Продюсеры и режиссёр фильма
Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» выпущен в прокат 14 февраля 2025 г. Создан при участии трех кинокомпаний:
Централ Партнершип (входит в состав холдинга «Газпром-Медиа»).
KINOSLOVO
Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова
Съёмки необычного фильма о Пушкине продюсеры поручили молодому режиссёру Феликсу Умарову.
Феликс Умаров, 1994 г.р., в 2017 году окончил операторский факультет ВГИКа. Один из самых успешных и высокооплачиваемых создателей рекламных роликов и клипов для западных брендов, в т.ч. Reebok Always Classic, Vogue, Chanel, Spotify, Honor и др. С его слов, источником вдохновения для него с детства являлась серия фильмов о Гарри Потере.
Среди работ Умарова в художественном кинематографе наибольшую известность получил короткометражный фильм «Домашнее поле», созданный по мотивам норвежского спортивного сериала «На своём поле». В широкий прокат лента не выпускалась.
В новый фильм «Пророк. История Александра Пушкина» Ф. Умаров счёл нужным внести элементы мюзикла, включив в ленту сразу несколько музыкальных номеров. При этом режиссёр уточнил, что референсом для «Пророка» стал голливудский мюзикл «Ла-Ла-Ленд», 2016. (паблик-ток режиссёра от 12.03.2024)
Референс в кинематографе – фильм, близкий по сюжету и типажу персонажей.
Участники социальных сетей обсуждают необычный облик режиссёра: серьги в ушах, крашеные волосы.
В настоящее время между названными кинокомпаниями и режиссёром Феликсом Умаровым достигнуто соглашение о съёмках в 2025 г. нового полнометражного фильма-сказки «Щелкунчик».
Картина Ф. Умарова «Пророк. История Александра Пушкина» на предварительном просмотре получила высокую оценку Никиты Сергеевича Михалкова (генерального продюсера фильма):
«Свежая, молодая, с современными музыкальными номерами и очень глубокая. Эта картина - то самое молодое, новое кино, которое рассказывает про жизнь Пушкина весело, честно, трагично и с любовью».
Исполнитель роли Пушкина
Посетить премьеру фильма заставило единственное, но весьма существенное обстоятельство. А именно, исполнителем главной роли в титрах значился Юра Борисов: артист лично симпатичный, успевший продемонстрировать незаурядный творческий потенциал.
Оговорюсь сразу, что «Юра» - не какая-то фамильярность, проявленная автором, а сценическое имя, избранное самим артистом.
По личным впечатлениям, из прошлых работ ему особенно удалась роль конструктора Калашникова в одноименном фильме режиссёра К. Буслова (2020). Невысокий деревенский паренек с открытым русским лицом шел к своей мечте с неистовой страстью - сродни колокольному мастеру Бориске из фильма «Андрей Рублев». И в конечном счёте, его творческая одержимость позволила создать шедевр инженерной мысли, признанный во всем мире.
В последнее время к наградам Юры Борисова добавилась «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля за участие в фильме голливудского режиссера Шона Бейкера «Анора». За этим последовала номинация на премию «Оскар».
Не скрою, хотелось посмотреть, как-то создатель образа гениального русского конструктора Калашникова справился с ролью гениального русского поэта Пушкина? Не растерял ли своей одержимости, почивая на каннских лаврах?
Признаюсь, появление в кадре Юры в буйных кудрях и пушкинских бакенбардах потребовало определённой адаптации. На смуглого потомка африканских эфиопов он не был похож.
В этом смысле актёр шёл на риск. Когда-то зритель так и не принял всерьёз Петра Алейникова в роли Пушкина (фильм «Глинка», 1946): «Надо же, тракторист Савка, фартовый такой парнишка, и вдруг Пушкин»! Для артиста эта зрительская ирония обернулась жестоким творческим кризисом.
Однако, как пишут, Юра Борисов работал над ролью вдумчиво и серьёзно: возил с собой целый чемодан книг о поэте. И в кадре пел сам - взволнованно и проникновенно! Голосом, конечно, далеко не оперным - скорее, речитативом в ритме рэпа, но полным искреннего чувства.
И вообще показалось, что именно Юра своим порывом увлекал актёрский ансамбль.
В съёмках вместе с ним участвовали: Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Евгений Шварц (император Николай I), Роман Васильев (Константин Данзас), Аня Чиповская (графиня Воронцова), Илья Виногорский (Иван Пущин), Флориан Десбьендра (Дантес), Кай Гетц (Пушкин-лицеист) и др.
Вполне органично смотрелся на экране лирический дуэт Юры с молодой актрисой Алёной Долголенко – исполнительницей роли Натальи Гончаровой.
Кадры с её участием, пожалуй, были лучшими в фильме: вот поэт посвящает своей музе гениальные стихи, кружится с ней в вихре светского танца, вместе радуется улыбкам своих детей.
Можно сказать, что Пушкин у Юры Борисова получился выразительный: обуреваемый страстями и неизжитыми пороками, язвительно ироничный и творчески одержимый, купающийся в лучах славы и испытывающий жестокие потрясения. И точно, игра одарённого артиста иронии не вызывала.
Изысканный гламур для российского зрителя
Спросите, ну а как в целом?
Тут сложнее. Никиту Сергеевича Михалкова очень уважаю, но с его оценкой фильма полностью согласиться не могу. «Свежей и молодой» ленту назвать можно. А вот «очень глубокой» вряд ли.
Визуальный ряд картины, по сути, представлял собой череду эффектных видеоклипов, снятых мастером, несомненно, талантливым. Но, мастером элитного рекламного гламура, а не художественного кино.
Наверно, кого-то работа Ф. Умарова приведёт в восторг. Экранная картинка прельщала изысками утончённого шарма и эпатажной пластикой.
Мне же зрелище пресыщенного декаданса показалось несозвучным пушкинской теме. Следующие друг за другом богемные сборища экзальтированных дам как-то не складывались в единое полотно, отражающее обострённо-тревожную, и вместе с тем, одухотворённую атмосферу пушкинской эпохи.
Равно как и мотивы бродвейского мюзикла, положенные в основу фильма, звучали мечтательно и проникновенно, но как-то не в унисон с великой пушкинской поэзией. Ожидать гармоничного созвучия тут не приходилось, поскольку лично для меня масштабы пушкинского гения и достоинства заокеанского «Ла-Ла-Ленда» являются величинами несоразмерными.
А может, по-современному уже допустимо поставить их вровень? И более того, принять «Ла-Ла-Ленд» за образный эталон для пушкинской темы? Рискую показаться тёмным ретроградом, но, увольте. Как писал Александр Сергеевич в «Борисе Годунове»: «Я силюсь, брат, да не могу»!
И ещё, показалась нераскрытой роль Пушкина как Пророка, громко заявленная в титрах.
Современники вспоминали, как в 1828 году поэт читал своего «Бориса Годунова». Слушали его без всякой экзальтации, богемного кутежа и разгула - молча и сосредоточенно. Свои впечатления один из участников выразил следующими словами:
«Сцена летописателя с Григорием всех ошеломила … Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом».
Вот сильно сказано: «Волосы поднимались дыбом».
Как резюме: на Юру Борисова сходить можно. Не скрою, понравилась Алёна Долголенко. Остальное, как говорится: по вкусу.
А «Щелкунчик»? Ругал тут, ругал, но, пожалуй, пойду смотреть. Всё же интересно, куда-то дальше выведет этот «гламурный тренд»