ухтомского экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль. Она послужила основным материалом для классического исследования А. Грюнведеля по буддийской мифологии. В 1902 г. коллекция Э. Э. Ухтомского была выкуплена Николаем II и подарена Этнографическому отделу Русского музея. В 1930-е гг. большая часть коллекции была передана в Государственный Эрмитаж". (c)
Источник: Российский этнографический музей (РЭМ), Санкт-Петербург.
Например, цинская Зелёная Тара, которая иллюстрирует увлечение придворных мастеров инкрустацией кабошонами. Подобное декоративное оформление встречается в тибетской буддийской скульптуре периода наивысшего расцвета.
Бирюза, жемчуг, малахит, а также другие камни и минералы традиционно фигурируют в украшениях буддийских божеств. Причём, это можно увидеть и в живописи.
Вершину причёски богини украшает миниатюрная голова Будды Амитабхи - это один из отличительных атрибутов Зелёной Тары, который довольно редко встречается в скульптурах.
Тибетский буддизм являлся официальной религией императорского двора Китая периода правления династии Цин (1644-1912), поэтому в производстве буддийской скульптуры были задействованы лучшие мастера. Цинское прочтение тибетского изобразительного канона буддийской скульптуры - это стремление к изяществу форм и максимальной детализации всех внутриконтурных объёмов.
Пьедестал с лентами и лепестки, украшенные тройными завитками, - это детали, которые позволяют отличить минскую и цинскую скульптуру, например, от тибетской или непальской.
Цинская Белая Тара также выполнена со всем вниманием к деталям. Она изображается с семью глазами, которые позволяют ей не терять из виду ни одного страждующего.
Дополнительные глаза находятся на лбу, ладонях и ступнях. Здесь они выполнены не менее живо, чем основная пара.
Несмотря на строгую нормативность буддийских образов, у мастеров остаётся поле для стилистических экспериментов. Индивидуальный подход может выражаться в декоративных деталях и портретных ликах, стилизованных под монголоидный тип.
Белая Тара и Зелёная Тара - наиболее популярные ипостаси главного женского персонажа пантеона тибетского буддизма. Обе появились из слёз бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, когда он оплакивал страдания мира.
Сам Авалокитешвара присутствует на выставке в одной из своих наиболее впечатляющих форм, в которой бодхисаттва предстаёт повелителем мира, настолько сострадающим всему сущему, что его голова раскалывается на одиннадцать ликов.
Сахасрабхуджа Локешвара (IAST sahasra - тысяча, bhuja - рука, loka - мир, пространство, измерение, isvara - повелитель) иллюстрирует тысячерукую ипостась бодхисаттвы. Пересчитывать не будем.
Скульптура высотой 97 см изготавливалась по частям. Основные объёмы - в технике выколотки, отдельные части тела, например, кисти рук выполнены в технике литья.
Здесь задействованы как золочение, так и серебрение. Некоторые детали (короны, серьги, ленты, локоны волос) зафиксированы при помощи металлических креплений.
Подобные произведения характерны для Долоннора. В XVIII веке в этом городе на территории Внутренней Монголии было развёрнуто массовое производство буддийской скульптуры под патронажем цинского императорского двора. Смешаная техника позволяла создавать эффектные скульптуры под любой запрос.
В данном случае очевидно, что в скульптуру вложены значительные ресурсы и она была изготовлена по особому заказу.
Центральным элементом ожерелья бодхисаттвы является крупный камень бирюзы. В минерале есть сквозное отверстие, поэтому можно предположить, что когда-то это была бусина. В Тибете бирюза символизирует благочестие, ей приписывают защитные и лечебные свойства. Поэтому крупные бусины бирюзы могут встретиться в разнообразных тибетских украшениях.
Среди отличительных атрибутов Авалокитешвары фигурирует аджина (IAST adjina) - шкура чёрной антилопы, накинутая на правое плечо. Этот атрибут так же встречается у Майтреи в его аскетической ипостаси.
В своей тысячерукой форме Авалокитешвара держит в основных парах рук ряд атрибутов. Здесь среди них сохранился только один. Чётки н-н-н-нада?
На выставке "Твердыня пламенная" экспонируется ещё один выдающийся образец школы Долоннора. Это храмовая скульптура Майтреи высотой около 170 см, в которой будда и бодхисаттва будущего изображён практически в человеческих габаритах.
В марте 2024 года она была представлена в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа "Старая деревня". Посетители выставки обладают уникальной возможностью увидеть её не в конце фиолетовой ветки в Главном штабе на Дворцовой площади.
Скульптура происходит из коллекции Феликса Евгеньевича Вишневского (1902-1978), основателя Музея Тропинина в Москве. Скульптура была приобретена Эрмитажем в 1999 г. Состояние сохранности требовало комплексной реставрации.
"Художником-реставратором высшей категории Лаборатории научной реставрации осветительных приборов и нового металла Алексеем Ивановичем Бантиковым были проведены следующие работы: полностью разобрана скульптура, удалены коррозионные наслоения и сильные загрязнения, исправлены многочисленные деформации и изломы. Были изготовлены новые металлические элементы обшивки престола и пьедестала. В современных реставрационных материалах восполнены декоративные накладки в виде слонов, а также утраченные пальцы правой ножки статуи. Проведены гальваническое золочение и серебрение поталью восполненных фрагментов, тонировки многочисленных утрат красочного слоя, произведена консервация. Помощь в реставрационных работах оказывали сотрудники различных лабораторий Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. В Лаборатории научной реставрации мебели были изготовлены новые деревянные основание престола и скамеечка, которые выполнил художник-реставратор II категории Михаил Константинович Васильев". (с)
Источник: Новости Эрмитажа.
Майтрея восседает в позе бхадрасана (также праламбападасана), которая выражает готовность спуститься на землю. А его руки сложены в жесте дхармачакраправартана-мудра, символизирующем первую буддийскую проповедь.
Золочение и серебрение в данном случае разграничивают, собственно, Майтрею и то, что на него надето: золотом выделены одежды и украшения.
Среди интересных деталей можно отметить верхнюю полоску ожерелья, которая характерна для долоннорских скульптур (Деменова, 2017, с. 9).
И, конечно, ноготочки.
Литература
- Деменова В. В., Ильичев Д. В. Стилистические и технико-технологические аспекты атрибуции буддийской скульптуры из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств // Искусство Востока в коллекциях Российских музеев. Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2017. С. 9.
- Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 220-221, 253, 263.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен