Романовское кружево – это подлинное сокровище народного творчества, уникальное наследие Романов-Борисоглебского края и Ярославской губернии. Возникнув в XVIII веке, этот вид коклюшечного кружевоплетения на протяжении веков передавался из поколения в поколение, сохраняя неповторимые традиции и приемы.
Особенности и техники
Коклюшечное кружево, бытовавшее в городе Романове и Борисоглебской слободе Ярославской губернии в 18-20 вв., отличается от других кружев своими художественными особенностями и приемами плетения. Рисунки кружева имели своеобразные, характерные только данной местности, названия. Сцепной растительный мотив именовался «бачино», зубец в форме семилепестной розетки назывался «бантиком», а геометрический волнистый зубец — «бараньими рожками». В парном плетении выделялся узор «шлёнский», в котором сочетались решетчатые ромбы, простой фон, оживленный «паучками», и плотные сердцевидные мотивы с плотными же треугольными зубцами посередине. «Куличики» - это кружево, которое романовские кружевницы называли подвесь (подвески). Оно имеет с одной стороны ровный край, а с другой - волнистый зубец. Обучение осуществлялось непосредственно при показе процесса изготовления кружева, преемственность по принципу – «от мастера к мастеру».
По воспоминаниям кружевниц, живших в конце ХIХ века, промысел существовал давно: они «не запомнят того времени, когда бы у них не плели кружев: почитай, что с самой Екатерины все плетут и плетут». Отсюда следует предположить, что начало промысла уходит корнями в XVIII век. К концу ХIXвека плетением занимались мещанки, кружевниц насчитывалось 48 человек, и промысел был уже в упадке. Плели из ниток, которые покупали в Москве на фабрике купца Хлудова. Нитка была тонкая, и кружево из-под умелых рук мастериц выходило тонкое и изящное – «шленское».
Применение и значение
Плетеи в совершенстве владели двумя приемами плетения коклюшечного кружева: парным и сцепным. Плели в основном на заказ, мало на продажу. Заказчиками выступали местные купеческие семьи. К концу XVIII - ХIХ веков все романовское кружево шло на приданое купчих: согласно местным обычаям подобная заготовка белья невестам начиналась с 10-летнего возраста. Причем все полотенца, простыни и покрывала для подушек обшивались кружевом, и все приданое для новорожденных также отделывалось местным кружевом. Вероятно, поэтому кружевницы изготовляли кружево только известной длины: по размерам простынь или полотенец и т.д. Подобные требования обычая исполнять мастерицам было удобно, так как способ плетения, существовавший в Романове - на немецкий манер (при помощи 6-7 пар коклюшек) позволял заканчивать каждый кусок кружева так называемым «заплетом». Такие кружева всегда соединялись с тканью, будь то цельные каймы к носовым платкам, уголки и розетки к наволочкам, думочкам, скатертям, дорожкам. Плелось кружево согласно контурам украшаемого предмета и называлось «штучным». К нему относятся воротнички, различные вставки к одежде, нижнему белью, наволочкам. Самое оригинальное и сложное кружевоплетение выполнялось только на заказ.
Плетение производилось при помощи круглых подушек (валиков) - бобины (так их именуют в данной местности), набитых мхом, устанавливаемых на лукошки. Считалось, что мох делает подушки более упругими и тяжёлыми. Подушки мастерицы шили себе сами, а коклюшки из клёна изготавливали мастера, делающие деревянную посуду. Стоили коклюшки от 10 до 25 копеек за десяток.
Сохранились великолепные образцы отделочного кружева и готовые вещи на Борисоглебской стороне, где кружевоплетением занимались целыми семьями. В семье Алановых было двенадцать детей, с детства сестры Екатерина, Анна, Елизавета, Глафира плели кружева. До нас дошли работы Глафиры Алановой, которые поражают техникой исполнения, качеством: ниточка тонкая, кружево просто воздушное, особенно «шленское» на полотенце.
Романовское кружево отличается своими приемами и художественными особенностями. Но есть и общее правило: мерное кружево представляет собой кружевную полоску произвольной длины, состоящую из повторяющихся мотивов. К мерному кружеву относятся край, прошва, аграмант. Кружево-край – это красивая отделка, завершающаяся с одной стороны «зубцами», которая называлась в старину «подвесь» и служила украшением краев предмета. Вставленная между двумя кусками ткани прошва, называемая в старину «прошивкой», могла служить и самостоятельным украшением изделий.
В настоящее время в процессе воссоздания по старинным сколам из музейных и частных коллекций и архивов разработаны схемы плетения мерного, парного и сцепного коклюшечного кружева, характерного романовским кружевам.
Сохранение и возрождение
Восстановлением Романовского коклюшечного кружева занимается учитель ГБОУ СОШ № 2055 г. Москва Залялдинова Алия Минигареевна. Так же старинный промысел возрожден участницами Народного самодеятельного коллектива декоративно-прикладного творчества «Свое ремесло» Еленой Александровной Родинской и Любовью Николаевной Денежкиной, экспонируется на выставках и фестивалях районного, областного, Всероссийского уровня. Разработана авторская программа по кружевоплетению, освоение навыков кружевоплетения и особенностей романовского кружева введен в образовательный курс по предмету «Технология».
P.S: Мини-фильм о Романовском кружеве можете посмотреть в нашем сообществе ВК: https://vkvideo.ru/video-8345914_456239558