Вопрос:
«Как почувствовать и определить свою меру, когда хватит терпеть зло и надо остановить его? Где граница между смирением и необходимостью защитить себя и родных? Мерить силу характера и смирение или остановить нарушение закона в отношении тебя? Как дать место смирению в обычной жизни, где действует принцип “если не ты, то тебя”?»
Священник Виктор Турович:
Если мы думаем, что христианство — это полное непротивление злу, то мы думаем неправильно.
Тогда бы у нас не было святых Александра Невского, Дмитрия Донского, тогда бы преподобный Сергий Радонежский не благословлял на бой Дмитрия Донского, не дал в эту сечу двух монахов — Пересвета и Ослябю. Не было бы Георгия Победоносца, который был воином, и многих других святых. Путём физического сопротивления злу они пришли к святости и спасению.
С другой стороны, путь применения силы всегда опасен для христианина — словно идёшь по лезвию ножа. Готовых, шаблонных решений, которые отвечали бы на все вопросы и ситуации, нет. В каждом конкретном случае нужно руководствоваться общими христианскими принципами.
Если сталкиваешься с агрессией, сначала всегда нужно попытаться вразумить человека по-доброму. Если человек не понимает и продолжает агрессивные действия, тогда снова разговариваешь, предупреждаешь о последствиях:
«Пожалуйста, успокойся. Я этого не хочу. Тебе это тоже не принесёт радости. Давай вести себя правильно».
Если человек продолжает злые действия, можно противодействовать этому злу, обращаясь к законным способам, разрешённым государством.
Вспоминая свою юридическую практику, я работал юристом около 6 лет, проходил через суды. Сначала мы писали письмо юридическому лицу, не исполняющему должным образом обязательства, потом — претензию с предупреждением о передаче дела в суд при неурегулировании в досудебном порядке, и только потом подавали исковое заявление. Каждый раз давали время второй стороне для реакции и исправления ситуации.
Общая направленность должна быть, где возможно, примерно такая: если эта не остроконфликтная ситуация, и агрессия, и зло, и неправильность идёт от второй стороны, тогда можно вот так попробовать поговорить, попробовать предупредить. Если человек не понимает и зло в отношении тебя продолжает, тогда начинать действовать законными способами. Это, конечно, один вид ситуации.
Но есть другие случаи: например, если пьяный человек с ножом бежит на другого человека — соблюдать формальности нет времени. Нужно моментально остановить его, чтобы он не причинил вреда человеку.
То есть реагировать приходится по ситуации: где возможно — включать переговорный процесс, где ситуация слишком агрессивна — просто стараться защитить себя или близких.
Если мы не будем сопротивляться злу, творящемуся в мире, его произвол станет полным. Опять же, есть такая статья о превышении необходимой обороны. Например, если человек показал кулак, а в ответ получил выстрел из травматического пистолета в голову — это уголовная статья.
В отношении агрессора нужно применять минимальную меру воздействия, необходимую для того, чтобы его остановить и не дать совершить зло. Как христиане, мы должны исходить из того, что всякому человеку нужно дать шанс жить и развиваться духовно, ему нужно оставить здоровье, жизнь, если есть такая возможность.
Особенно это касается спецслужб и военных: если есть выбор — щадить или нет, всегда нужно стараться дать человеку шанс жить, развиваться, чтобы душа росла, умнела и, дай Бог, спаслась.
Если просто пресечь жизнь человека, то, как говорит Господь: «В каком состоянии застану, в том и сужу». И получается, что благодаря, например, превышению необходимых действий с нашей стороны, мы человеку не дали шанса спастись. Поэтому здесь такая тонкая грань, которую в экстремальной ситуации выбрать вообще очень тяжело.
Общий принцип таков: где возможно — начинаем с переговоров и предупреждений, при необходимости переходим к защитным действиям, если человек раскаивается — принимаем перемирие с условием неповторения, если человек усердствует во зле — доводим ситуацию до логического конца законными способами, в случае молниеносной агрессии — останавливаем её любыми доступными способами, стараясь причинить минимальный ущерб.
Бесконечно терпеть агрессию неправильно, потому что чем большее количество людей страдает и терпит это всё, тем более агрессор укрепляется в своей безнаказанности, в своём зле, своей наглости, и у него эта планка смещается дальше и дальше. То есть в этом состоянии, если его не остановить, душа такого человека тоже гибнет.
Нужно думать холодной головой, оценивая ситуацию не только с позиции выживания, но и с христианской точки зрения, то есть стараться причинить как можно меньший вред агрессору. Безнаказанно реагировать на то, как совершается зло, не пытаясь его остановить – это нехристианская позиция.
От нас при таких действиях нужна выдержка, хладнокровие, смирение, смелость. Очень много христианских качеств нужно, потому что либо мы не сдержаны в таких ситуациях себя ведём, либо трусливо, либо слишком агрессивны, либо, наоборот, малодушны.
Помоги нам, Господи, всегда и везде оставаться христианами, быть на стороне добра, на стороне Бога, на стороне света..
Текст основан на видео с канала «Священник Виктор Турович». Читайте ещё: