Найти в Дзене

Читая Карла Юнга: «Символы трансформации» и две матери в жизни женщины

Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к книге, с которой знакомится в процессе обучения каждый аналитический психолог – «Символы трансформации». Сама книга построена на фантазиях некой дамы (мисс Миллер), которая не являлась пациенткой Юнга. Собственно, он был знаком только с чередой её фантазий и видений. Их образность позволила Юнгу в своей работе развернуть исследование символического материала на трансформационном пути психики. Для статьи я выбрала пару цитат из книги о двойной матери: «Мотив двух матерей указывает на идею второго рождения. Одна из матерей — реальная, человеческая мать, другая — мать символическая. Иными словами, символическая мать представляет божественное бытие — сверхъестественное или экстраординарное». Юнг историю двойственной матери рассматривает с позиции мужского сознания, поэтому далее он пишет: «Тот, кто происходит от двух матерей, - герой; при первом рождении он появляется смертным человеком, а при втором – становится бессмертным полубогом». Далее

Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к книге, с которой знакомится в процессе обучения каждый аналитический психолог – «Символы трансформации». Сама книга построена на фантазиях некой дамы (мисс Миллер), которая не являлась пациенткой Юнга. Собственно, он был знаком только с чередой её фантазий и видений. Их образность позволила Юнгу в своей работе развернуть исследование символического материала на трансформационном пути психики.

Для статьи я выбрала пару цитат из книги о двойной матери: «Мотив двух матерей указывает на идею второго рождения. Одна из матерей — реальная, человеческая мать, другая — мать символическая. Иными словами, символическая мать представляет божественное бытие — сверхъестественное или экстраординарное». Юнг историю двойственной матери рассматривает с позиции мужского сознания, поэтому далее он пишет: «Тот, кто происходит от двух матерей, - герой; при первом рождении он появляется смертным человеком, а при втором – становится бессмертным полубогом». Далее он обращается к различным духовным традициям, иллюстрируя как раз взаимоотношения мужчины с двумя матерями. Конечно, здесь вспоминаются, и Юнгом тоже, все истории про сражения с материнским началом. Здесь мы приходим к рождению архетипа Героя, развивающегося в сражениях с женским. Интересно, логично. И по сути, мы здесь видим простую вещь: констеллированная Анима (принцесса в сказках) направляет Psyche к активации Анимуса (Героя). Собственно, переводя на человеческий язык: чтобы мужчине стать мужчиной, надо отделиться от женского, проявить свою мужскую сущность. Сражения происходят как внутренний конфликт, так как материнское тепло и забота – это не те вещи, от которых легко отказаться, конечно, мама должна внутрипсихически стать монстром, чтобы получилось от неё отделиться. С этим всё достаточно прозрачно. Появление второй божественной матери здесь просто способствует сепарационному процессу, заменяя собой земную обыденную мать. И тогда, если ты аж до богини достал, как сказали бы герои Квартета И, ты – молодец, Герой. Согласна, молодец.

Статуя Гайи – Богини-Матери Земли
Статуя Гайи – Богини-Матери Земли

А что с женщинами то? Мне здесь вспоминается Блаватская. В Агни йоге высказана та же идея божественного материнства Луны, что и в фантазиях мисс Миллер. В фантазиях речь идёт о бабушке одного из персонажей, которая жила на Луне и чудесным образом оттуда свалилась. У Блаватской Луна названа Матерью самой Земли. Как мы помним, Луна – символ женского начала. Обращаясь к алхимикам, мы находим hieros gamos, священный брак, между Солнцем (мужским началом) и Луной (женским началом). При этом очень интересно обратиться к обрядам и поверьям, в которых лунная вода служит для омоложения. А красоту женщины иногда подчёркивали эпитетом луноликая. Это сильно контрастирует с фантазией мисс Миллер, у которой «луна является старухой бабкой». Мы здесь можем пойти в то, что речь шла действительно о бабушке героя фантазий. Но вспомнив весь цикл фантазий, мы приходим к тому, что такое отождествление Луны есть ещё один вариант отрицания своего женского начала. Этот паттерн прослеживается у мисс Миллер, и отрицание, и борьба.

И я сейчас всё равно вернусь к алхимикам. Очень интересно, что они взяли именно Луну. Не Землю, не Венеру. И тогда мы понимаем, что да, наша мама – это Мать Земля, а Луна – это не просто красота, это ещё про духовную Мать. Алхимики всё-таки говорили про метаморфозы духа Мастера. Кстати, Венеру часто ассоциировали с Меркурием, но это уже другая история.

-2

И если мужчина сражается со всеми матерями, то женщина принимает в себя всех матерей. И здесь у женщины есть хороший вариант психологического лавирования. Если физическая мать была не столь прекрасна, как хотелось бы, то есть возможность уйти как бы за это поколение, к матери матери, к Луне. Но есть возможность соединить в себе и Землю с Луной. Материальное и духовное материнство.

Я вообще считаю, что нам очень важно разделять мужские и женские внутрипсихические процессы, а также помнить, что все геройские юнгианские истории про сражение с матерями – это про мужское сознание. Думаю, что важно осознавать этот аспект в терапии.

Итак, для женского сознания Мать Земля и Мать Луна – это две поддерживающие ипостаси. По сути, если они отрицаются, как у героини книги Юнга, то имеет смысл выявить причину и исцелить эти образы.

Удачи в формировании поддерживающих материнских фигур в женском сознании!

Искренне ваша,

Анастасия Малышева

Глубинный психолог

Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/