Найти в Дзене
majorsormus

Фильмография Патрика Девера

Это французский актёр, чей пик карьеры пришёлся на конец 70-х и начало 80-х годов прошлого века. Для кинематографистов его поколения «новая волна» была уже пройденным этапом. Это актёр так называемой новой искренности, олицетворение бунтарского духа и разочарованности после бунтов 1968 года, лучший друг Жерара Депардье. Патрик покинул нас в 1982 году и сделать настолько громкую карьеру, как его друг, увы, не успел. Но его самоотдача и смелость в отыгрывании любых ролей не могли оставить меня равнодушной. Патрика пять раз номинировали на самую важную кинопремию Франции «Сезар», но каждый раз оставляли без награды. Впрочем, для меня отсутствие у него статуэток не умаляет его таланта. К сожалению, в нашей стране о творчестве Патрика почти ничего не известно, а информацию о его жизни на русском языке почерпнуть практически негде. Этим постом я стараюсь закрыть пробел и отдать дань уважения прекрасному актёру.  Давайте вместе пройдёмся по самым известным фильмам с участием этого артиста. L
Оглавление

Кто такой Патрик Девер?

Это французский актёр, чей пик карьеры пришёлся на конец 70-х и начало 80-х годов прошлого века. Для кинематографистов его поколения «новая волна» была уже пройденным этапом. Это актёр так называемой новой искренности, олицетворение бунтарского духа и разочарованности после бунтов 1968 года, лучший друг Жерара Депардье. Патрик покинул нас в 1982 году и сделать настолько громкую карьеру, как его друг, увы, не успел. Но его самоотдача и смелость в отыгрывании любых ролей не могли оставить меня равнодушной. Патрика пять раз номинировали на самую важную кинопремию Франции «Сезар», но каждый раз оставляли без награды. Впрочем, для меня отсутствие у него статуэток не умаляет его таланта.

К сожалению, в нашей стране о творчестве Патрика почти ничего не известно, а информацию о его жизни на русском языке почерпнуть практически негде. Этим постом я стараюсь закрыть пробел и отдать дань уважения прекрасному актёру.  Давайте вместе пройдёмся по самым известным фильмам с участием этого артиста.

Фильмы с Патриком, которые можно посмотреть на русском языке или с русскими субтитрами

Les valseuses / Вальсирующие (1974, режиссёр Бертран Блие)

-2

На данный момент, да и в принципе – самый известный фильм с Патриком. Почему? Во-первых, каждому известный Депардье, с которым Патрик в дуэте. Во-вторых, для своего времени фильм достаточно скандальный, и даже сейчас смотрится смело. Это новая страница в кинематографе Франции, поощряющая раскрепощенность, отказ от условностей и презирающая целомудренную цензуру.

Патрик оттеснен своим коллегой – слов и экранного времени у него меньше. Он просто «друг главного героя», без которого было бы скучно быть таким засранцем. Это фильм о ребятах без определенного рода занятий, шатающихся по городам в какой-то полупьяной надежде получить мешок со счастьем за углом, а также побольше красивых дамочек. Они вряд ли вызовут симпатию, но почему-то не хочется обрисовывать их плохими. Дурными и бестолковыми их назовешь, но не более. Они хотели свободы, и они себе ее позволили. Бунтарская эстетика, молодёжный дух, авторская свежесть. 

Adieu poulet / Прощай, полицейский (1975, режиссёр Пьер Гранье-Дефер)

-3

Классическая роль для молодого актёра. Патрик на втором плане играет архетип молодого, но неопытного парня с амбициями, который лезет на рожон, пока умудренный опытом старший напарник дает ему пару раз долбануться об стену, и только потом рассказывает, где у стены дверь. В данном случае это история двух служителей закона. Довольно стандартный по сюжету фильм, который всë же понравился. Здесь есть дух уютного старого французского кино про доблестных полицейских и коварных бандитов. 

La meilleure façon de marcher / Лучший способ маршировки (1975, режиссёр Клод Миллер)

-4

Замечательный, тонко сыгранный и здорово задевший меня образ получился у Патрика здесь. Воспитатель детского лагеря образца «альфа-самец» с замашками армейского командира пытается вбить в детей доброе-вечное посредством изматывающего спорт-турне, а также вполне не против травить плоские шутки и поглощать алкоголь за полночь в количествах вряд ли уместных. Лихой и грубоватый типичный мужик. Тем не менее этот типичный ни словом, ни жестом не выдает другого воспитателя – скромного постановщика лагерных пьесок, старающегося привить мальчикам прекрасное, – когда обнаруживает, что тот переодевается в женщину. Это пример здорового фильма на очень чувствительную тему. И Патрик тут выдаёт главный сюрприз, когда демонстрирует понимающую и сочувствующую душу.

Marcia trionfale / Триумфальный марш (1976, режиссёр Марко Беллоккьо)

-5

Небольшая, но для творчества Патрика очень характерная роль. Образ, навязанный «Вальсирующими», долго будет откликаться в его ролях. Здесь он выражает дикие эмоции, разыгрывает истерики и являет собой нечто вульгарное и притягательное одновременно. Он не столько злющий вояка, стремящийся к издевательству над солдатами с маниакальным упорством (этим занят исполнитель главной роли), сколько рубаха-парень выше званием, который смакует власть и воплощает собой столп неиссякаемого сарказма и смешливой надменности.

F comme Fairbanks / Ф как Фэрбенкс (второй вариант названия: Он хотел жить) (1976, режиссёр Морис Дюговсон)

-6

Грустная и пронизывающая история о нереальной любви. О любви мечтателя, о любви влюбленного в кино. Герой Патрика знает столько фильмов, но не знает жизни. Он строит отношения с девушкой по канонам жанра мелодрамы, но не учитывает, как много режиссёры оставляют за кадром. Он сбит с толку проблемами, которых с течением времени становится все больше – потому что у настоящей любви в его понимании не бывает проблем. Только счастье, радость, безоблачные дни и умрут они в один день. Он так думал. И до последнего не расставался с иллюзией. Эта роль, этот тихий фильм – настоящее сокровище. К тому же прекрасный оммаж немому кино. Тот постер Бастера Китона на стене. Смотрела это кино с ужасной озвучкой и все равно прониклась.

Le Juge Fayard dit Le Shériff / Следователь Файяр по прозвищу Шериф (1976, режиссёр Ив Буассе)

-7

Этот фильм настолько идеологически правильный, что его даже показывали в СССР! Что характеризует кино не с совсем той стороны, с какой хотелось бы, ибо непременно означает, что показанное будет поучительным, не пошлым и желательно обличающим буржуазные пороки этих несчастных, живущих без коммунистической партии. Тут этого добра достаточно: и прогнившее правительство, и герой Патрика в амплуа «один честный французский коп на всю страну», и далеко не обнадеживающий финал. Но внезапно увидеть фильм с Патриком на канале культура с дубляжом Караченцова было действительно необычно. 

La stanza del vescovo / Спальня епископа (1977, режиссёр Дино Рози)

-8

Наверное, неплохой фильм для ностальгирующих по итало-французскому производству и влюблённых в Орнеллу Мути, но для меня это первое кино с Патриком, которое совсем не моё. Сюжет надуманный, и очень сильно. Я рада за Орнеллу Мути, что она так фантастически красива, я никогда не прочь поглазеть на Патрика, но я крайне плохо примиряюсь с отсутствием внятного сюжета. Это детектив без атмосферы, триллер без нагнетания и безвкусица, замаскированная под эротику.

Préparez vos mouchoirs / Приготовьте ваши носовые платки (1977, режиссёр Бертран Блие)

-9

Второй фильм содружества «Девер-Депардье-Блие», который понравился по некоторым причинам даже больше, чем «Вальсирующие». Конечно, здесь герой Патрика уж как-то совсем на периферии повествования, потому как акценты от Депардье в начале фильма смещаются к ребёнку в конце; в центре всего и вовсе героиня. Персонаж Патрика не лишний, конечно, но сырой и до обидного вспомогательный. В любом случае – презабавная гротескная история, приятно было наблюдать. Исключительный смелый взгляд на фразу «любви все возрасты покорны».

Coup de tête / Удар головой (1979, режиссёр Жан-Жак Анно)

-10

Одна из любимых ролей. По хорошему смешное, донельзя уютное старое французское кино. Патрику досталась уже слегка потрёпанная маска «бунтаря без причины» – но он гордо носит ее, будто примерил отлично сидящий костюм. Здесь он бескомпромиссный и честный, но становится жертвой предубеждения. Великолепие сюжета начинает сиять, когда Патрик бросает бороться с несправедливым отношением. Он – честное слово! – не хотел. Он был гораздо лучше, чем они считают. Он просто жертва клеветы... Что? Никто не слушает? Ну и пошли к чертям, значит. Невероятно ироничная вторая половина фильма. «Хотели увидеть бунтаря – ок, я пошел за ломом». И понеслась... На этот разгул стоит посмотреть.

L'ingorgo / Пробка — невероятная история (1979, режиссёр Луиджи Коменчини)

-11

Фильм, состоящий из кусочков – попеременно сменяющих друг друга коротких историй о злоключениях людей, попавших в очень большую пробку. Герою Патрика отчаянно хочется попасть на свидание, и его легкое волнение об опоздании с течением времени оборачивается нервным срывом, граничащим с психозом. Безмятежная песенка поначалу как предвкушение приятного вечера – и отчаянная ярость брошенного, одинокого, запертого в забавной машинке ревнивца отлично работают на контрасте. У Патрика всегда хорошо выходили сцены ярости, но внутри небольшого закрытого пространства смотрится такое особенно впечатляюще. А ещё это притча о кризисе человечества, что намекает нам, что конца света ждали не только мы с вами. 

Série noire / Чёрная серия (1979, режиссёр Ален Корно)

-12

Мой любимый Фрэнк Пупар. С него-то все и началось! У фильма магический постер – каюсь, но во многом из-за него я решила смотреть это кино.

Но какой там постер, когда Патрик в движении, Патрик в игре! Пупар гордо втанцевал в мою жизнь с первых же кадров этого прекрасного фильма. Это был очень верный выбор для первого просмотра с ним, потому что эта роль – его стопроцентный бенефис. Он играет так лихо и отчаянно, что я забываю, что сюжет не нов, забываю, что убогая обстановка пугает, забываю, что на свете есть Патрик Девер. Он наполнил своего Пупара таким количеством безысходной тоски, таким отчаяньем и страстью из отчаянья, что вся эта энергия льется ведрами на ошалелые мозги. Он в каждой сцене до дрожи правдив. Как закоротивший контакт, поджигает вокруг себя пространство. Я люблю и ненавижу Пупара – этого мерзкого слабака; тем не менее достаточно сильного, чтобы совершить убийство по трусости. Каждый взгляд в его глаза немного страшен. Он слишком правдив в своем отчаянии. «Все будет хорошо», – кричит он Моне в исступлении. Но не будет, черт возьми. Не будет.

Если и есть на свете идеальный образец нуара, то он перед вами. Если смотреть этот фильм не как обречённый реализм, а как нуарную притчу сороковых, то вы многое поймёте совершенно иначе.

Un mauvais fils / Плохой сын (1980, режиссёр Клод Соте)

-13

Попавший в неприятную историю в Америке сын возвращается домой. Встречает его постаревший от горя отец, могила матери и полное отсутствие перспектив в поисках работы. Трогательная, аккуратно сыгранная история о самых важных вещах. Тут все есть – порицание социальной несправедливости, борьба с зависимостью, внутренний конфликт и конфликт внешний. Все эти части складно прилажены друг к другу и взаимосвязаны. Глубокая история, грустная, но очень домашняя. О семье, о любви. Об ошибках, которые нужно уметь простить и о людях, возле которых всегда нужно быть, потому что они, как отец, единственные в мире.

Psy / Психотерапевт (1980, режиссёр Филипп де Брока)

-14

После целой плеяды драм Патрик предпочёл откровенно разгрузочное кино. По-моему, третий мною увиденный с Девером фильм. Тогда я немного окосела от обилия голых тел и странноватых шуточек. Патрик здесь удивительный мачо. Полный дом психопатов под руководством Патрика начинает сводить его с ума. Постепенно, понемногу. Больные станут здоровыми только когда их доктор начнет думать, что он – лесная фея. Бессильный крик ярости психотерапевта посреди ночи, который, сгребая в охапку постельное белье, торчит в коридоре по милости гея, который приставал к нему, и дяди, который спит на полу и проповедует народную медицину – бесценно! Мощная порция абсурдного французского юмора. 

Plein sud / На самый юг (1980, режиссёр Люк Беро)

-15

А вот тут-то у нас и примостился фильм, который каждым свои кадром достоин премии «сценарист-разгильдяй 1980». Поступки героев настолько не мотивированы и ничем в конечном итоге не объяснимы, что никакой (банальный, конечно же!) сюжетный ход уже не развеет этого тягостного впечатления. Патрик из кожи вон лезет, но его энергия так и остается подле него, создавая некую ауру, которая так и не доходит до его партнерши. Хотя где-то я читала, что на самом деле это своеобразная ода экзистенциальной философии, так что не буду настаивать на бесспорно отрицательной оценке.

Beau-père / Отчим (1980, режиссёр Бертран Блие)

-16

Фильм, который тематически очевидно вступает в дискуссию с Набоковской «Лолитой». Потерявшая маму, а с ней и последнюю крупицу родной семьи, девочка-подросток со всем юношеским пылом начинает тянуться к последнему пристанищу – отчиму. А поскольку происходящее совпадает с ее половым созреванием, она довольно быстро сменяет детскую привязанность на влюблённость. Патрик играет человека, который по воле обстоятельств становится девушке родным, но смысл этого понятия размыт, а он, как мужчина, потерян. Обычный человек, попавший в необычную ситуацию. Трудно осуждать его за сделанный выбор, трудно не осуждать. 

Hôtel des Amériques / Отель «Америка» (1981, режиссёр Андре Тешине)

-17

Сумрачный, грустный и неторопливый рассказ о том, как встретились двое и попытались построить совместную жизнь, не оглядываясь на прошлое, в котором было слишком много того, о чем следовало бы сначала поговорить. Хорошая, хоть и порой провисающая, драма. Не всё можно исправить, перекрасив дома стены. Финал честный, но такой печальный. Патрик вообще победитель по части многозначительных финалов. Прекрасный задумчивый дуэт с Катрин Денёв.

Mille milliards de dollars / Тысяча миллиардов долларов (1981, режиссёр Анри Вернёй)

-18

Политический детектив никогда не был моим излюбленным жанром, и, если бы не Патрик, я бы не увидела это довольно качественное произведение французских кинематографистов. Мне кажется, с середины 70-х до середины 80-х в мире параноидальный детектив стал чем-то вроде излюбленной темы для кино. Из фишек тут присутствуют любопытная стилизация Нюрнбергского процесса, лихо закрученный сюжет, классические злодеи в темных очках и неутомимый журналист (собственно, Патрик), готовый весь свет переехать-переплыть-перекопать, попутно рискнув 5 раз жизнью, чтобы люди узнали правду с большой буквы «П». Финал меня очаровал. Что удивительно, он добрый и позитивный. Последние умиротворяющие кадры на балконе прекрасны. А еще мне полюбилось название.

Paradis pour tous / Рай для всех (1982, режиссёр Ален Жессюа)

-19

Один из самых любимых фильмов. Он горький и страшный, но преподнесен через призму какого-то обреченного смеха.

Представьте мир, в котором появляется чудо-аппарат, превращающий людей страдающих и замученных жизнью в людей абсолютно счастливых. Счастливых по любому поводу. Они больше не чувствуют собственной боли, но не чувствуют и чужой. Поначалу кажется, что такой аппарат избавит человечество от вечных проблем. Ведь это так естественно – желать быть счастливым. Но когда оказывается, что люди становятся бессердечными ублюдками (счастливыми бессердечными ублюдками), уже поздно что-то менять.

Финал

«Рай для всех» — это последний фильм Патрика. Он играет человека, который хотел покончить с собой. Боль в глазах актёра была настоящей – 16 июля 1982 года Патрик Девер выстрелил в себя из пистолета, не сумев побороть очередной приступ тяжёлой депрессии. Ему было 35 лет. 

Вот что говорил о своём друге Жерар Депардье:

Il y avait chez Patrick comme une inadaptation au monde et plus encore à lui-même.
В Патрике была какая-то неприспособленность к миру и тем более к самому себе.

Если вы сами или ваши знакомые влюблены во французское кино с налётом ностальгии по 70ым, то покажите им эту статью, и посмотрите сами. В моей подборке наверняка найдется фильм, который коснется струн вашей души.

Теги: #кинематограф #франция #актеры #винтаж #французскоекино