Найти в Дзене

Посмотрел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Мюзикл с поющим поэтом

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» выпущен в прокат 14 февраля 2025 г. Создан при участии трех кинокомпаний: Централ Партнершип (входит в состав холдинга «Газпром-Медиа»). KINOSLOVO Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова Съёмки необычного фильма о Пушкине продюсеры поручили молодому режиссёру Феликсу Умарову. Феликс Умаров, 1994 г.р., в 2017 году окончил операторский факультет ВГИКа. Один из самых успешных и высокооплачиваемых создателей рекламных роликов и клипов для западных брендов, в т.ч. Reebok Always Classic, Vogue, Chanel, Spotify, Honor и др. С его слов, источником вдохновения для него с детства являлась серия фильмов о Гарри Потере. Среди работ Умарова в художественном кинематографе наибольшую известность получил короткометражный фильм «Домашнее поле», созданный по мотивам норвежского спортивного сериала «На своём поле». В широкий прокат лента не выпускалась. В новый фильм «Пророк. История Александра Пушкина» Ф. Умаров счёл нужным внести элементы мюзикла, включив в ленту сразу
Оглавление

Продюсеры и режиссёр фильма

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» выпущен в прокат 14 февраля 2025 г. Создан при участии трех кинокомпаний:

Централ Партнершип (входит в состав холдинга «Газпром-Медиа»).

KINOSLOVO

Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова

Съёмки необычного фильма о Пушкине продюсеры поручили молодому режиссёру Феликсу Умарову.

Феликс Умаров, 1994 г.р., в 2017 году окончил операторский факультет ВГИКа. Один из самых успешных и высокооплачиваемых создателей рекламных роликов и клипов для западных брендов, в т.ч. Reebok Always Classic, Vogue, Chanel, Spotify, Honor и др. С его слов, источником вдохновения для него с детства являлась серия фильмов о Гарри Потере.

Среди работ Умарова в художественном кинематографе наибольшую известность получил короткометражный фильм «Домашнее поле», созданный по мотивам норвежского спортивного сериала «На своём поле». В широкий прокат лента не выпускалась.

Кадр из ролика Ф. Умарова с режиссерским приёмом «разбросанные бумаги» https://vimeo.com/feelfel
Кадр из ролика Ф. Умарова с режиссерским приёмом «разбросанные бумаги» https://vimeo.com/feelfel

В новый фильм «Пророк. История Александра Пушкина» Ф. Умаров счёл нужным внести элементы мюзикла, включив в ленту сразу несколько музыкальных номеров. При этом режиссёр уточнил, что референсом для «Пророка» стал голливудский мюзикл «Ла-Ла-Ленд», 2016. (паблик-ток режиссёра от 12.03.2024)

Референс в кинематографе – фильм, близкий по сюжету и типажу персонажей.

Сцена из фильма с режиссерским приёмом «разбросанные бумаги» https://i.vimeocdn.com/video/1813256261-207261ed985572db21390fc04fcd1cef583c429232ca7b4f996bb37041a65e1d-d?f=webp
Сцена из фильма с режиссерским приёмом «разбросанные бумаги» https://i.vimeocdn.com/video/1813256261-207261ed985572db21390fc04fcd1cef583c429232ca7b4f996bb37041a65e1d-d?f=webp

Участники социальных сетей обсуждают необычный облик режиссёра: серьги в ушах, крашеные волосы.

В настоящее время между названными кинокомпаниями и режиссёром Феликсом Умаровым достигнуто соглашение о съёмках в 2025 г. нового полнометражного фильма-сказки «Щелкунчик».

Наталья, жена Пушкина, среди петербургской богемы. Кадр из открытого трейлера
Наталья, жена Пушкина, среди петербургской богемы. Кадр из открытого трейлера

Картина Ф. Умарова «Пророк. История Александра Пушкина» на предварительном просмотре получила высокую оценку Никиты Сергеевича Михалкова (генерального продюсера фильма):

«Свежая, молодая, с современными музыкальными номерами и очень глубокая. Эта картина - то самое молодое, новое кино, которое рассказывает про жизнь Пушкина весело, честно, трагично и с любовью».

1. Аня Чиповская в роли графини Елизаветы Воронцовой. Кадр из открытого трейлера 2.Портрет графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой нач.19 в. https://i.pinimg.com/736x/f8/25/3b/f8253b84f60aaa2b9e14c63fc1b46865.jpg
1. Аня Чиповская в роли графини Елизаветы Воронцовой. Кадр из открытого трейлера 2.Портрет графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой нач.19 в. https://i.pinimg.com/736x/f8/25/3b/f8253b84f60aaa2b9e14c63fc1b46865.jpg
Восторженные поклонницы с эпиграммами Пушкина. Кадр из открытого трейлера
Восторженные поклонницы с эпиграммами Пушкина. Кадр из открытого трейлера

Исполнитель роли Пушкина

Посетить премьеру фильма заставило единственное, но весьма существенное обстоятельство. А именно, исполнителем главной роли в титрах значился Юра Борисов: артист лично симпатичный, успевший продемонстрировать незаурядный творческий потенциал.

Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера
Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера

Оговорюсь сразу, что «Юра» - не какая-то фамильярность, проявленная автором, а сценическое имя, избранное самим артистом.

Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера
Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера

По личным впечатлениям, из прошлых работ ему особенно удалась роль конструктора Калашникова в одноименном фильме режиссёра К. Буслова (2020). Невысокий деревенский паренек с открытым русским лицом шел к своей мечте с неистовой страстью - сродни колокольному мастеру Бориске из фильма «Андрей Рублев». И в конечном счёте, его творческая одержимость позволила создать шедевр инженерной мысли, признанный во всем мире.

Вид Петербурга. Кадр из открытого трейлера «Пророк. История Александра Пушкина»
Вид Петербурга. Кадр из открытого трейлера «Пророк. История Александра Пушкина»

В последнее время к наградам Юры Борисова добавилась «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля за участие в фильме голливудского режиссера Шона Бейкера «Анора». За этим последовала номинация на премию «Оскар».

Не скрою, хотелось посмотреть, как-то создатель образа гениального русского конструктора Калашникова справился с ролью гениального русского поэта Пушкина? Не растерял ли своей одержимости, почивая на каннских лаврах?

Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера
Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера

Признаюсь, появление в кадре Юры в буйных кудрях и пушкинских бакенбардах потребовало определённой адаптации. На смуглого потомка африканских эфиопов он не был похож.

В этом смысле актёр шёл на риск. Когда-то зритель так и не принял всерьёз Петра Алейникова в роли Пушкина (фильм «Глинка», 1946): «Надо же, тракторист Савка, фартовый такой парнишка, и вдруг Пушкин»! Для артиста эта зрительская ирония обернулась жестоким творческим кризисом.

Пушкин с графиней Воронцовой. Кадр из открытого трейлера
Пушкин с графиней Воронцовой. Кадр из открытого трейлера

Однако, как пишут, Юра Борисов работал над ролью вдумчиво и серьёзно: возил с собой целый чемодан книг о поэте. И в кадре пел сам - взволнованно и проникновенно! Голосом, конечно, далеко не оперным - скорее, речитативом в ритме рэпа, но полным искреннего чувства.

Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера
Юра Борисов в роли Пушкина. Кадр из открытого трейлера

И вообще показалось, что именно Юра своим порывом увлекал актёрский ансамбль.

1.Юра Борисов в роли Пушкина. 2.Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.
1.Юра Борисов в роли Пушкина. 2.Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.

В съёмках вместе с ним участвовали: Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Евгений Шварц (император Николай I), Роман Васильев (Константин Данзас), Аня Чиповская (графиня Воронцова), Илья Виногорский (Иван Пущин), Флориан Десбьендра (Дантес), Кай Гетц (Пушкин-лицеист) и др.

1.Светлана Ходченкова в роли княгини Авдотьи Голицыной. https://vk.com/wall-23900316_69443?z=photo-23900316_457269365%2F67377ef19c768c8a1e 2. Портрет княгини Авдотьи Голицыной нач. 19 в.
1.Светлана Ходченкова в роли княгини Авдотьи Голицыной. https://vk.com/wall-23900316_69443?z=photo-23900316_457269365%2F67377ef19c768c8a1e 2. Портрет княгини Авдотьи Голицыной нач. 19 в.

Иван Виногорский в роли Пущина. Кадр из открытого трейлера
Иван Виногорский в роли Пущина. Кадр из открытого трейлера
Флориан Десбьендра в роли Дантеса. Кадр из открытого трейлера
Флориан Десбьендра в роли Дантеса. Кадр из открытого трейлера

Вполне органично смотрелся на экране лирический дуэт Юры с молодой актрисой Алёной Долголенко – исполнительницей роли Натальи Гончаровой.

Пушкин и Наталья Гончарова. Кадр из открытого трейлера
Пушкин и Наталья Гончарова. Кадр из открытого трейлера

Кадры с её участием, пожалуй, были лучшими в фильме: вот поэт посвящает своей музе гениальные стихи, кружится с ней в вихре светского танца, вместе радуется улыбкам своих детей.

Любящая пара Александр и Наталья. Кадр из открытого трейлера
Любящая пара Александр и Наталья. Кадр из открытого трейлера

Можно сказать, что Пушкин у Юры Борисова получился выразительный: обуреваемый страстями и неизжитыми пороками, язвительно ироничный и творчески одержимый, купающийся в лучах славы и испытывающий жестокие потрясения. И точно, игра одарённого артиста иронии не вызывала.

1.Алёна Долголенко в роли Натальи Гончаровой. 2.Портрет Натальи Гончаровой 19 в.
1.Алёна Долголенко в роли Натальи Гончаровой. 2.Портрет Натальи Гончаровой 19 в.

Александр и Наталья. Кадр из открытого трейлера
Александр и Наталья. Кадр из открытого трейлера
Пушкин в окружении поклонниц. Кадр из открытого трейлера
Пушкин в окружении поклонниц. Кадр из открытого трейлера

Изысканный гламур для российского зрителя

Спросите, ну а как в целом?

Тут сложнее. Никиту Сергеевича Михалкова очень уважаю, но с его оценкой фильма полностью согласиться не могу. «Свежей и молодой» ленту назвать можно. А вот «очень глубокой» вряд ли.

Кадр из рекламного клипа Ф. Умарова https://reelsource.ru/ru/profile/3686
Кадр из рекламного клипа Ф. Умарова https://reelsource.ru/ru/profile/3686

Визуальный ряд картины, по сути, представлял собой череду эффектных видеоклипов, снятых мастером, несомненно, талантливым. Но, мастером элитного рекламного гламура, а не художественного кино.

Светская красавица. Кадр из открытого трейлера
Светская красавица. Кадр из открытого трейлера

Наверно, кого-то работа Ф. Умарова приведёт в восторг. Экранная картинка прельщала изысками утончённого шарма и эпатажной пластикой.

Сцена из фильма. Кадр из открытого тизера
Сцена из фильма. Кадр из открытого тизера

Мне же зрелище пресыщенного декаданса показалось несозвучным пушкинской теме. Следующие друг за другом богемные сборища экзальтированных дам как-то не складывались в единое полотно, отражающее обострённо-тревожную, и вместе с тем, одухотворённую атмосферу пушкинской эпохи.

Кутёж петербургской богемы. Кадр из открытого трейлера «Пророк. История Александра Пушкина"
Кутёж петербургской богемы. Кадр из открытого трейлера «Пророк. История Александра Пушкина"
Экзотический танец. Кадр из открытого трейлера
Экзотический танец. Кадр из открытого трейлера

Равно как и мотивы бродвейского мюзикла, положенные в основу фильма, звучали мечтательно и проникновенно, но как-то не в унисон с великой пушкинской поэзией. Ожидать гармоничного созвучия тут не приходилось, поскольку лично для меня масштабы пушкинского гения и достоинства заокеанского «Ла-Ла-Ленда» являются величинами несоразмерными.

А может, по-современному уже допустимо поставить их вровень? И более того, принять «Ла-Ла-Ленд» за образный эталон для пушкинской темы? Рискую показаться тёмным ретроградом, но, увольте. Как писал Александр Сергеевич в «Борисе Годунове»: «Я силюсь, брат, да не могу»!

Бал петербургской богемы. Кадр из открытого трейлера
Бал петербургской богемы. Кадр из открытого трейлера

И ещё, показалась нераскрытой роль Пушкина как Пророка, громко заявленная в титрах.

Современники вспоминали, как в 1828 году поэт читал своего «Бориса Годунова». Слушали его без всякой экзальтации, богемного кутежа и разгула - молча и сосредоточенно. Свои впечатления один из участников выразил следующими словами:

«Сцена летописателя с Григорием всех ошеломила … Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом».

Вот сильно сказано: «Волосы поднимались дыбом».

Как резюме: на Юру Борисова сходить можно. Не скрою, понравилась Алёна Долголенко. Остальное, как говорится: по вкусу.

А «Щелкунчик»? Ругал тут, ругал, но, пожалуй, пойду смотреть. Всё же интересно, куда-то дальше выведет этот «гламурный тренд»

Титры фильма. Кадр из открытого трейлера
Титры фильма. Кадр из открытого трейлера