Многие, кто интересуются советскими автомобилями, точно знают о знаменитом грузовике ГАЗ-66 или, в народе просто «Шишига». Но далеко не всем известно, что на смену ему готовили инновационный ГАЗ-3301.
Это безкапотный грузовик с более мощной рамой и усовершенствованными тормозами. Запас хода составлял 1300 километров, и при этом спокойно мог преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра.
Испытания ГАЗ прошёл весьма успешно, но к сожалению так и не попал на конвейер. Что же случилось и что пошло не так? Ведь проект был многообещающим. Давайте сейчас вспомним об этом забытом авто, родом из СССР.
Идея заменить «Шишигу» чем-то новым возникла ещё в 70-е годы
Конечно, тогда легендарный грузовик был незаменим и многих устраивал, но уже в то время стало понятно, что он не отвечает новым ГОСТам.
А руководители предприятий, пытаясь загрузить машину по максимуму, жаловались, что она не тянет. Да и водители порой отмечали неудобство кабины. Поэтому и начали в Нижнем Новгороде создавать новый автомобиль.
А тут и неприятности в Афганистане настали. И Министерство обороны стало требовать машину, которая бы лучше защищала военных - поэтому тогда конструкторы стали работать ещё активнее и вскоре представили полноценную замену «Шишиге».
Новинку показали в начале 80-х годов. И точно можно сказать - инженеры максимально постарались учесть все необходимые требования.
Были предприняты попытки удешевить производство машины, чтобы в будущем не потребовалось новое оборудование. Также позаботились и о улучшении ремонтопригодности грузовика в полевых условиях.
Новый ГАЗ-3301 получил усиленную раму и шасси. Конечно, также модернизировали и подвеску
Доработана была и управляемость. Теперь управлять передним мостом и понижайкой, лебёдкой стало проще, благодаря тумблеру. В ГАЗ-66 же стояли неудобные рычаги.
Дополнительно удалось увеличить и грузоподъёмность до 2,5 тонн. Но, при этом "3301" стал тяжелее на 700 килограмм.
Новинку оснастили дизельным двигателем объёмом 6,2 литра мощностью 125 лошадиных сил, 5-ступенчатой механической коробкой передач и двухступенчатой раздаткой.
Такой ГАЗ мог без особого труда развивать скорость в 90 км/ч. Легко он преодолевал и брод глубиной более 1 метра. Отличной оказалась и проходимость по грязи, просёлочным дорогам и в горах.
Но выяснилось, что машина часто застревала в глубоком снегу. Для устранения проблемы пробовали оснащать его всеми из доступных и подходящих вариантов шин для бездорожья - но это особо не помогло.
Сильно доработали конструкторы и кабину
Отмечу, что на протяжении всех этапов разработки её неоднократно изменяли. В итоге кабина стала бронированной, что позволило сделать её намного теплее, комфортнее и удобнее - но заметно увеличило вес грузовика.
Кроме того, выяснилось, что такая броня сдерживает лишь от пуль, а в Афганистане было важнее спасать солдат от мин и осколков. С этим кабина практически не справлялась.
Не забыли оснастить авто и предпусковым газо-воздушным обогревателем. Он позволял запустить дизельный мотор даже в очень сильные морозы до -50 градусов по Цельсию.
К 1986-1987 годам было создано несколько полноценных образцов нового поколения
Они принимали участие в многочисленных испытаниях даже в условиях Крайнего Севера. Несмотря на некоторые трудности, новинка выдержала их достойно.
А потому к этому времени она была готова встать на конвейер - но нужно было устранить все недочёты, о которых я уже писал выше.
Кроме того, специалисты поняли, что машине нужен не дизель, а мощный турбированный двигатель. Но в Советском союзе их просто не выпускали, а закупать за рубежом посчитали невыгодным.
Требовали затрат и прочие доработки. Например, было бы неплохо повысить проходимость авто, обратившись к швейцарским специалистам, делавшим тогда отличные вездеходы DURU.
Но это было экономически невыгодно. Поэтому от проекта, как военные, так и гражданские отказались.
Но на заводе некоторое время всё равно продолжались работы над ГАЗ-3301
При этом специалистам удалось его даже избавить от многих недостатков. Для машины нашли другой мотор, оказавшийся не только надёжнее, но и дешевле.
Уменьшение дорожного просвета улучшило управляемость, а удаление брони – динамику и проходимость. Кроме того, передний мост сделали подключаемым.
Конечно, такое авто уже не могло быть военным, но я считаю как для гражданских нужд он вполне бы подошёл и заменило бы устаревшую «Шишигу».
Ведь здесь было немало прогрессивных для того времени идей и решений. Правда, выяснилось что новинка стоила бы на 40 процентов дороже ГАЗ-66.
К тому же руководители транспортных предприятий поначалу бы не очень хотели его брать, так как никто не знал, как он покажет себя в реальной работе. Поэтому могли возникнуть проблемы с реализацией.
Кроме того, в ту пору к власти, как раз, пришёл Михаил Сергеевич Горбачев. И в стране начались перемены. Тут уж стало не до новинки! А жаль… Ведь ту же «Шишигу» так и делали в Нижнем Новгороде аж до 1999 года!
А вам знаком грузовик ГАЗ-3301? Как считаете, жалко, что такой проект был загублен и не стал серийным?
Благодарю за прочтение!