В Ереване крайне контрастная архитектура: здесь соседствуют старинные мечети и христианские храмы, усадебные дома и представители советского классицизма, а на фото всего этого строятся современные многоэтажки. Но сейчас я хочу уделить внимание крайне недооценённым архитектурным объектам, которые в народе называют «бетонными коробками», «серой жутью» или «зачем такое строить, почему нет лепнины и колон?».
Всё это о модернизме, который в Ереване имеет крайне яркие черты. Если в других субъектах СССР здания этой эпохи была «обезличенными», в Ереване вдохновлялись местной национальной архитектурой и переносили её детали.
Из-за этого, «модернизм Еревана» – это не просто голый бетон, а большой пласт истории народа и вполне часть его культуры.
Аэропорт Звартноц
Адрес: административный район Малатия-Себастия
Строительство: 1971-1980 годы
Аэропорт Звартноц является самым ярким объектом модернизма Армении и одним из самых известных архитектурных сооружений вообще.
Его конструкция напоминает «летающую тарелку» с дискообразным корпусом и диспетчерской мачтой в центре. Раньше здесь работал ресторан с потрясающей смотровой площадкой.
Однако после строительства новых в 2007 и 2011 годах терминал заброшен. Правительством предпринимались попытки сноса, но они были встречены сопротивлением со стороны местных жителей и градозащитников.
Хоть на территорию попасть нельзя, старый терминал отлично просматривается через забор.
Оранжерея Ботанического сада Еревана
Адрес: Ереван, Ереванский ботанический сад
Строительство: 1980-ые годы
Ботанический сад Еревана – один из крупнейших зелёных массивов города, с богатой коллекцией растений. Не смотря на то, что часть деревьев была вырублена во время энергетического кризиса 90-ых, сейчас сад активно развивается и восстанавливается.
Самое яркое точка сада – оранжерея, которая мне напоминает описанное выше здание аэропорта. Внутри оранжереи несколько зон, а в центре - винтовая лестница с небольшой смотровой площадкой.
Научно-исследовательский центр ЭВМ Алгоритм
Строительство: 1979-1985 годы
В районе Ачапняк не так много архитектурных достопримечательность, но один объект точно стоит внимания.
Научно-исследовательский центр ЭВМ – пример позднего модернизма, который одной ногой был ближе к постмодернизму. Тем не менее, центр состоит из нескольких корпусов, образующих внутренний двор.
Раньше здание использовало особенности рельефа, но современные владельцы «выровняли» фасад до 1-го этажа, что лишило его оригинального эффекта игры теней. Но зато, сохранились окна и само здание частично продолжает выполнять свою функцию: здесь расположен IT-парк, а один из корпусов – жилой.
Кинотеатр «Россия»
Строительство: 1971-1974 годы
А это пример с отсылками на историю Армении – здание бывшего Кинотеатра «Россия». После приватизации в 2000-х, здание было превращено в торговый центр, утратив интерьеры и часть фасада. Однако ключевые элементы сохранены.
А именно «паруса», смотрящие в сторону Площади Республики. Предположительно, в их основе лежат идеи гор и кораблей: не трудно понять, что речь идёт об Арарате и Ноевом ковчеге. Именно эти образы стали основой проектных названий здания.
Интересно, что сохранились… люстры. Надеюсь, владельцам хватит ума их не убирать.
Станция «Площадь Республики»
Строительство: 1981 год
Это самая необычная станция метро, которую я видел. Её должны были открыть 7 марта 1981 года, но из-за необычной конструкции, работы были завершены только 26 декабря 1981 года. В чём же была сложность?
Особенность станции – полуподземный открытый павильон диаметром 30 метров, с фонтаном в виде каменного цветка по центру. На минуточку – это высота 10 этажного дома.
Причиной такого решения стало желание архитекторов сохранить архитектурный ансамбль, который здание павильона могло бы испортить.
Дом Правительства №3
Строительство: 1970-е годы
И кстати про ансамбль. Ближайшее здание к станции – Правительственный дом №3, где работают несколько министерств и здесь же находится дом-музей Александра Ованесовича Таманяна, главного архитектора города с 1923 года по 1936 год.
Именно благодаря его генплану, Ереван приобрёл свой современный вид. Сетка улиц, ключевые объекты архитектуры и сам архитектурный стиль даже в современных зданиях – это его наследие.
Само же здание №3 – это хороший пример гармонии габаритов и внешнего вида. Объект не привлекает лишнего внимания благодаря скруглённым формам, выраженной симметрии и малым количеством деталей.
Однако, мелочи всё же выделяются: балконы, плавно перетекающие в фасад, окна и часть крыши с куполом.
Культурный центр «АйАрт»
Строительство: 1985 год
Проспект Маштоца – строгая и выдержанная улица с пусть интересными, но типовыми многоэтажками. Однако, на отрезке между улицами Хоренаци и Пароняна можно найти сразу 3 важных достопримечательности: Центральный рынок, Голубую мечеть и Культурный центр «АйАрт».
Про первые две расскажу в другой статье, а «АйАрт» как раз по теме. Здание было построено для музея современного искусства и состоит из 8 цилиндров, соединённых друг с другом.
Окон нет, орнаментов и других украшений – тоже. Всё внимание приковано к форме и тому, как здание использует рельеф.
Забор на Пароняна
Строительство: 1980-ые годы
Относительно рядом с Культурным центром находится любимый мною объект из этой подборки – бетонный забор.
Его автором, архитектором и реставратором был (к сожалению, покинувший нас в 2021 году) Эдуард Тангян. Забор лично меня поражает контрастом: строгий и серый бетон в этом проекте выглядит невероятно пластичным и нежным.
Это лучшие опровержение мифа, что бетон – это исключительно острые грубые серые формы.
Станция Еритасардакан («Молодёжная»)
Строительство: 1981 года
Если станцию Площадь Республики архитекторы старались максимально скрыть, то Еритасардакан наоборот вышла яркой и заметной.
Вестибюль возведён из монолитного бетона и представляет собой устремлённую в небо покрытую алюминием трубу. В сечении – окно, а само направление продолжает ход движения эскалатора внутри.
Кстати, раньше в окне отчётливо читалась буква «М», но после реконструкции деталь стала менее заметной.
Корпус № 9 Национального политехнического университета Армении
Строительство: 1970-80-е
9-ый корпус Ереванского политеха многие источники называют одним из самых интересных представителей этого направления. «Советский» железобетон здесь объединяется с армянским туфом, а национального колорита добавляют арочный портал и барельефы.
Стадион «Раздан»
Строительство: 1970-1971 годы
Весьма спорный, но интересный проект. Стадион ассиметричный, с огромным западным крылом. Причиной такой формы, судя по всему, стал запрет на строительство восточной части, чтобы стадион не затмил Лужники в Москве.
В таком виде здание как будто парит в воздухе, но на этом плюсы заканчиваются. В настоящее время стадион почти не используется, и его дальнейшая судьба остаётся неизвестной.
Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»
Адрес: Ереван, административный район Кентрон
Строительство: 1965-1967 годы
Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» был открыт в 1967 году в память о жертвах геноцида армян 1915 года.
Основные элементы – 44-метровая стела и круг из 12 каменных плит с вечным огнём в центре. Стела символизирует раскол армянского народа – меньшая часть в Армении, большая в диаспоре. Число плит часто связывают с пострадавшими провинциями, но архитекторы выбрали число по эстетическим соображениям.
Вся конструкция напоминает надгробную плиту, а название на русский переводится как «крепость ласточки».
Другая деталь – Стена траура, на которой выгравированы места, по которым проходил путь депортированных и имена тех, кто боролся против геноцида и за его расследование и признание.
Также на территории комплекса расположен подземный Музей геноцида, открытый в 1995 году, с архивными фотографиями и документами.
Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна
Строительство: 1980-1983 годы
С разных точек Мемориального комплекса «Цицернакаберд» просматривается Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна.
Здание футуристичное – прямых линий практически нет, а по форме комплекс напоминает птицу или вытянутый цветок. Особого внимания служат адаптация под рельеф и лестничный каскад, из-за своих террас похожий на главных каскад города. При столько современном виде, вход украшает вполне классический для армянской архитектуры барельеф.
Но я не могу отделаться от мысли, что это казино. Возможно, к зданию просто нужно привыкнуть. Скорее всего привыкнуть нужно и к неоднозначному соседству места скорби и такого яркого развлекательного комплекса.
БОНУС + «Панельки»
Въезжая в город на поезде, меня встретили крайне монументальные панельки. Такие дома здесь не редкость и точно помню, что в большом количестве их можно найти в южной части проспекта Тиграна Меца.
Разных интересных панелек в Ереване много и как-то грустно, что я уделил им так мало внимания. Тем более, даже типовые проекты из-за «надстроек» выглядят уникально.
Полное видео о Ереване можете посмотреть на моём YouTube, RuTube и Дзен каналах:
Также, у меня есть другие соц сети: