Найти в Дзене

**«Философ-атеист встретил Бога в красном свете: как опыт клинической смерти Альфреда Айера перекликается с древними книгами мёртвых»**

### **Красный свет, река мёртвых и мысли-люди: шокирующий опыт Айера**  В 1988 году Альфред Джулс Айер — ярый атеист, автор манифеста логического позитивизма «Язык, истина и логика» — пережил клиническую смерть. Его опыт, описанный в статье для *The Sunday Telegraph*, стал философской сенсацией. Вот ключевые элементы его видения:  1. **Вселенский красный свет**:    Айер увидел ослепительное красное свечение, которое, как он утверждал, «правило вселенной». Этот свет был настолько интенсивным, что вызывал физическую боль, заставляя его отвернуться. При этом философ ощутил присутствие «двух служителей пространства», которые, однако, не приближались к нему, оставив его в состоянии беспомощности.  2. **Переправа через реку и метаморфоза мыслей**:    После возвращения к жизни Айер заявил: *«Я пытался перейти реку, но сначала не смог. Со второй попытки получилось. Мои мысли превратились в людей»*. Этот образ перекликается с архетипом реки мёртвых, присутствующим в мифологиях мира — от гре

### **Красный свет, река мёртвых и мысли-люди: шокирующий опыт Айера** 

В 1988 году Альфред Джулс Айер — ярый атеист, автор манифеста логического позитивизма «Язык, истина и логика» — пережил клиническую смерть. Его опыт, описанный в статье для *The Sunday Telegraph*, стал философской сенсацией. Вот ключевые элементы его видения: 

1. **Вселенский красный свет**: 

  Айер увидел ослепительное красное свечение, которое, как он утверждал, «правило вселенной». Этот свет был настолько интенсивным, что вызывал физическую боль, заставляя его отвернуться. При этом философ ощутил присутствие «двух служителей пространства», которые, однако, не приближались к нему, оставив его в состоянии беспомощности. 

2. **Переправа через реку и метаморфоза мыслей**: 

  После возвращения к жизни Айер заявил: *«Я пытался перейти реку, но сначала не смог. Со второй попытки получилось. Мои мысли превратились в людей»*. Этот образ перекликается с архетипом реки мёртвых, присутствующим в мифологиях мира — от греческого Стикса до славянской Реки-Смородины, отделяющей мир живых от Нави. 

3. **Ирония рационалиста**: 

  Первыми словами философа после реанимации были: *«Вы все сошли с ума!»*. Он настаивал, что не видел ничего, подтверждающего существование загробного мира, но позже признал: *«Мой опыт слегка ослабил уверенность, что смерть — окончательный конец»*. 

---

### **Параллели с Тибетской книгой мёртвых: «Красный свет мудрости»** 

В **Бардо Тхёдол** (Тибетская книга мёртвых) красный свет играет ключевую роль. На четвёртый день бардо умершему является красный свет Будды Амитабхи, символизирующий «мудрость распознавания»: 

> *«Не устрашись красного света, но познай его как мудрость. Если ты познаешь его как твоё естественное сияние, все формы и лучи сольются с тобой, и ты достигнешь просветления»*. 

Айер, однако, не узнал в своём опыте буддийский символизм. Более того, его метафора «мыслей, ставших людьми» поразительно напоминает описание **кармических видений** в бардо, где галлюцинации — проекции собственного ума. Как отмечал Карл Юнг, «гневные и мирные божества — это сансарические проекции человеческой души». 

---

### **Египетская книга мёртвых: становление Осирисом и свет бессмертия** 

В египетском папирусе **«Изречения выхода в день»** умерший провозглашает: 

> *«Я — Осирис, владыка вечности. Я вышел из тьмы, и моё имя — Хех, властелин миллионов лет»*. 

Этот текст описывает трансформацию души в бога через слияние с солнечным светом Ра. Айер, сам того не осознавая, повторил архетипический сюжет: 

- Его **красный свет** аналогичен «огненному оку Ра», символу созидательной силы. 

- **Служители пространства** напоминают стражей египетского Дуата — демонов, охраняющих врата загробного мира. 

- Идея «становления богом», упомянутая в вопросе, отражена в египетском ритуале, где умерший, пройдя суд, обретает статус «правогласного» (маа-херу) и присоединяется к свите Осириса. 

---

### **Упущенные параллели: почему Айер игнорировал Восток?** 

Несмотря на философскую эрудицию, Айер не провёл связи между своим опытом и: 

1. **Упанишадами**, где свет Брахмана — символ Абсолюта, а реинкарнация определяется кармой. 

2. **Тибетской книгой мёртвых**, где «ясный свет дхармакаи» — шанс для освобождения. 

3. **Ведами**, где загробная река Вайтарани отделяет мир живых от царства Ямы. 

Сам философ позже признавался: *«Если бы мой опыт был истинным, мне пришлось бы переписать все свои книги»*. Однако его рационализм победил: *«Я остаюсь атеистом. Тот свет, если он есть, не требует бога»*. 

---

### **Философский парадокс: атеист и иезуит** 

За год до смерти Айер неожиданно сблизился с **Фредериком Коплстоном** — философом-иезуитом, с которым десятилетиями спорил о существовании Бога. Эта дружба стала символическим жестом: рационалист, столкнувшись с тайной смерти, искал диалога с теми, кого прежде считал «метафизическими фантазёрами». 

---

### **Заключение: свет как универсальный код** 

Опыт Айера — не просто медицинский феномен, но **архетипическое путешествие**, отражённое в древних текстах. Красный свет, река мёртвых и мысли-люди — это части единого символического языка, на котором человечество веками описывало переход между мирами. Как писал сам философ: *«Смерть — это возможность стать больше, чем мы есть»*. Но даже в этом он видел не мистику, а вызов для науки. 

**P.S.** Возможно, «служители пространства» Айера — те же стражи бардо, а его «река» — река Смородина, где, по славянским поверьям, Калинов мост соединяет Явь и Навь. Как знать, не пытался ли британский позитивист неосознанно воспроизвести обряд перехода, описанный в забытых мифах?